Так кто заказал Гандзюк?

5 лет назад 0

На здании администрации города и не только развешены билборды и растяжки с текстом «Извините, так а кто заказал Гандзюк?». Этот наглядный антураж должен демонстрировать заботу властей о скорейшем расследовании дела об убийстве Катерины Гандзюк и успокоить народ — мол, не волнуйтесь, мы бдим, мы на страже безопасности, виновные будут найдены и наказаны по всей строгости закона. И, действительно, подозреваемых одного за другим примеряют на роль покушавшегося, и с каждым разом личности подозреваемых вызывают все больше вопросов.

Президент Украины Петр Порошенко вручает государственную награду подозреваемому в убийстве Кати Гандзюк по кличке Шуруп

Едва окончились похороны Гандзюк, как страсти вокруг ее убийства и причины смерти разгорелись с новой силой. Напомним, что помощницу мэра Херсона три месяца назад неизвестный облил кислотой буквально у подъезда дома, где она жила. Гандзюк экстренно госпитализировали в одну из больниц Херсона, где ей оказали экстренную помощь, а затем выписали и перевезли в Киев. Ожоги были обширными, понадобилось множество операций, но, согласно официальной информации, состояние Катерины Гандзюк улучшалось. Однако недавно помощница мэра умерла — оторвался тромб. Дело о покушении было переквалифицировано в дело об убийстве, главным подозреваемым заказчиком оказался помощник депутата Рады от фракции БПП  Николай Паламарчук, а Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко едва не отправился в отставку.

В день похорон возле здания херсонской полиции активисты из радикальной организации C-14 устроили акцию, подожгли фаеры, разрисовали крыльцо и двери призывами «Убийц на нары». В дом попавшего под подозрение в организации покушения Игоря Павловского — помощника нардепа от Блока Петра Порошенко Николая Паламарчука — полетели дымовые шашки и взрывпакеты. Неизвестные в балаклавах исписали красной краской ворота и стены дома Павловского надписями «Кровавый убийца» и «Убийцу на нары». Однако полиция никого не задержала.

Молчание Торбина

У общественности не раз возникали вопросы к ходу расследования. Несмотря на свидетельские показания, подозреваемых смогли задержать лишь спустя несколько дней после покушения. Ими оказались ветераны АТО, бывшие члены «Украинской добровольческой армии» (неофициальная военизированная организация бывшего руководителя «Правого сектора» Дмитрия Яроша). Непосредственным организатором следствие считает Сергея Торбина с позывным «Опер» — боец, который воевал с 2014 года, в том числе в Песках, Донецком аэропорту и на шахте «Бутовка». Торбин награжден рядом государственных наград. По версии следствия именно Торбин являлся посредником, получившим деньги от неизвестного заказчика и организовавшим исполнение покушения руками бывших сослуживцев по добровольческому корпусу и АТО.

Крайний слева — улыбчивый подозреваемый с позывным Шуруп сразу после получения государственных наград бойцами «Украинской добровольческой армии» (УДА).

В числе подозреваемых оказались:

  • боец 5 батальона УДА Владимир Васянович с позывным Шуруп — он воевал, неоднократно награжден, на войне получил тяжелое ранение — ему оторвало ногу,
  • Никита Грабчук с позывным «Муравей» — по версии следствия именно он вылил кислоту на Катерину Гандзюк,
  • Виктор Горбунов — он был в курсе замыслов сослуживцев, купил кислоту и передал ее товарищам, но не принял участия в самом покушении,
  • Вячеслав Вишневский по версии следствия участвовал в покушении, подавая условные знаки Никите Грабчуку.

Одному из подозреваемых — а именно Владимиру Васяновичу с позывным Шуруп — награду за подвиги в зоне АТО вручал лично президент Украины Петр Порошенко.

После задержания пятерых подозреваемых  двоих из них оставили под стражей — Сергея Торбина и Никиту Грабчука. Остальных — Вишневского, Горбунова и Васяновича — отпустили под домашний арест с условием ношения электронных браслетов. Реакция в СМИ на подобное решение не заставила себя ждать — общественность была поражена мягкостью в отношении подозреваемых. Причиной выбора домашнего ареста стало решение четверых из пяти подозреваемых о добровольной даче показаний и сотрудничестве со следствием. Никита Грабчук по данным СМИ до сих пор находится в Херсонском СИЗО, Сергея Торбина недавно перевезли в Киев, так как уголовное производство по факту убийства Катерины Гандзюк было передано в СБУ.

