В Украину массово вернулись нелегальные заправки. Власти разработали новый план борьбы

4 года назад 0

Власти отреагировали на призыв розничных продавцов нефтепродуктов усилить борьбу с нелегальным сегментом рынка, за время карантина начавшим стремительно возвращать утраченные в начале года позиции, и разработали совместный план мероприятий: они будут направлены как против торговцев, работающих полностью незаконно, так и против лицензированных операторов, сбывающих часть горючего "в серую". 

Подход к контролю за нелегальным оборотом топлива при этом планируется изменить: вместо периодических рейдов госорганы, в случае обеспечения коммуникации с легальными операторами, будут использовать их данные и оперативно реагировать на нарушения.

 Кроме того, власти признают наличие злоупотреблений и со стороны "белого" рынка, в некоторых случаях скрывающего реальный объем проданного топлива с помощью вмешательства в системы его учета на акцизных складах посредством установки нелегального программного обеспечения. Для усиления контроля за такими действиями Государственная налоговая служба сейчас разрабатывает технологию и порядок выявления мошенничества, рассказал UBR.ua глава налогового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев. 

Между тем проблема теневого оборота топлива, считают эксперты, происходит не только из-за недостаточного контроля за нелегалами: незаконно сбывать горючее у мошенников получается благодаря коррупции на местах, недостаточной строгости наказания за нарушения, а также благодаря нелегальному производству, обеспечивающему приток большого объема неучтенных энергоресурсов. До сих пор в "тени" находятся миллионы тонн горючего, утверждают собеседники UBR.ua. 

Жульничают не только нелегалы В декабре-январе в Украине была проведена масштабная кампания против теневого рынка нефтепродуктов: в ходе рейдов правоохранители прекратили незаконную деятельность около 800 АЗС. Их работой, напомним, крупные сети аргументировали низкие темпы снижения цены на нефтепродукты, чем был недоволен президент Владимир Зеленский. 

Однако уже в апреле, после внедрения в Украине ограничительных мер, эксперты начали предсказывать возрождение нелегалов: предпосылки для этого они видели в сосредоточенности госорганов на утверждении карантинных мероприятий и борьбе с коронавирусом. 
Опасения участников рынка оказались небеспочвенными. Согласно данным perevirAZS.info, проекта Нефтегазовой Ассоциации Украины (НАУ), объединяющей крупнейшие сети АЗС, к концу июня к незаконной деятельности вернулись 157 нелегальных заправок. По имеющейся информации, на сегодняшний день в разных областях Украины функционируют 166 нарушителей: больше всего в Киеве и Днепре.

В ответ на обеспокоенность "белых" нефтетрейдеров 16 июня было проведено заседание Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности под председательством премьер-министра Дениса Шмыгаля. По результатам обсуждения комиссия обязала местные областные администрации при содействии ответственных госорганов и Нефтегазовой ассоциации активизировать мероприятия против нелегалов. 

Реализация поставленной задачи была начата 13 июля, в ходе встречи представителей НАУ, налоговой и фискальной государственных служб (ГФС и ГНС) и главы налогового комитета ВР Даниила Гетманцева. Как рассказал Гетманцев UBR.ua, между ГФС и НАУ сейчас отсутствует налаженная коммуникация, однако, если ее обеспечить, то почти весь рынок можно полностью отбелить, выразил убеждение народный депутат. 

"Нефтетрейдеры владеют оперативными данными об открывающихся нелегальных заправках и могут ее предоставлять ГФС в режиме реального времени. Если бы они обменивались этой информацией и более тесно коммуницировали друг с другом, то мы могли бы полностью вывести этот рынок в белую – ведь понятно, что разовые рейды ни к чему не проводят. Поэтому данный вопрос требует системного подхода",  – рассказывает Гетманцев.  

Впрочем, как заявлял и.о. главы ГФС Сергей Солодченко, не во всех случаях его ведомство имеет возможность влиять на деятельность мошенников: в ряде случаев нелегалы имеют реальные лицензии, разрешающие реализовывать нефтепродукты. Часто, объяснил UBR.ua заместитель директора консалтинговой группы "А-95" Артем Куюн, лицензия выдается фактически не имеющим на нее право "дельцам" на основании поддельных документов. 

"Налоговый инспектор принимает документы по утвержденному законодательством списку, но не проверяет их аутентичность и подлинность, а также не несет никакой ответственности за принятое решение. Принесли левую бумажку – она же есть в списке на лицензию? Есть. Ну тогда извольте ее выдать. В результате многие объекты, которые даже теоретически не могли претендовать на лицензию, в итоге ее получили",  – комментирует Артем Куюн.

