Отношения Канады и Украины находятся на самом высоком уровне за всю их историю

6 лет назад 0

2017-й год в отношениях между Канадой и Украиной оказался очень насыщен событиями. Наши государства углубляли сотрудничество в экономическом, политическом, военном, гуманитарном и иных аспектах. Канада объявила о продолжении тренировочной миссии UNIFIER, либерализовала торговлю, приняла «акт Магнитского», заключила Договоренности о сотрудничестве в сфере обороны и вообще – оказывала Украине значительную поддержку на международной арене. Однако, большая часть из этих достижений была бы невозможна без ежедневного труда украинской диаспоры.

Об отношениях между Украиной и Канадой и вкладе в их развитие украинских канадцев – Укринформ поговорил с президентом Конгресса украинцев Канады Павлом Гродом.

— Господин Грод, как вы в целом оцениваете современное состояние отношений между Украиной и Канадой?

— Отношения находятся на самом высоком уровне за всю их историю. Это видно, в том числе, по большому количеству двусторонних визитов. Я рад, что поддержка Украины новым правительством Канады в течение последних двух лет только растет. Во время моего общения с Джастином Трюдо, он подчеркивал, что вопрос Украины является беспартийным. И мы действительно видим, что все партии парламента благосклонно относятся к Украине. Поэтому в целом заметен существенный прогресс в отношениях. К тому же, думаю, впереди нас ждет очень интересный год, ведь Канада, которая является крупнейшим приятелем Украины на международной арене, теперь будет возглавлять Большую семерку.

— Несмотря на федеративное устройство Канады, позиция регионов имеет очень большой вес. Проявляют ли канадские провинции и территории интерес к Украине?

— Да, мы видим попытки улучшить экономические и торговые связи не только на федеральном уровне. Провинции интересуются Украиной, чего раньше не было. В предыдущие годы один лишь Саскачеван имел экономические связи с Украиной. Зато в этом году буквально два месяца назад в Украине побывал министр экономического развития и торговли провинции Альберта Дерон Белоус. Я также встречался с премьером провинции Британская Колумбия, который рассказал о планах признать Голодомор геноцидом и организовать торговую миссию в Украину. Существенно увеличился интерес и в Онтарио. В феврале министр здравоохранения этой провинции намерен посетить Украину. Он прекрасно пообщался с Ульяной Супрун во время ее визита в Торонто и теперь хочет углубить связи и поддержать реформы.

— В прошлом году вы утверждали, что Украина на тот момент входила в тройку приоритетов внешней политики Канады. До сих пор ли это так?

— Да, это осталось неизменным.

— Показатели большинства аспектов наших отношений действительно демонстрируют рост, например, торговля. В то же время некоторые наоборот идут вниз. И один из таких аспектов – это прямая помощь Канады украинской армии. Два года назад из-за океана шли постоянные поставки: форма, спецоборудование, сухпайки. Сейчас этого нет. Почему Канада стала меньше помогать украинской армии?

— Я бы не сказал, что меньше. В критический момент Канада очень быстро отреагировала на нехватку самого необходимого, в частности формы. Сейчас Украина уже сама справляется с обеспечением базовых потребностей войска, зато Канада помогает с тренировками. В этом году Канада объявила о продолжении миссии UNIFIER и, по моему убеждению, это значительно важнее, чем просто поставлять материальные вещи, поскольку повышает квалификацию украинских военных. Кроме этого, Канада назначила специального представителя в Минобороны Украины, который непосредственно работает над воплощением реформ и введением стандартов НАТО. Поэтому я бы, наоборот, говорил о повышении заинтересованности Канады в сотрудничестве с Минобороны Украины и увеличении поддержки.

— Либерализация визового режима между Канадой и Украиной уже долгое время является приоритетом для КУКа, но как на это предложение реагируют в правительственных кругах Канады?

— Канада достаточно консервативно относится к визовым и вообще иммиграционным вопросам. Есть много стран, которые имеют свободную торговлю с Канадой, но не безвизовый режим. Однако, этот вопрос все же продвигается. Министр иммиграции Ахмед Хусен заверил нас, что готов разработать дорожную карту безвиза. Эта дискуссия уже ведется. Следует понимать, что безвиза завтра не будет, но процессы, которые приведут к нему, уже идут, и мы активно над этим работаем.

— Все же упрощение визового режима – это вопрос лет, или десятилетий?

— Надеюсь, что лет. Современный мир быстро развивается, и экономические связи будут склонять к дальнейшей либерализации. Однако, следует помнить, что Канада сейчас выдает украинцам 10-летние многократные визы. Это позволяет тем, кто занимается бизнесом и связями между Канадой и Украиной, заезжать в страну без всяких проблем. Поэтому нынешняя ситуация не такая страшная, как раньше.

— Уменьшилась ли активность украинской общины в помощи украинской армии, учитывая, что война на Востоке перешла в более позиционную фазу?

— Поддержка Украины до сих пор очень сильная. Не скажу, она больше, или меньше, но точно – другая. Три года назад все собирали сденьги на аптечки, тепловизоры, бронежилеты, каски и другое оборудование для военных. Сегодня этого уже, к счастью, не нужно, поэтому помощь диаспоры трансформируется в более социально ориентированную. Одной из ключевых проблем стала борьба с посттравматическим стрессовым расстройством, на чем сосредотачиваются несколько достойных проектов. Есть также организации, которые занимаются протезированием. Причем, не только тем, чтобы привозить ребят из Украины в Канаду на лечение, а и созданием необходимых мощностей для качественного протезирования на территории Украины.

— Если присмотреться к влиянию диаспоры в правительстве Джастина Трюдо, то его стало больше, или меньше, нежели раньше?

