Ожидаем, что президент утвердит медреформу до конца года

6 лет назад 0

Соединенные Штаты и международные финансовые институты, такие как МВФ и Всемирный банк, считают медицинскую реформу в Украине критически важной, на уровне с антикоррупционными изменениями в государстве. Поэтому нет сомнения, что в западных столицах будут поддерживать ее введение, пока каждый украинец не начнет получать качественное медицинское обслуживание. Об этом, а также об особенностях медреформы рассказала в эксклюзивном интервью Укринформу в американской столице исполняющий обязанности министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун.

— Госпожа Ульяна, вы уже несколько дней находитесь с визитом в Вашингтоне. С кем состоялись встречи? Насколько в США обращают внимание на изменения в медицинской отрасли в Украине?

— Вообще, в США уделяют очень много внимания собственной системе здравоохранения – здесь проходит множество разговоров на телевидении, в Конгрессе, в Белом доме. В США есть понимание, что здравоохранение является очень важной составляющей государственной политики. В Украине же много лет этот вопрос не был приоритетным. Люди не говорили об этом, и в течение 25 лет система не менялась. Но сейчас это стало приоритетом.

В Вашингтоне мы провели много встреч – от конгрессменов и сенаторов до представителей Госдепартамента, Всемирного банка и МВФ. Все хотели с нами встретиться, потому что здесь понимают, что реформа системы здравоохранения, финансирование здравоохранения в Украине является весомым для самих украинцев, но также это критически важно в масштабах целой страны.

У нас была отдельная встреча во Всемирном банке, который ранее выделил заем в $250 млн – работаем с ними уже три года, чтобы реализовывать реформы. Мы общались с МВФ, который определил целевые ориентиры в новых требованиях к системе здравоохранения в Украине. Это очень важно. Состоялись встречи в Государственном департаменте, в том числе, с представителями USAID, чтобы они в дальнейшем поддерживали наши реформы и финансово, и политически.

Кроме того, интересные встречи прошли с теми людьми, которые организовали работу системы Medicare (охрана здоровья населения – ред .) в Соединенных Штатах Америки. Они имеют эффективную систему контроля за качеством предоставления медицинских услуг и дают возможность пациентам оценить процесс лечения. Мы бы хотели перенять этот опыт в нашей системе здравоохранения. Это будет новая национальная служба здоровья, которая станет оператором средств, будет следить за качеством оказания медицинских услуг.

— Вы сказали о Всемирном банке, МВФ, Госдепартаменте. Готовы ли они в дальнейшем помогать Украине во внедрении медицинской реформы?

— Первый вопрос, который мы слышим от них: "Что мы можем сделать для этого, чем вам помочь?" Они полностью поддерживают наши реформы и подчеркивают, что реформы в сфере здравоохранения и в борьбе против коррупции для них являются очень важными и приоритетными в плане поддержки Украины, поскольку это меняет на институциональном уровне то, как страна будет развиваться дальше.

Изменения в медицинской отрасли – это своего рода антикоррупционная реформа. Потому что если мы сможем реформировать наиболее коррумпированную систему в Украине – систему здравоохранения – мы сможем делать и другие шаги в борьбе с коррупцией.

— Вы упомянули о коррупции. Она существует даже в отношениях врач-пациент. Как бороться с взятками в украинских больницах, которые и пациенты, и врачи, в основном воспринимают как благодарность за оказанные услуги?

— У меня состоялся разговор с одним таксистом в Киеве на эту тему. Я не пользуюсь служебной машиной и очень часто беру такси, еду на метро или иду пешком. Очень часто таксисты узнают во мне министра и начинают общаться со мной о медицинских реформах.

Один водитель в возрасте 50-55 лет задал мне примерно такой же вопрос: "Я чувствую, что должен отблагодарить своего врача, потому что знаю, что он очень мало зарабатывает". Я ответила, что это неправильно, врачи должны оказывать людям помощь бесплатно, потому что это их обязанность, а подобные "благодарности" просто создают коррупцию. Он признался, что и дети, которым уже по 20-25 лет, говорят ему то же самое. Поэтому, я думаю, что наша молодежь, наше будущее, понимает, что этого не нужно делать.

Новая система оплаты будет обеспечивать наших врачей достойной зарплатой, чтобы они не искали дополнительных средств на пропитание. Когда врачи подпишут контракт, будут получать оплату от Национальной службы здоровья, они не смогут брать "благодарности" от пациентов. Если это будет происходить, их будут наказывать штрафом и возможно даже будут разрывать контракт.

Но проблема, о которой вы упомянули, иногда больше. Порой врачи просто отказываются предоставлять услуги, пока пациент не заплатит деньги из собственного кармана. Это вымогательство денег, и является коррупционным преступлением, не менее серьезным, чем в других сферах.

Поэтому, чтобы преодолеть проблему взяток в медицинской сфере, нужно сделать две вещи. Во-первых, врач должен получать достойную зарплату. Во-вторых, нужно провести с населением разъяснительную работу и убедить их, что врача не надо благодарить, государство уже гарантирует ему оплату за медицинские услуги.

— О медицинской реформе в Украине много говорят, проходят профессиональные дискуссии. Могли бы вы со своей стороны назвать хотя бы несколько примеров, что в ней должно приятно удивить украинцев?

— Прежде всего, пациенты будут иметь право выбирать своего врача – не того, которого им навязывает система, например, по месту жительства. Медики также будут заинтересованы в большем количестве пациентов. Очень важно, чтобы появилась эта обратная связь.