Бизнес на налоговом кредите Помимо лицензии, ГФС должна проверять на точке наличие регистраторов расчетных операций (РРО), уровнемеров и расходомеров топлива на акцизных складах. Махинации с показателями последних характерны и для легального бизнеса, обращает внимание Гетманцев.

"Используя нелегальное программное обеспечение, в сертифицированную систему учета реализации топлива вносятся изменения, которые позволяют часть топлива реализовывать в черную. Это тоже достаточно серьезная часть рынка. Впоследствии продажа топлива используется для осуществления схемы "скруток" с НДС, что также приносит государству серьезные убытки",  – объяснил Гетманцев. 

Схема, объясняет Куюн, заключается в продаже не отображенного в отчетности топлива за наличные. По документам топливо остается на руках мошенника – их он потом продает другой компании под видом реализации топлива. 

"У компании, которая его фиктивно потребила, образуется налоговый кредит в виде НДС, под возмещение",  – объясняет мотивацию второго участника "скрутки" Куюн. Он, впрочем, сомневается, что подделка данных об уровне горючего в резервуарах делается без ведома фискальной службы и коррупционного фактора на местах, только за счет установки нелегального программного обеспечения. 

Как бы там ни было, дополнительный барьерный механизм в налоговой уже прорабатывается, анонсировал меру Гетманцев.  

"На сегодняшний день Государственная налоговая служба разрабатывает, – а мы осуществляем за этим парламентский контроль, – технологию и порядок выявления изменений в систему учета топлива", – отметил глава профильного комитета ВР. 

Он добавил, что в дальнейшем все стороны – налоговая, фискалы, представители комитета и нефтетрейдеры, – договорились обмениваться информацией о развитии ситуации, а также проводить совместные встречи каждые две недели. 
  Открывшись снова – отобьешь потери за 2 недели Причина того, что часть нелегальных операторов рынка смогли возобновить работу после декабрьских рейдов, кроется еще и в отсутствии ответственности за ведение незаконного бизнеса, считает директор специальных программ научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. В большинстве случаев нельзя определить конечного собственника компании, который, к тому же, часто не является резидентом Украины.

При этом арендатор заправки, торгующий горючим в серую, согласно закону не будет нести наказание за любые нарушения: от несоблюдения техники пожарной безопасности и до продажи суррогатного топлива. Отметим, что в рамкам законопроекта №2515, уже прошедшего в ВР первое чтение, предлагается ужесточить административную ответственность за продажу топлива без разрешительных документов путем существенного увеличения штрафов с одновременным изъятием самого топлива и имущества АЗС. 

Однако, как замечает Рябцев, штрафы и конфискации при открытии бизнеса через время на новом месте могут отбиться для нелегалов за 2 недели. Для предотвращения повторного открытия бизнеса единственным выходом является введение уголовной ответственности, уверен эксперт НТЦ "Психея". 

В то же время источником всего нелегального сегмента продажи топлива является его неучтенное производство. Несмотря на то, что масштабного контрабандного импорта топлива в Украине нет, – незначительные партии, делится сведениями Рябцев, доставляются в страну через мелкие портовые пункты на Черном море, – существенным источником неучтенного топлива становятся законсервированные или выведенные из промышленной эксплуатации нефтяные скважины. 

Из таких скважин в основном добывается газовый конденсат, который затем перерабатывается на мини-НПЗ, замечает эксперт центра "Психея". Рябцев, оценивая объем нелегального рынка топлива в Украине отметил, что разница между оборотом нефтепродуктов согласно данным трейдеров и отображенного официальной госстатистикой объемом производства и импорта измеряется миллионами тонн. 

"Никто на самом деле не знает, сколько скважин используются из тех, которые официально числятся законсервированными. Называлась оценка для Полтавской области – 380 скважин. Это означает, что добытый там конденсат потом перерабатывается", – говорит Рябцев. 
Нелегально произведенное топливо все равно необходимо отслеживать через учащение числа проверок, в ходе которых должно быть выявлено его соответствие нормативным документам, говорит Рябцев. Эксперт считает, что на сегодняшний день их проводится недостаточно.

"Количество проверок на соответствие нормативному регламенту в год не превышает сотни, в то время как у нас, – только из числа легальных и постоянно работающих, – функционирует больше 5 тысяч заправок", – поясняет происхождение проблемы Рябцев.