Сергей Торбин, которого считают ниточкой к заказчику, молчит, а потому следствие находится в тупике. Торбин отказывается давать показания, а также отвергает все обвинения.

Молчание Торбина дает основания подозревать, что заказчиком может являться кто-либо из действующей власти. В свете грядущих президентских выборов инцидент с Гандзюк может искусственно перерасти во вторую «Врадиевку».

Дело Гандзюк

Делу об убийстве Гандзюк присвоен №766/14761/18. Согласно действующему законодательству, любой желающий мог бы ознакомиться с информацией о данном деле в электронном виде, если бы не регулярные трудности с доступом к серверу с реестрами дел. Однако в сети имеется достаточно информации, анализируя которую каждый может заняться собственным расследованием и сделать выводы.

Первым результатом в поисках преступников, выливших кислоту на Гандзюк 31 июля 2018 года, стало обнаружение фирмы, где подозреваемые купили серную кислоту. Существует информация, что вначале заказчик планировал избиение Гандзюк. Согласно показаниям подозреваемых, именно такая форма воздействия фигурировала в заказе, переданном в середине июля 2018 года. Напомним читателям, что предшествующие покушению месяцы регулярно происходили избиения журналистов. Возможно, эти события и убийство Гадзюк никак не связаны.

Из протокола реестра:

«ОСОБА 6 (Сергей Торбин с позывным Опер — прим. ред.) предложил примерно в середине июля 2018 совершение преступления в отношении ОСОБА 8 (Гандзюк), ему — ОСОБА 6 (Виктору Горбунову), а также ОСОБА 10 (Вячеславу Вишневскому), ОСОБА 4 (Владимир Васянович  с позывным Шуруп), ОСОБА 7 (Никите Грабчуку  с позывным Муравей). При этом он заявил, что Гандзюк — коррумпированный чиновник с проросийскими политическими взглядами, поэтому необходимо ей нанести телесные повреждения».

«За избиение непосредственным исполнителям было предложено 4000 долларов, а обливание кислотой посредник оценил вдвое меньше — в 2000 долларов. Судя по заявлению главы Национальной полиции Сергея Князева, неизвестный пока заказчик изначально предложил за избиение 5000 долларов. Вполне возможно, большая часть награды за преступление, осталась у посредника.»

Сотрудник полиции Херсона:

«На допросах подозреваемые признались, что отказались от избиения из соображений безопасности — жертва бы начала кричать, сопротивляться, это могло привлечь нежелательных свидетелей. Поэтому решили облить кислотой. Все задержанные в один голос утверждали, что убивать Катерину никто не думал. Это было как бы «наказанием» за деятельность Гандзюк. Трое из пятерых знали Гандзюк лично, и даже знали, что ее награждали за волонтерскую деятельность — помощь именно их подразделению ДУК ПС. Но это их не смущало — перед покушением они пришли к выводу, что Катя «переобулась» и стала «русской консервой». Это как бы подтверждалось в их глазах тем, что весной и летом Гандзюк обозвала бандитами ветеранов АТО, участвовавших на стороне конфликтующих сторон вокруг вырубки леса в Цюрупинском лесничестве (Цюрупинск — нынешние Алешки — прим. ред.) и называла неоднократно гражданские организации АТОшников «новыми бандитами».

К покушению подозреваемые подготовились основательно, купив в ЦУМе Херсона мобильные телефоны и сим-карты. Кислоту приобрели по объявлению в интернете.

Согласно показаниям менеджера компании-продавца, 26 июля 2018 года подозреваемый Виктор Горбунов приобрел две бутылки автомобильной аккумуляторной серной кислоты за 300 гривен. Покупка была совершена в Каховке. Бутылки с кислотой были переданы исполнителям. За эту «работу» Горбунову организатором было заплачено 300 долларов США.

Видео, доказывавшее причастность Горбунова к покупке кислоты, дало возможность попытаться распутать весь клубок. Горбунов был задержан первым. Процедура опознания позволила подтвердить, что именно Горбунов приобретал кислоту. Сам Горбунов что не причастен к покушению и утверждал, что у него имеется алиби — в день покушения он якобы находился с семьей на отдыхе у моря. Но позже, под грузом аргументов, Виктор Горбунов признался, что действовал не один, и что непосредственного участия в покушении не принимал, а также назвал имена других подельников.

