Включают ли в Украине «печатный станок» и что точно должно дорожать – интервью с замглавы НБУ

6 лет назад 0

Насколько подорожают продукты в 2018 году, будут ли расти цены на сигареты и бензин? Сайт "Сегодня" выясняет ответы на эти и другие вопросы в продолжении беседы с заместителем главы Национального банка Украины Дмитрием Сологубом, который отвечает за монетарную политику, финансовую стабильность и экономический анализ.

Читайте первую часть интервью с замглавы НБУ: "Почему растет инфляция и как Нацбанк регулирует цены".

— Как часто приходилось в прошлом году "включать печатный станок"? Повлияла ли денежная эмиссия на уровень инфляции?

— Это расхожее мнение. Оно осталось еще с тех времен, когда НБУ удовлетворял таким образом потребности бюджета в финансировании. Но у нас в стране больше нет фискального доминирования, то есть бюджетного давления на денежно-кредитную политику, поэтому потребность в эмиссии определяется только тем, сколько денег необходимо в экономике. Если у нас экономика растет, если производится больше товаров и услуг, требуется и больше денег. За прошлый год на самом деле основной показатель так называемой эмиссии – денежная база, то есть, наличность плюс корреспондентские счета банков, выросла только на 4,6%.

Политика НБУ достаточно прозрачна в этом вопросе. Мы не печатаем деньги для правительства, для поддержки приоритетных отраслей и т.д. Задача Национального банка – сохранять в стране ценовую, макроэкономическую и финансовую стабильность, и он работает в рамках этих полномочий.

— Давайте вернемся к регулированию инфляции. Вы сказали, что эффект от "механизма монетарной трансмиссии", который способен сдержать рост цен хотя бы в одной группе товаров из четырех, проявляется через 9 месяцев и более. Какие шаги предпринимал Нацбанк, чтобы в 2018 году инфляция не вышла за пределы прогнозных значений?

— Ну, если об этом говорить, я бы предложил опять сделать экскурс в прошлый год. Что мы видели на протяжении года? Во втором и третьем квартале прошлого года цены на сырые продукты питания росли стремительно, происходил инфляционный шок. Осенью эта тенденция постепенно замедлилась. Но зато товары второй группы, компоненты базовой инфляции, как раз ускорили свой рост. На конец года базовая инфляция составила 9,5%. Вот поэтому Нацбанк принял решение повысить процентную ставку в октябре и в декабре 2017 года.

Нас не раз обвиняли в том, что мы среагировали на инфляционный шок слишком поздно. Но весной и летом мы рассматривали этот шок как временный. А в начале осени увидели первые сигналы того, что он переходит уже в более-менее постоянный шок, что подтвердил рост базовой инфляции… К тому же прозвучали заявления о дальнейшем повышении социальных стандартов. И НБУ вынужден был реагировать повышением ставки. Эти меры должны принести результаты уже в этом году.

Возвращаясь к тезису о том, что все процессы в экономике взаимосвязаны, хочу напомнить, что повышение ставки, повышение цены денег негативно влияет на темпы экономического роста (кредиты становятся более дорогими). И это тоже одна из причин, почему в прошлом году монетарная политика НБУ не была излишне жесткой. Мы ориентировались на ситуацию в стране, в которой экономика постепенно выходит из кризиса.

— И каким должен быть эффект от такой политики? Ваш прогноз по поводу инфляции?

— По продуктам питания, наверное, сейчас еще сложно делать 100%-ный прогноз. Но наши коллеги из МинАПК говорят, что нынешняя погода для озимых – это неплохо.

Конечно, озимые – это только часть будущего урожая. Но и в целом по продуктам питания мы ожидаем в этом году небольшой рост цен, гораздо ниже, чем прошлогодний. На мировых рынках рост цен тоже постепенно успокаивается – скажем, на ту же говядину, на молочную продукцию.

Можно говорить даже о том, что благодаря базе сравнения в этом году некоторые цены даже снизятся. Но в целом все-таки будет рост, хотя и очень незначительный. У нас прогноз еще окончательно не утвержден, но пока мы говорим где-то о 5% росте цен на продукты питания.

— В сравнении с прошлым годом, когда сырые продовольственные товары подорожали на 24%, это хорошая новость. А что будет с ценами на товары других групп? Например, акцизы на сигареты снова повысили…

— Табачные изделия в прошлом году оказались на втором месте по "вкладу" в инфляцию. На это были две причины. Первая – это повышение акцизов. Вторая – изменение условий дистрибуции. Этот рынок был монополизирован, а потом монополия была разрушена, и по словам участников рынка, это повлияло на всю систему дистрибуции. Но во втором полугодии этот эффект стал уже менее заметным.

Ситуация с табачными изделиями – это еще один пример того, что, если где-то прибавится, в другом обязательно убудет. Повышение акцизов – это мера по наполнению бюджета. К тому же правительство ставит задачу привести украинские акцизы к уровню европейских. И плюс, это борьба за здоровье нации. Но такие меры находят отражение в росте цен. А у нас доля табачных изделий – это 3% в потребительской корзине. Поэтому значительное изменение цен на эту группу товаров сказывается на общем уровне инфляции.

В 2018 году табачные изделия также будут дорожать. Они входят в группу административных товаров, потому что акцизы повышаются централизованно. По нашим расчетам, прибавка в цене составит 18%. А к общему уровню инфляции это может добавить 0,7 процентных пунктов.

По поводу других компонентов группы административных товаров, в частности тарифов. Последние сигналы говорят о том, что цены на газ и тепловую энергию в этом году все-таки будут повышены. Мы это прогнозируем, поскольку таково условие программы МВФ. Пока мы ожидаем, что они повысятся на столько, на сколько их должны были поднять в прошлом году, но не подняли. Речь шла о 15-20%. Хотя цифра может и измениться.

Что касается базовой инфляции, то основным ее компонентом, основным драйвером роста в этом году будет фискальная политика. Дальнейшее повышение социальных стандартов и зарплат.

— Что будет с ценами на бензин?

Рост цен на бензин тоже продолжится . В прошлом году топливо дорожало особенно активно во второй половине года. Это было связано и с повышением мировых цен, и с тем, что у нас в стоимость горючего сразу закладывается курс доллара.

Причем, что интересно, мои коллеги, которые делали анализ по топливу, обратили внимание, что, когда растет мировая цена на нефть или доллар к гривне, это практически моментально отражается на внутренних ценах на бензин. Плюс рынок топлива тесно связан с другими рынками. В первую очередь с теми, где есть транспортная составляющая. Что отражается на ценах и на другие товары.

Мы спрашивали участников рынка: почему же цены не снижаются после того, как мировая цена падает, или когда гривня укрепляется? Эту асимметрию никто толком так и не смог нам объяснить. И это уже, я думаю, вопрос антимонопольного законодательства.

Вообще, вопросами инфляции должен заниматься не только Нацбанк. Правительство, профильные министерства, Антимонопольный комитет и другие органы власти также должны просчитывать на перспективу, как их действия отразятся на базовых показателях экономики. Одним из важных факторов успешности или неуспешности инфляционного таргетирования является структурная экономическая политика…