Выживет ли порт Скадовска?

3 года назад 0

Скадовский морской портовый элеватор выставили на аукцион. Однако лот заинтересовал лишь одного участника. Использовать этот элеватор попросту не выгодно, поскольку находится он вблизи одного из самых убыточных портов Украины — Скадовска. USM рассказывает «темную» историю Скадовского элеватора, а также рассуждает, есть ли у порта шансы на «вторую жизнь».  

Летом ЗАО «Скадовское хлебоприемное предприятие» мощностью 33,42 тыс. тонн выставили на торги. Аукцион был назначен на 2 сентября, но не состоялся.

Стоимость элеватора — 40,5 млн грн. В состав элеваторного комплекса входят здания и сооружения общей площадью 7,48 кв. м, расположенные в Скадовске. Также продают оборудование, используемое в производстве.

Элеватор может предоставлять услуги по хранению и перевалке зерна, шрота, смазочных грузов и другой продукции, с возможностью использования припортового терминала в морском порту Скадовска.

Мощность единовременного хранения предприятия составляет 33,42 тыс. тонн: 15,32 тыс. тонн — в металлических силосах, 18,1 тыс. тонн — в 6 зерновых складах напольного хранения. Мощности приема составляют 1,5 тыс. тонн в сутки, погрузки на суда — 3 тыс. тонн в сутки (река/море). Годовая отгрузка — 600 тыс. тонн (есть возможность увеличить объем отгрузки до 1 млн тонн в год).

Предприятие эксплуатировалось ООО «Семилла». В 2018 году «Семилла» стало фигурантом уголовного дела по статье о мошенничестве, поскольку  задолжало банку 12 млн грн , взятых в кредит. Предметом ипотеки, взятой в 2014 году, был Скадовский элеватор. ХПП и «Демис-агро» (основатель «Семиллы») сменили адреса регистрации, что затруднило поиск должностных лиц предприятий для взыскания долга. Имущество поместили под арест, но освободили в конце 2019 года Постановлением суда кассационной инстанции. 

В 2019 году элеватор выставили на торги, оценив в 34,5 млн грн, но безуспешно. Как видим, спустя два года попытку аукциона предприняли снова, и даже повысили стоимость лота почти на 5 млн грн. Но и эта сделка не состоялась, поскольку был заявлен лишь один участник, и тот не оплатил гарантийный взнос. 

По состоянию на 18 августа 2021 года, ПАО «Скадовское ХПП» находится в состоянии прекращения деятельности. «Семилла» — все еще действующее предприятие. 

Скадовское ХПП — единственный терминал, который помогает порту Скадовска осуществлять перевалку зерновых грузов. Предприятия зависят друг от друга: если в Скадовске нет судозаходов — терминал пустует; и наоборот, если работа терминала останавливается — порт теряет показатели по обработке зерновых. Например, в 2018 году объемы обработки зерновых в Скадовске упали с 2,5 тыс. тонн до нуля. И как раз в 2018 году начались судебные разбирательства по Скадовскому ХПП.
Как «обнулился» Скадовск Уже много лет Скадовский морской порт медленно идет ко дну. В 2014 году предприятие резко потеряло 80% грузооборота, по сравнению с показателями предыдущего года. Тогда, несмотря на выгодное географическое положение и низкие тарифы, перевозчики не рисковали сотрудничать с портом из-за его опасной близости к зонам АТО (сейчас — ООС). 

Порт убыточен настолько, что в начале 2020 года Кабинет министров внес его в ряд объектов государственного имущества, которые подлежат приватизации. Но ситуацию усложняет долговая яма, в которой погрязло предприятие: порт  задолжал около 4 млн грн за использование причальных терминалов и портовых сборов. Этих денег у порта нет, поскольку нет судозаходов и, соответственно, потока грузов. Спасти порт может лишь инвестор, который не только вложится в само предприятие, но также оплатит его долги. 
 
В феврале 2020 года экс-министр инфраструктуры Владислав Криклий говорил о приватизации Скадовского порта: « На концессию туда маловероятно кто-то зайдет: они очень убыточны, им уже не хватает денег на фонд заработной платы ».