Из двух купленных бутылок кислоты непосредственно по назначению была использована одна, вторую закопали во дворе дома одного из подозреваемых. Неиспользованная бутылка кислоты была найдена 23 августа 2018 года во время обыска.

Непосредственно выполняли заказ трое: Вячеслав Вишневский, Владимир Васянович  с позывным Шуруп, и Никит Грабчук с позывным Муравей. Обливать кислотой должен был Никита Грабчук — по показаниям подозреваемых «из-за того, что тот быстро бегает».

Никита Грабчук с позывным Муравей, которого подозревают в непосредственном обливании кислотой Гандзюк.

Утром 31 июля 2018 года Муравей, одетый в шорты, бейсболку, кроссовки и майку, спрятался в помещении мусоропровода у подъезда, где жила Катерина Гандзюк. Один из соседей, выходящих из подъезда, заметил Грабчука, который выглядывал из полузакрытой двери, но не придал значения происходящему.

Вячеслав Вишневский прогуливался напротив подъезда, ожидая выхода Гандзюк. Владимир Васянович ожидал подельников в джипе «Чероки», припаркованном с другой стороны многоэтажки.

Около 8:40 утра к подъезду подъехала служебная машина «ДЭУ» на которой возили Гандзюк. Следящий за выходом дал сигнал по телефону.

Подъезд дома, возле которого облили кислотой Катерину Гандзюк. Виден мусороприемник, в котором прятался Муравей.

Муравей вышел из помещения мусороприемника и ожидал Гандзюк в кустах возле подъезда. Как только Катерина вышла, он бросился к ней и плеснул на нее кислотой. Убегали оба подельника через узкий сквозной проход между корпусами дома.

Через этот проход убегали преступники, облившие Катерину кислотой.

Далее оба сели в ожидавший их автомобиль и уехали в сторону Цюрупинска. Жертва покушения, находясь в состоянии болевого шока, срывала с себя клочья одежды — их после обнаружат на месте преступления. Было установлено, что у жертвы повреждено более 40% тела — лицо, шеи, руки и туловище.

Во время бегства Муравей обнаружил на себе следы кислоты и повреждения. По этой причине на пути между Алешками и Херсоном автомобиль остановился, и Муравей выбросил бейсболку, шорты, кроссовки, а также забросил подальше бутылку из-под кислоты. Место остановки подозреваемые показали в ходе следствия. Одежда и обувь с дырами от кислоты, а также бутылка, были найдены и приобщены к материалам дела.

Согласно материалам дела, за покупку кислоты Горбунову было заплачено 300 долларов. Остальным было предложено по 500 долларов. Местом встречи после покушения был назначен Цурюпинск (Алешки). Все трое работали в местной охранной фирме в Алешках, которой руководил их непосредственный начальник «Опер» — подозреваемый Сергей Торбин. Об успешно совершенном покушении подозреваемые не должны были сообщать «ОСОБЕ 6» — подозреваемому Сергею Торбину:

«Потому что во всех СМИ только про это и говорили. Через несколько дней к нам приехал Опер, который раздал всем нам по 500 долларов, как и договаривались».

Подозреваемый Никита Грабчук как непосредственный исполнитель получил бонус — 5500 гривен. После покушения подельники поняли, что полиция идет по их следам, поэтому один из них выехал в Житомир, где его потом задержали. Было принято решение разъезжаться в разные стороны и остальными. «На дорожку» Опер выдал троим подельникам еще 800 долларов. Но вскоре они также были задержаны и начали давать показания.

Так кто заказал Гандзюк?

По информации от источника в полиции, трое подозреваемых подтверждают факт знакомства Сергея Торбина с Игорем Павловским.

«Торбин и Павловский — это одна команда, все совместные бизнес-проекты возглавлял именно Павловский, — утверждает источник в полиции, — Он же был финансистом общественной организации Торбина «Добровольцы божьей четы».

Под эгидой организации «Добровольцы божьей четы» действовало несколько охранных структур, которые были зарегистрированы в Алешках и Новой Каховке.

Летом 2018 года люди Торбина-Павловского участвовали в разборках по поводу вырубки леса в Цюрупинском лесничестве — это золотая жила, на которую претендуют сразу несколько крутых бизнес-кланов Херсона. В вырубке леса «при делах» практически все бизнесмены Херсона, которым покровительствуют все местные чиновники — от областных до городских из Херсона и Алешков.

Еще одна «тема», которую курировала банда Павловского — это таможня Херсона — через нее проходят большие грузы контрабанды. Контрабанда и реэкспорт топлива с возвратом НДС — это миллионы, которые практически легально уводят из бюджета.

