Правопорядок по-херсонски: припарковался, очнулся, гипс?

7 лет назад 0

Херсонцу, получившему травмы при неправовом задержании патрульными, вместо извинений, предложили подождать 30 дней, пока правоохранители разберутся в очевидном.

До сих пор не может прийти в себя 60-летний херсонец Георгий:

За всю жизнь я был в милиции один раз, когда получал паспорт. А за эту неделю прошел все инстанции. Я спать не могу. Меня и мои гражданские права размазали по асфальту.

 Что же произошло?

Недавно, в воскресенье 11 июня в 12.00, он вместе с женой Ириной подъехал на своем автомобиле к рынку на "Трех штыках", неподалеку от магазина АТБ. Не заглушая мотора, он притормозил у выстроившихся в ряд припаркованных авто, выпустил жену, и ожидал, когда освободится проезд для разворота — хотел выехать и припарковаться в предназначенном для этого месте. Тут к нему из патрульной машины, стоящей двумя колесами на "зебре" (чему есть свидетели) подошли полицейские со следующим обращением:
— Припиніть негайно порушувати правила дорожнього руху.
— Чем именно я нарушаю? — поинтересовался Георгий.
— Вийдіть з машини і покажіть докуменгти, ви припаркувалися під знаком, що забороняє парковку.
— Минуточку, — ответил Георгий, выполнил разворот, припарковался в положенном месте и вернулся к полиции.

  

Справедливости ради отметим, знак такой действительно установлен, но в 9 м впереди от старенького "БМВ" Георгия, и обращен он к тем, кто припаркован непосредственно под ним. К слову, и сам знак — подозрительный: нестандартного вида, незарегистрированный, надежно укрытый в ветвях деревьев. Говорят, его поставил сам владелец бутика, чтобы не парковались под входом в его магазинчик.

 

— Я показал полицейским документы из рук. Попросил представиться, ведь я не знаю даже как к ним обращаться. На что они поинтересовались, отказываюсь ли я дать им документы в руки? Я сказал: да, пока вы не представитесь. Или представьтесь, или вызовите старшего офицера, потому что я не понимаю, за что и как к ним обращаться.

Казалось бы, разумное требование, спокойный цивилизованный разговор: что стоило сказать — патрульный такой-то. Но не тут -то было.

— Ми змушені будемо вас затримати за злісну непокору, — провозгласили полицейские и достали наручники.

К этому моменту вокруг собралась толпа и вернулась из аптеки жена Ирина. Она поинтересовалась, что происходит и не думают ли полицейские применить к ее мужу силу?

— Якщо виникне потреба — то так і зробимо, — уверили те.

И тут ситуация завертелась стремительно, в стиле комедийного боевика: двое молодых парней в полицейской форме видимо внутренним чутьем уловили в 60-летнем херсонце, спокойно стоявшем и показывавшем им свои документы, преступника, и бросились его паковать. Георгий остолбенел, по словам очевидцев, полицейские какое-то время висели у него на руках словно щенки борзых, а он в этот момент кричал: Ч то вы делаете? Я же показал документы! Я поеду с вами сам!
Но тут в ход пошла дубинка:  "непокорного" водителя ударили под колено и в бедро, а когда он упал — прижали коленом к асфальту и стали скручивать руки. 

— Я сразу почувствовал, что у меня что-то хрустнуло в спине, а потом обожгло от боли плечо. Стали неметь пальцы: я им крикнул: ребята, вы мне руку сломали! Вызовите врача, вызовите адвоката! Но они только засмеялись, и продолжили выворачивать мне правую руку. Ко мне рвалась жена, но ее удерживала девушка-полицейская (позже она скажет, что вообще не выходила из машины). Меня закинули в полицейское авто и повезли. Честно, я плохо помню это путешествие, помню только, что жаловался им на боль в руке и просил вызвать врача, а они смеялись. так меня и привезли в Суворовский райотдел, за рынком.

Здесь ему предъявили ст. 123 — нарушение правил движения и ст. 185 — сопротивление властям. На требование вызвать скорую и адвоката долго не реагировали, называли симулянтом, высмеивали, но потом все же вызвали, но когда врач увидел опухшую руку и попросил снять наручники- сказали, а мы не знаем как. Попытались усадить Георгия, но поврежденная рука даже визуально стала длиннее на 10 см и опухла так, что сесть со скованными за спиной руками он не мог бы физически — он бы сел на нее.