— Уровень нашего доступа к премьер-министру, его офису и ключевым министрам – не ниже, чем во времена Харпера. Для достижения этого ушло какое-то время, но нам наконец удалось построить мостики. Впрочем, это – постоянная работа, результат которой невозможно увидеть сразу. Над этим надо регулярно работать, приглашать чиновников на украинские мероприятия, награждать их, напоминать о ситуации в Украине. Поэтому в этом году мы создали два важных проекта. Первый дает возможность молодежи из общины стажироваться в парламенте Канады. Это позволит создать политически сознательный класс. Второй называется «Project Link» и заключается в том, что к каждому члену парламента мы назначаем представителя нашей общины, который продвигает необходимые вопросы. Политическая мощь не приходит сама по себе. В Канаде есть общины, численно больше, чем украинская, но мы являемся наиболее влиятельной, потому что организованные, сознательные и активные.

— Лоббирование каких вопросов Конгресс украинцев Канады видит своим приоритетом?

— Первый приоритет – это продолжение канадской технической помощи Украине, которой ежегодно Канада предоставляет на сумму около 50 млн долл. Однако, срок большинства проектов истекает в 2018-2019 гг., и есть угроза, что финансирование не будет продолжено. Новый министр международной помощи Мари-Клод Бибо имеет другие приоритеты, в число которых входит усиление роли женщин и преодоление бедности. Украины среди них нет, поэтому мы упорно работаем, чтобы убедить правительство изменить фокус и продолжить техническую помощь. Она очень важна, так как направлена в первую очередь на реализацию реформ.

Второй задачей является лидерская роль Канады в размещении в Украине миротворческой миссии. И третьей – чтобы Украина стала приоритетом Большой семерки в 2018 году, когда эту организацию будет возглавлять Канада.

— Как за последние два года изменилось взаимодействие между официальным Киевом и общиной?

— Украинские учреждения власти все больше открыты к сотрудничеству с канадской диаспорой. Во время встреч мы откровенно выражаем наши советы, поздравляем успешные шаги и поощряем больший прогресс. При этом мы не вмешиваемся во внутреннюю политику. Они видят, какой сильной является община, особенно в таких странах, как Канада, США, Австралия, Британия. Мы действительно имеем определенное влияние на правительства своих государств, так что польза от сотрудничества есть.

— Существует ли опасность, что Канада отменит или ослабит санкции против РФ?

— Как по мне, этого риска вообще нет. Более того, в действующем правительстве нет ни одного министра, готового поднимать этот вопрос. Все понимают, что Россия – страна-агрессор и санкции следует повышать. То же самое и в отношении парламента. Недавно Постоянный комитет парламента Канады по вопросам обороны обнародовал свой отчет, в котором, среди прочего, рекомендовал правительству ужесточить санкции против России. Это подтверждает, что среди депутатов существует почти единогласная поддержка Украины, понимание, что Россия является агрессором, и что одним из ключевых механизмов сдерживания РФ остаются санкции.

— Свободная торговля между Украиной и Канадой действует уже пять месяцев. Почувствовали ли вы за это время увеличение внимания к Украине со стороны канадских предпринимателей?

— К сожалению, это – медленный процесс. Внезапных перемен в этом вопросе не произойдет, но интерес – увеличился. Хватает ли его? Я бы сказал, что нет. Причин этому несколько. Прежде всего, канадские предприниматели достаточно консервативны, они привыкли работать на рынках США и Латинской Америки. К тому же, на украинском рынке еще существует повышенный уровень риска: в стране идет война, да и к верховенству права возникают замечания. Пока Украина не подтвердит господство верховенства права, риск для канадских предпринимателей будет оставаться.

Однако, я бы не преуменьшал возможностей по выходу на канадский рынок для украинских производителей. Как по мне, в этом – даже больший потенциал. Тем более, Украине важнее повышение экспорта, чем рост импорта. В Украине есть хорошие продукты, но надо обратить внимание производителей серьезно присмотреться к Канаде как воротам к рынкам всей Северной Америки. Существуют способы завоза продукции в Канаду, определенной ее переработки и реэкспорта в США и Мексику. Поэтому рынок Канады имеет большой потенциал для украинской продукции.

— Завершить наше интервью хотел бы на несколько философской ноте: не надоела ли Украина с ее вечными проблемами Канаде?

— Из-за того, что мы смотрим на Украину немного с расстояния, мы не замечаем того хаоса, который бросается в глаза ее жителям. Наблюдая со стороны, лучше видно общий прогресс. Канадцы понимают, что Украина остановила российское войско, одновременно реформируя все системы и развивая политическую нацию. Они видят, что происходит конкретный прогресс, хотя, может, и не так быстро, как хотелось бы. Некоторые европейские страны, например, Греция, во время собственных кризисных периодов имели значительно большие проблемы, чем сейчас Украина. Поэтому Канада терпеливо относится к реформированию Украины и готова долгие годы поддерживать ее. При этом важно иметь влиятельную и сознательную украинскую диаспору, которая будет постоянно напоминать политикам, бизнесменам и всем остальным, что Украина – замечательная страна. Мы призываем ехать в Украину, работать, помогать и сотрудничать, чтобы это было на пользу как украинцам, так и канадцам.

Как известно, более 1,3 млн граждан Канады имеют украинское происхождение, что составляет около 4% от общего населения страны. Конгресс украинцев Канады – зонтичная организация, которая объединяет под своей крышей все украинские общественные организации Канады. Основанная в 1940 году в Виннипеге, сейчас она состоит из шести провинциальных советов и 34 отделов в городах всей Канады. В ее состав входит 33 организации-члена.