«Мы настолько имплементированы в украинское общество, что стали его частью», – Артур Мадатян об особенностях развития армянской общины в Херсоне

7 лет назад 0

Артур Мадатян, родился и живет в Херсоне. На сегодня он является заместителем Председателя Херсонской областной организации Союза армян Украины, а также успешным молодым бизнесменом.

Недавно в Херсоне состоялась Всеукраинская конференция Союза армян Украины, на которую были приглашены представители общин со всей страны. И Артур координировал проведении конференции в Херсоне. Состоявшееся событие стало важным для развития армянской община, т.к. в ходе конференции обсуждались важные вопросы: досуг, религиозные вопросы, строительство церквей, какие-то светские моменты, трудоустройство, миграционные вопросы, обмен культурными особенностями и т.д.

«Херсонские вести» встретились с Артуром. Мы расспросили молодого бизнесмена о том, как же живется армянам на территории Украины, собственно и Херсона, и какие особенности культуры этого народа.

«ХВ»: Расскажите, как прошла конференция. Какие решения приняты, какие проблемы решены?

Артур: Для армян – это очень важное событие. Да и для Херсона тоже. Такого масштаба мероприятия в городе давно не проходили. Было до 90 участников, среди которых и представители молодежных армянских организаций, духовенство из Николаева и Одессы, Харькова, Киева, и других областей (ред. – там есть армянские церкви), женский комитет и содружества со всей Украины, в том числе АР Крым, Донецк и Луганск. Нам удалось всех собрать. Нужно отметить, что не в каждый регион поедут. А нам удалось.

Добавлю, что несмотря на сложную ситуацию в Восточной части страны, армяне этого региона стараются, развиваются, что-то планируют.

«ХВ»: В Украине есть община армян. Насколько мне известно, достаточно крепкая и большая. По последним данным в стране проживает до 500 тысяч армян.

Артур: Да, это действительно так. Стоит отметить, что армяне – это вообще одна из немногих наций в мире, представителей которых за границей живет больше, чем в стране происхождения. В Армении живет чуть больше 3 млн. По всему миру нас более 14 млн человек.

«ХВ»: До того, как началась война, в Донецкой области была самая большая по численности армянская община – около 16 тысяч человек. Где сейчас они?

Артур: Разъехались кто куда… Большая часть разъехалась по Украине, некоторые уехали в другие страны, а кто-то остался в зоне боевых действий. Знаю, что в Одессе очень много армян. Много армян в Киеве. В Херсоне – до 5 тысяч.

«ХВ»: Заметили ли какие-то сходства между армянской и украинской культурой?

Артур: Хм…Дело в том, что современная религия, православное христианство, еще содержит много языческих элементов. Вспомним, что армяне, украинцы когда-то были язычниками. Допустим, у армян есть такой праздник Вардавар. Суть в том, что люди обливают друг друга водой, где угодно. Мы и через огонь прыгаем. Есть праздники подобные и в Украине.

Территориально мы удалены друг от друга, поэтому сходств мало, но где-то что-то есть. Ну а главное сходство украинцев и армян – это стремление к созиданию, стремление создавать и давать что-то этому миру. Вот например, на картине Иды Тумянан изображена дружба украинского и армянского народов.

«ХВ»: В чем преуспели армяне в Украине и какая от этого польза украинцам (ред. – произнесено с улыбкой и главный аргумент – я украинка и в первую очередь меня интересует польза для страны) ?

Артур: Я бы поправил: не совсем украинские армяне, скорее украинцы с армянскими корнями. Если взять с нашей стороны, то мы не ощущаем никакого дискомфорта. Нам в Украине хорошо. Я, допустим, дружу одинаково со всеми, будь то украинец, еврей или армянин. Это говорит о том, что мы настолько имплементированы в общество, что стали его частью.

Поэтому то, что мы делаем, независимо от сферы, приносит пользу и украинскому обществу. Мы даже себе национальным меньшинством не считаем.
Мы реализуем себя везде. Допустим в Херсоне, есть девушка Мариэтта Арушанян – она исполнительница (этно-джаз), Юрий Степанян – заслуженный деятель искусств Украины, скульптор, восстанавливал памятник Суворову, Аршавир Саркисов – кандидат географических наук, работает в Херсонском государственном университете, Гарик Галоян – рекордсмен книги рекордов Гиннеса, чемпион Мира и Европы по гирьевому спорту. Есть и стоматологи, врачи, педагоги, художники, спортсмены и т.д.

«ХВ»: Что делаете, чтобы сохранить культуру?

Артур: Сейчас допустим в Одессе проходит детский летний лагерь Союз Армян Украины. Туда отбирались дети со всей страны по принципу успеха в учебе, спорте и т.д. Проводим различные праздники. Ну яркий тому пример – празднование, Вардавара. Часто проводим литературные вечера, вечера поэзии, выставки, лекции по истории и другие мероприятия направленные на то, чтобы молодое поколение не забывало о своих корнях, традициях и обычаях, ну а старшее поколение могло потешиться, услышав или увидев знакомые произведения.

«ХВ»: Что с языком? Храмами?

Артур: Есть армянская церковь во Львове, Одессе, Николаеве, Днепропетровске, Харькове, в Киеве пока нет. В Крыму очень много церквей. В Херсоне, к сожалению, пока еще храма нет. Усложняет построение армянской церкви в городе еще и отсутствие генерального плана. У нас есть земля, есть фундамент, но строительство не можем продолжить, потому что есть арест прокуратуры, т.к. не сделали документы. А документы не сделали, потому что есть определенные решения, которые загоняют нас в угол – отсутствие генерального плана. Замкнутый круг. Ищем пути как это правильно сделать.

Наша община и занимается тем, чтобы создать, построить, передать, сохранить армянские ценности и наследие.

На праздники ездим в Николаевскую церковь. Например, в Одессу ездили на праздник Терендез. Да и община там больше.

Наши храмы отличаются от православных, они скромнее, нет такого количества икон. Допустим, у нас в церквях (ред. – присуще именно Армении, те церкви, которые построены в Украине, как правило, не располагают отдельными коптильнями, поэтому свечи зажигают прямо в Церкви) свечи не жгут и крестимся мы иначе.

«ХВ»: Какое отношение армян к тому, что сейчас происходит в Украине (ред. – война) ?

Артур: Мы реагируем, мы живем здесь, это наша вторая родина. Украинцев поддерживаем, я сам стоял на майдане. Достаточно назвать только имя Сергея Нигояна.

Позиция «армянских армян» отличается от позиции армян здесь. У нас достаточно натянутые отношения с официальной Арменией. Мы понимаем, что должны действовать в интересах Украины. У них другое мнение, другие СМИ. Мы стараемся нивелировать острые углы, делаем свое дело. Но мы должны понимать, что люди есть разные и мнения тоже.

У нас есть свое телевидение, есть и свои издания. Мы стараемся материалы делать или на родном, или на украинском языках. На многих праздниках мы себе позиционируем, как украинцы с армянскими корнями.

«ХВ»: Как отреагировали на «электромайдан» в Армении?

Артур: Переживали. Ситуация могла повернуться абсолютно неожиданно. Не дай Бог, конечно, так, как произошло в Украине. Условия тех, кто протестовал, вроде и приняли, но никаких изменений не произошло. Я думаю, что это критические точки, которые рано или поздно могут привести к каким-то общественным формированиям или организациям.

Спрашивала Юлия Соломахина