Жена Ирина сообщает, что осталась одна на месте происшествия, растерянная и напуганная. Помощь ей оказали двое очевидцев происшествия, Владимир и Елена. Владимир помог ей добраться до райотдела и сам вызвал адвоката, позвонил в полицию с жалобой на неправомерные действия и, как ни странно это прозвучит, вызвал правоохранителей разбираться с патрульными. 

— Когда они зашли и увидели моего мужа, сразу сказали своим: вы попали! — описывает ситуацию Ирина. —  Срочно снимайте с него наручники! Но те только смеялись. Мы тут же с помощью адвоката подали заявление на неправовые действия. Когда наручники сняли, врач наконец осмотрел Георгия и сказал, что ему нужно срочно в больницу- чтобы сохранить подвижность руки, счет идет на минуты. Когда вызванные нами полицейские составили протокол, то первые, которые скручивали моего мужа, сказали — вы свободны. И ни единой бумажки нам на руки не дали. Это уже потом в протоколе мы увидели: жалоб нет. Как же нет?

В общей сложности Георгий, не нарушивший закона и не сопротивлявшийся властям, пробыл в наручниках около 2-х часов. В травмпункте ему диагностировали защемление грудного отдела позвоночника, разрыв связок, сложный вывих — суставную головку плеча буквально вырвали из суставной сумки и сместили на 7 см. Врач вправил руку и наложил гипс, сообщил в полицию о криминальной травме, так что к ним снова был вызван следователь, который записал их показания и принял заявление.

В тот же день, 11.06.17 Георгий и Ирина с сыном вернулись в Суворовский райотдел и написали заявление. На следующий- побывали на Сенявина, в управлении патрульной службы, и на Лютеранской (Кирова) в отделе внутренних расследований ГУ НП области. Еще через день — посетили прокуратуру. Везде у них вежливо приняли заявления и пообещали в течение 30 дней дать ответ. Даже сообщили, что по его случаю работает мониторинговая группа.

— На Сенявина нам сказали: не может быть, чтобы вам не представился наш сотрудник и так повел себя. Это вы утрируете. чтобы мы стали на вашу сторону. Но ведь у них даже дежурный на вахте не то что не представляется, а даже не здоровается! — говорит Георгий. — И еще что странно: адвокат нам сказал: у вас криминальная травма и случай превышения полномочий. такие ситуации обязаны рассматривать в экстренном порядке, никаких 30 дней для этого не существует. Вот  и думаю: это они что, будут подыскивать оправданий и удобных формулировок? Или будут думать, как меня же во всем и обвинить? 

Из дополнительных "бонусов" общения с полицией у Георгия — разбитые очки и телефон, разбитый нос, дорогое лечение, затраты на адвоката. Позже — пришел и выписанный штраф на 250 грн. Иными словами, человек, чья вина еще не доказана, уже получил и травмы и моральные страдания, и несет финансовые потери:

— Я ничего не нарушал, никого не оскорблял, я показал документы, но просто не дал их в руки тому, кто мне даже не представился и не пояснил причин задержания. На месте не был составлен протокол, а в протоколе, составленном в райотделе, адвокат уже нашел грубые нарушения. С нами никто не связался до сих пор, никто не извинился. Это все было так неожиданно, так быстро, просто молниеносно и … оскорбительно – за что? Неужели я, пожилой человек, чем то заслужил все это?
Ладно я простой пенсионер, бывший железнодорожник, а если бы я был хирург или пианист и мне бы так искалечили руку? Кто бы за это ответил? Или честь новой полиции дороже достоинства граждан, или это не полиция, а общество с ограниченной ответственностью.

Нам нечего ответить Георгию. Наша редакция часто предоставляла слово полиции, сотрудничала в создании тех или иных проектов, и у нас сложилось впечатление, что херсонские полицейские выгодно отличаются от собратьев Киева, Днепра, Одессы и Николаева, уже прославившихся рядом крупных скандалов с неправовыми и непрофессиональными действиями. Неужели и до нас докатилась эта болезнь "вседозволенности"? Чувствуя на себе ответственность за произошедшее, будем держать ситуацию на контроле и обратимся за комментарием и к полиции, и к правозащитникам. 

Отдельно обращаемся к херсонцам, бывшим очевидцами инцидента 11.06.16 на рынке на "трех штыках": многие снимали эту потасовку на видео. Предоставьте его, пожалуйста, редакции (анонимность гарантируем) и полиции. Справедливость должна быть восстановлена.