В сентябре Криклий уже говорил о концессии порта и утверждал, что инвесторы для Скадовского порта уже найдены. Этой весной заявили, что приватизация Скадовского порта планируется до конца года. 2021 близится к концу — и тишина…
Для наглядности продемонстрируем динамику  падения грузооборота в Скадовском порту с 2013 года:
В 2020 году в порту Скадовска насчитываются лишь два судозахода. В июне 2020 года Скадовск принял судно  Pallada  под флагом Молдовы — первое после возобновления работы пункта погранпропуска. Сухогруз доставил в Украину 3,2 тыс. тонн портландцемента в слинг-бегах из турецкого порта Самсун. В августе же порт Скадовска принял первое за три года судно под зерно. На сухогруз  Yilmaz  Kaptan загрузили семена подсолнечника, заявленный вес — 600 тонн. 

В этом году ситуация в порту обстояла еще хуже: первое в 2021 году судно ошвартовалось в Скадовском порту только в конце июля — на сухогруз  Berk  погрузили подсолнечный жмых для отправки в Турцию. Тогда USM удалось узнать, что отправителем груза является ODA Trade, получателем — Liberian Industry. Судно агентировал «Судосервис». 

По данным АМПУ, показатель грузооборота порта Скадовска в январе-июле равен нулю. По-видимому, груз «зачтут» в августовские показатели порта, которые, на момент написания этого материала, ГП «АМПУ» еще не опубликовало. По крайней мере, в статистике судозаходов за июль Berk не зафиксирован. 
Можно ли спасти порт?  У Скадовского порта был шанс на восстановление: турецкая паромная линия Cenk планировала зайти в порт при условии, что в его акватории проведут дноуглубительные работы. Под особенности судов компании в порту даже модернизировали причал. Но Скадовский районный совет не согласовал проведение ремонтного черпания в преддверии курортного сезона в 2014 году, поэтому Cenk перешли в Черноморск. 

Один из вариантов «спасения» — приписать предприятие к Херсонскому порту в качестве портопункта. Эта идея уже озвучивалась в 2007-2008 гг., но была обречена на провал из-за долгов порта. Если на стороннего инвестора, который покроет задолженности предприятия, еще можно надеяться, то на помощь от других украинских портов, которые сами не отказались бы от дополнительного финансирования, можно даже не рассчитывать.

Тем не менее, все еще предпринимаются попытки спасти порт и обеспечить ему хоть какой-то грузооборот. Например, в начале 2021 года появилась информация, что в Скадовском порту планируют провести капитальный ремонт. Предполагалось, что реконструкция позволит предприятию нарастить производственные мощности. А, возможно, порт пытаются «приукрасить», чтобы привлечь инвесторов для его приватизации. В рамках работ обещают отремонтировать участок 2, а также учacток cooбщeния пpичaлa 1 co cтeнкoй бepeгoукpeплeния cущecтвующeгo зaтoнa. Кроме того, планируют изготовить новое покрытие из сборных железобетонных плит. Плoщaдь тeppитopии peмoнтиpуeмoгo учacткa — 830 квaдpaтныx мeтpoв.

Также в январе отремонтировали буксир «Доковец» — единственный работающий буксир, который может обслуживать суда в акватории Скадовского морского порта и задействован в аварийно-спасательном дежурстве в зоне ответственности Администрации Скадовского морского порта. Ремонт буксира обошелся в 2,6 млн грн.

Порт Скадовск расположен на северном берегу Джарылгачского залива Черного моря. Начинает свою историю с 1894 года, когда была построена первая пристань. Глубины в заливе не превышают 10 м. Акватория Скадовского порта представляет собой ковш, вход в который огражден дамбой. Глубина ее в средней части 5-5,3 м. 

Основная специализация порта — грузопассажирские и автопаромные перевозки в направлении Турции, а также добыча и реализация морского песка, перевалка зерновых грузов. Также к порту приписан порт Хорлы, о котором недавно  рассказывал USM

По сути, уже семь лет мы наблюдаем за проседанием Скадовского порта по всем показателям. Получится ли вернуть его к жизни? Государство не рассчитывает на то, что в порт зайдет концессионер, и предлагает приватизацию. Но оплата миллионных долгов порта и его дальнейшая трансформация из убыточного предприятия в прибыльное — рискованная авантюра. Согласится ли на нее кто-либо — мы узнаем только к концу года. 

Ольга Горбенко
usm.media Полина Светлова