Томос

Томос: ожидания и реальность

5 лет назад 0

6 января 2019 года новосозданная Православная Церковь в Украине (ПЦУ) получила так ожидаемый ею Томос на автокефалию.  Руководство страны поспешило заявить о создании Единой Поместной Украинской Церкви, о сбывшихся вековых чаяниях украинцев по освобождению из «московской неволи», об окончательном укреплении суверенитета государства, но все эти политические бигборды так и не объяснили людям, суть произошедшего. Давайте разберемся, что украинская власть обещала верующим, и что у нее получилось в действительности.

1. Ожидание:

ПЦУ объединит все три православные конфессии (Украинскую православную церковь (УПЦ), Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ)) и станет Единой Поместной Украинской Церковью.

Реальность: 

Единственная каноническая православная Церковь Украины — УПЦ  отказалась от участия в так называемом «объединительном соборе», поэтому ПЦУ фактически объединила в себе две раскольнические структуры.

 

2. Ожидание:

Получив от Константинопольского престола Томос на автокефалию,  ПЦУ обретет каноничность, т.е. законность своего существования в православном мире..

Реальность: 

ПЦУ никогда не будет признана мировым православием. ПЦУ уже публично не признали Русская, Польская, Сербская, Антиохийская поместные церкви, и это только начало. Даже если какие-то поместные церкви под давлением правительств своих стран и признают вновь созданную церковную структуру, это на Диптих не повлияет – ПЦУ в нем уже не быть.

 

Автокефальной каноническая Церковь стает по следующей, согласованной со всеми Поместными Православными Церквями, процедуре.  На первом этапе ей надо получить Томос  об автокефалии от материнской церкви,  на втором ее должны признать все Поместные Православные Церкви,  и только  после этого она вносится в Диптих (перечень церквей) мирового православия.

ПЦУ объявила Константинопольскую церковь своей материнской, однако,  это не так, поскольку и УАПЦ,  и УПЦ КП ушли в раскол из Русской православной церкви (РПЦ). Первая в двадцатые годы прошлого столетия, а вторая в 1992 году. Все священники провозгласившие создание УАПЦ и УПЦ КП были рукоположены, а затем низложены в РПЦ и никто в созданной ПЦУ не рукополагался  Константинопольским патриархатом. Таким образом, для УАПЦ и УПЦ КП, а значит и ПЦУ, материнской является именно РПЦ, а не Константинопольская церковь.

3. Ожидание:

ПЦУ станет поместной церковью, то есть территория Украины перейдет исключительно под ее юрисдикцию.

Реальность: 

Константинопольский Патриархат объявил Украину своей канонической территорией с предоставлением ПЦУ фактического статуса митрополии. Это подтверждают и слова Константинопольского экзарха в Украине архиепископа Памфилийского Даниила: «Миро будет предоставляться Вселенской патриархией Киевской митрополии».

 

4. Ожидание:

Создание ПЦУ преодолеет раскол в украинском православии.

Реальность: 

Раскол только усилился, поскольку появление новой церковной структуры сопровождалось беспрецедентным в истории современной Украины давлением на каноническую УПЦ.

 

Власть создала из УПЦ образ «врага украинского народа», священников оскорбляют и шантажируют, им угрожают и фальсифицируют против них уголовные дела. Это подвело Украину к черте реального религиозного противостояния.

5. Ожидание:

ПЦУ сама определит свою внутреннюю структуру и формы  деятельности.

Реальность: 

Устав ПЦУ написан на Фанаре и принят на т.н. «учредительном соборе» без учета замечаний УПЦ  КП и УАПЦ. Более того, любые изменения Устава должны отвечать положениям Томоса, в котором закреплено главенство Константинопольского престола.

 

Положения Томоса противоречат самому понятию автокефалии — самоуравляющейся Церкви. Синод УПЦ не имеет право иметь постоянных членов.

6. Ожидание:

В ПЦУ перейдет порядка двух третей  храмов и монастырей УПЦ.

Реальность: 

Абсолютное большинство священнослужителей и мирян УПЦ сплотились вокруг своего предстоятеля Блаженнейшего Онуфрия. Даже за единственным правящим архиереем-перебежчиком Симеоном ушли в раскол единицы священников.

 

А вот потери самой ПЦУ весьма существенны. Константинопольскому Патриархату уже передана в бессрочное и безвозмездное пользование ранее использовавшаяся УАПЦ Андреевская церковь в Киеве. Кроме того, в соответствии с договором между Порошенко и Варфоломеем, текст которого, кстати, так и не обнародован, под управление последнего дополнительно перейдет от 20 до 38 храмов и монастырей. Поэтому, ПЦУ, похоже,  больше потеряла, чем приобрела.

7. Ожидание:

Главой ПЦУ будет Патриарх.

Реальность: 

Согласно Томосу ПЦУ признала своей главой Константинопольского Патриарха, а Митрополит Киевский (а не Патриарх) лишь выполняет функции наместника.

 

8. Ожидание:

ПЦУ сама будет изготовлять и освещать миро.

Реальность: 

ПЦУ не имеет право варить миро, а должна получать миро из Фанара. А это прямая зависимость от Константинопольского Патриарха.

 

9. Ожидание:

Опираясь на полученную автокефалию, ПЦУ расширит  парафии за рубежом  в местах компактного проживания этнических украинцев.

Реальность: 

ПЦУ запрещено иметь зарубежные епархии и приходы. 
Сорок четыре парафии Европейского и одна Российского экзархатов УПЦ КП переподчиняются Константинопольскому Патриарху.

 

10. Ожидание:

ПЦУ самостоятельна  в решении своих внутри церковных вопросов.

Реальность: 

Священный Синод ПЦУ является лишь промежуточным звеном принятия решений, право же высшей инстанции отходит к органам управления Константинопольского Патриархата.

 

УПЦ не имеет полноты судебной власти внутри своей структуры — это так же противоречит определению автокефалии.

11. Ожидание:

ПЦУ самостоятельна  в решении внешне церковных вопросов.

Реальность: 

Внешне церковная деятельность ПЦУ контролируется Константинопольским патриархатом. Вне зависимости от ее интересов и желания ПЦУ обязана принимать участие во всех совещаниях, проводимых под эгидой Фанара.

 

Помимо этого, в Томосе заявлены права Фанара на экзархат и ставропигии, что означает возможность прямого управления Вселенскими эмиссарами монастырями и епархиями. Без согласования с Вселенским престолом не может происходить канонизация украинских святых. Даже нет полной ясности в вопросе возможности проведения Собора в ПЦУ.

Также в Томосе прописано что автокефалия дается только на этих условиях и что менять их ПЦУ не имеет права. То есть это ущемление прав установлено навсегда

Как видите, в надежде получить каноническое признание мирового православия ПЦУ согласилась с беспрецедентными ограничениями со стороны  Фанара. Правда желанную каноничность она при этом так и не получила, а вот самостоятельность и часть имущества потеряла.

Источник