Устин Данчук: «Снимать кино может каждый»

6 лет назад 0

Фото Юлии Лукьяненко

Устин Данчук на открытии "КиноДжема".

На прошлой неделе закончился фестиваль короткометражных фильмов «КиноДжем». Организатор фестиваля и основатель «Первой Херсонской киношколы» Устин Данчук рассказал о его результатах и перспективах украинского кино.

Ф естиваль закончился, какие впечатления о нем, все ли удалось?

— К сожалению, я считаю, что это самый слабый «КиноДжем» из четырех. Потому что таких сильных, классных работ – ну, 4-5, а средних — несколько. Количество слабых фильмов настолько перевесило, что мне лично было тяжеловато смотреть. Я надеялся на лучший результат. Не «выстрелила» тема «Городские легенды», большинство участников ее просто проигнорировали, а те, кто выбрали, реализовали средне. Не хочется, чтобы фестиваль топтался на месте, а тут он делает шаг назад. Значит, надо что-то менять.

Хорошим новшеством, я считаю, было проведение международного конкурса «Фильм года».  Удалось привлечь участников из  разных стран и показать херсонцам фильмы более высокого уровня. Потому что то количество и качество фильмов, которые нам прислали, должно заставить задуматься херсонских авторов, что, во-первых, есть много фестивалей, на которые нужно посылать фильмы, как это делают все режиссеры в мире. А у нас люди не находят нужным делится своим творчеством, делают «в стол», а работы сильные есть. Плюс я бы хотел, чтобы наши херсонские режиссёры и просто зрители посмотрели, что сейчас делается в мире, потому что короткометражное кино сделало просто невероятный прыжок.

— В следующем году будет 5-й «КиноДжем», юбилейный, есть уже какие-то планы насчет него?

— Каким именно он будет — это под вопросом, он точно состоится, но в каком виде и когда, я пока не могу ответить.  У «КиноДжема» есть уникальное свойство —  он создает своеобразную «общину» киношников — команды обмениваются: один оператор может снимать у трёх команд, актеры снимаются в нескольких фильмах сразу, все друг друга знают, по крайней мере, херсонцы. Да, есть какая-то конкуренция, но внутри все просто друг друга поддерживают и нет какой-то зависти. Плюс  я заметил, что вырабатывается вкус, люди видят, что «да, это хорошо, я, конечно, круто снял, но вот этот фильм достоин победы». Это здорово.

— Вы следите за успехами своих киношкольников и участников «КиноДжема»? Есть чем гордиться?

— Да, конечно. Ну, начнем с того, что к нам приходят люди, которые хотят поступать в киношные вузы. На данный момент все, кто у нас учился и хотел поступить, — поступили. В прошлом году наши детские фильмы посылали на всеукраинские фестивали. И на «Чилдрен Кинофесте» заняли 2 место.

Мы работаем над популяризацией кинодвижения среди молодежи, детей. Результатом для меня считается то, какое количество людей мы увлекли, какое количество людей мы убедили в том, что снимать кино может кто угодно и на что угодно. И для того, чтобы начинать делать свои первые шаги в кинематографе, не нужно каких-то больших финансовых возможностей и огромного опыта, главное — талант.

— Сейчас снова популяризируется украинское кино. Держкино анонсировало, что в этом году в прокат выйдет около 40 украинских фильмов. Насколько наше кино конкурентоспособно?

— Это сложный вопрос. Начнем с того, что украинское кино снова вернулось.  Причем, случилось это неожиданно, где-то в середине лета прошлого года, когда каждую неделю в прокат выходил наш новый фильм: «Кіборги», DZIDZIO «Контрабас», «Сторожова застава», «Ізі», «Межа», «Припутні», «Червоний», «Стрімголов»  и другие. Не все они были успешными, но есть хорошие.

Может ли оно быть конкурентоспособным? Да, может.

Хотелось бы, чтобы у нас не игнорировали жанровое кино, чтобы попробовали снять детектив, фантастику, не только детскую, например, «Казаки в космосе» и все — я в кинотеатре (смеется), или космические Чумаки, которые соль возят.

А вообще, я оптимистично настроен на тему украинского кино и, надеюсь, оно будет развиваться.