«При Саакашвили на таможне в Одессе началось нечто, напоминающее передел, и потому контрабандный бизнес, нуждавшийся в тишине, переместился в Херсон. За три прошедших года по серым схемам на таможне Херсона стало проезжать в пять раз больше грузов, чем до 2015 года. Полиция здесь ни причем — это непосредственно курируют СБУ и областные структуры».

Несмотря на показания, Игорь Павловский категорически отрицает близкие отношения с Сергеем Торбиным, подтверждая лишь то, что их офисы находились в одном здании на одном этаже.

Растяжка с надписью «Извините, так а кто заказал Гандзюк?» на здании мэрии Херсона.

Позиция Гандзюк в административной структуре Херсона вызывала споры и неоднозначные высказывания. По словам сотрудницы мэрии, Гандзюк нередко выходила за рамки своих служебных полномочий.

«По сути Гандзюк была правой рукой мэра Херсона — у нее были очень широкие полномочия. Но без  ведома мэра Катя никаких действий как служащая мэрии не предпринимала. Помимо этого была и вторая сторона «Луны» — Катя была просто неравнодушной. Ей до всего было дело — вмешивалась в любые дела, подоплека которых ей казалась несправедливой или коррупционной. И вот во время таких своих действий мэра она не спрашивала. Из-за этого у нее была куча недоброжелателей и врагов. По сути, в число подозреваемых в организации покушения на нее можно запросто приобщить еще как минимум несколько десятков далеко не простых человек. Причем не только из Херсона, но и из Киева. Туда же можно добавить еще несколько сотен горожан, которых она зацепила словом или действиями. Скажем так, она всегда вела себя очень жестко и не стеснялась в выражениях. Многие горожане были ей благодарны, но было много и таких, которые желали ей зла».

По словам активистки и руководительницы «Самообороны Херсона» Инны Усачевой, неприятностей для Катерины Гандзюк могли желать многие, так как она действительно часто участвовала в различных конфликтах. Гандзюк также конфликтовала и с Усачевой. Изначально предметом конфликта «Самообороны» и мэрии был офис ГО «Самооборона Херсона», который у организации пытался отобрать горисполком.

«Зачислять всех, кто конфликтовал с Екатериной, в подозреваемые в покушении на нее — глупо. Екатерина действительно со многими ругалась, в том числе как с настоящими патриотами и общественниками, так и с теми, кто выдает себя за патриотов. Дело в том, что в Херсоне и области схлестнулись интересы многих коррупционных кланов, здесь вовсю идет распил бюджетных денег. Но действия и участие в конфликтах Екатерины не были настолько значимыми, что бы дать кому-то повод для убийства или мести», — рассказала Инна Усачева.

26 июля 2018 года, за несколько дней до покушения, Гандзюк очень резко высказалась в отношении движения «территориальных громад Херсона», назвав представителей этого движения «сепарами», «русскомирцами» и «мусорской и сбушной агентурой». Таким образом, у представителей «территориальных громад Херсона» также были мотивы желать зла Гандзюк. Данное движение по сути не признает власти государства и выносит во главу своих полномочий и действий  5-ю статью Конституции, пропагандирует так называемую «народную экономику» в духе анархистской идеологии. Последние два года представителей территориальных громад украинские силовые структуры что называется «кошмарят», закрывая их офисы и открывая уголовные производства, поэтому упреки в пособничестве «силовикам» выглядят нелепо.

По мнению источников полиции, покушение на Катерину Гандзюк могло быть своеобразной «черной меткой» для излишне активных общественников, которые пытаются предотвратить коррупцию и распил государственных денег в Украине.

«Уверен, что сама по себе Катя мало значила для заказчика покушения на нее. Убийство Кати — второй звонок для активистов, сующих нос в большие денежные дела. Даже если общественники просто пишут о таких делах в интернете. Помните, как убили Сармата — Виталия Олешко в Бердянске? Он тоже влезал во все коррупционные дрязги в Бердянске и открыто говорил о коррупционерах во власти. Это события одного плана. Элементарное запугивание активистов — общественников. Конечно, тот кто заказал Катю, явно не ожидал, что она умрет в больнице. И если сейчас найдут и докажут, кто главный заказчик. А очень похоже на то, что нити действительно ведут к помощнику депутата от БПП, то это может быть поводом для третьего Майдана. Который начнется в Херсоне», — утверждает полицейский.