Во-вторых, деньги будут "ходить" за пациентом. То есть, человек сам выбирает больницу, и туда затем будет направляться финансирование. Врачи и больницы будут заинтересованы в пациентах, чтобы предоставлять им административные и медицинские услуги, чтобы люди хотели приходить именно в это учреждение. Например, вместо того, чтобы ждать часами врача в поликлиниках, можно записываться на конкретное время на реальный прием. Вместо того, чтобы пациенту бегать по трем-четырем кабинетам или даже учреждениям, надо создать более эффективную систему оказания услуг. Все должно быть в одном месте, чтобы людям было удобно.

В-третьих, услуги будут предоставляться бесплатно. Пациент должен почувствовать защиту от финансового удара по семье, если кто-то заболеет. По статистике, около 640 тыс. семей ежегодно оказываются в затруднительном финансовом положении из-за того, что кто-то заболел, и они ищут деньги, одалживают, продают машины и даже квартиры, чтобы заплатить за лечение своей семьи. Вместо этого государство будет гарантировать, что эти деньги будут покрыты государственным страхованием, и пациент не должен бояться этого.

— То есть, украинцы не должны будут платить дополнительно, чтобы получать лечение?

— Нет, мы берем те деньги, которые уже вложены в бюджет, в здравоохранение. Мы создаем оператора, который будет подписывать договоры с медицинскими учреждениями или врачами. Это будет оператор, который будет перечислять деньги от Казначейства напрямую в больницу. То есть, мы убираем всех посредников между деньгами за медицинские услуги и теми, кто эти услуги предоставляет. Будет оплачиваться все напрямую, не через министерство, местную власть или чиновников.

— Но критики реформы отмечают именно то, что украинцы теперь будут вынуждены платить дополнительные взносы.

— Это люди, которые или не прочитали законопроект, или никогда не слушали того, что мы рассказываем по реформе. Там очень четко прописано, что деньги, которые сейчас вложены в бюджет, которые поступают от наших налогов, будут по-другому распределены. Они будут идти на оплату медицинских услуг вместо того, чтобы тратиться на обеспечение существования отдельных медицинских учреждений. Но это деньги, которые уже вложены в бюджет – нет дополнительных налогов или дополнительных платежей.

— Когда президент подпишет принятый в Раде законопроект, каким бы вы хотели видеть дальнейшее развитие реформы, в идеале? И, вместе с тем, к каким возможным сложностям вы готовитесь сейчас?

— Нам нужно около шести месяцев (после того как документ подпишет президент – ред .), чтобы подготовить новую систему финансирования. Надо создать Национальную службу здоровья – нового оператора, нужно назначить руководителя на конкурсной основе. Нужно завершить работу над системой eHealth (обеспечивает электронную базу в системе здравоохранения – ред .) Нужно перевести все медицинские учреждения первичного звена на автономную основу, чтобы они стали некоммерческими структурами.

Надеемся, что в ближайшие дни, до конца года, президент утвердит закон, после чего нам понадобится примерно шесть месяцев, чтобы подготовить новую систему. Мы надеемся, что с 1 июля начнется процесс перехода первичного звена на новое финансирование, что будет происходить постепенно до конца года. Мы уже учли это в бюджете на следующий год.

— Еще одна серьезная проблема в Украине – это поддельные лекарства. Часто вместо дорогих таблеток в аптеках можно купить в лучшем случае пищевые добавки. Как преодолеть эту проблему?

— Прежде всего, если такое случилось, у нас есть специальная система, которая работает через Государственный экспертный центр, где врач или пациент должны предоставить информацию, чтобы мы могли ее проверить. Если лекарства являются поддельными или не работают должным образом или есть побочные эффекты, нужно провести проверку. Это называется "желтая карточка". Сейчас мы слышим много разговоров о якобы поддельных лекарствах, но мы не имеем доказательств, чтобы расследовать каждый случай.

Кроме того, сейчас мы ведем диалог с ПРООН (Программа развития ООН – ред .), чтобы создать систему электронного состава. То есть, с того момента, когда лекарства прибывают в Украину, пересекают нашу границу, на них должен быть нанесен специальный код, который можно отслеживать до самого пациента. Даже еще до того, как купить, пациент мог бы проверить по этому коду, что лекарства являются настоящими. Если мы сможем это сделать, то будем знать, что их никто не подделывает

— В прошлом месяце вы и ваша команда получили награду Американской торговой палаты "Выбор бизнес-сообщества 2017". Насколько такая поддержка помогает в продвижении реформы, готовы ли вы бороться дальше?

— Поддержка от бизнес-сообщества для нас является очень важной, потому что это означает, что международный и украинский бизнес поддерживают медицинские реформы. Мы чувствуем, что идем по правильному пути, и это хороший знак.

Кроме того, бизнес заинтересован в своем развитии на украинском рынке. Это касается, прежде всего, производителей продукции медицинского назначения. Они видят, что после реформы инвестиции в украинскую систему здравоохранения будут надежными.

Готовы ли мы идти дальше? Мы пришли в министерство, чтобы изменить систему, и сделали некоторые очень важные шаги. В том числе, в Верховной Раде принят основополагающий законопроект, происходит процесс изменения в институциях, существуют программы, которые уже составлены (например, "Доступные лекарства), работает сеть кардиологических центров для людей. Мы видим, что изменения происходят, и мы идем вперед. Мы остаемся в министерстве, работаем и будем бороться за жизнь каждого украинского пациента, пока политические условия позволят нам работать. Через два года состоятся выборы, придет новое правительство. За это время мы хотим построить самый что ни на есть прочный фундамент для реформ, чтобы они были необратимыми, и система здравоохранения могла только совершенствоваться.