Положение или поражение крымских татар?

4 года назад 0

Идея создания крымскотатарской Автономии хотя бы в пределах отдельных территорий Херсонской области, продолжает жить в сердцах представителей данного народа. Об этом мы не раз писали в своих публикациях. Но, не всегда желания превращаются в реальность, особенно если в большинстве своем они зависят от политической составляющей вопроса. И не всегда народ ответственен за действия отдельных политиков. Но это другая тема. Главное — идея жива в народе.

О дисгармонии же в политических отношениях между представителями крымскотатарского народа и правящей политической силой («Слуга народа»), в своем интервью, вышедшем на страницах международного правозащитного ресурса Incomindios, рассказал экс-глава Представительства Президента Украины в АР Крым Борис Бабин.

Рассмотрим вопрос чуть шире.

Экс-глава Представительства отметил, что «…как выборы Президента Украины, так и досрочные парламентские выборы, состоявшиеся в июле 2019 года, изменили политику высших органов власти Украины, включая подход к крымскому вопросу».

Борис Владимирович в своем интервью подчеркнул, что экс-президент Петр Порошенко всегда демонстрировал тесную связь с лидерами крымскотатарского национального движения, такими как Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, а так же Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров – освобожденные из-под ареста в 2017 году на основании совместного решения президентов России и Турции.

Мало того, при Порошенко два крымских татарина – г-н Куркчи и г-жа Дзеппар – были назначены, по представлению г-на Джемилева, заместителями министра информационной политики и оккупированных территорий.

Связь крепла, но, как оказалось, Петр Алексеевич, как и все его предшественники на посту Президента страны, пойти дальше, чтобы выполнить обещание данное лидерам крымскотатарского народа – создать «национально-территориальную» автономию для крымских татар в Крыму, оказался не способен.

С 2016 года президент Порошенко пообещал ввести в действие конституционные поправки, однако ни поправки, ни закон о специальном статуте коренных народов не были приняты украинским парламентом. И это не смотря на то, что партия Порошенко до лета 2019 года в Парламенте страны имела большинство.

«Также в 2015–2018 годах Украина инициировала резолюции против дискриминации и угнетения крымских татар в парламентских ассамблеях ОБСЕ и Совета Европы, а также в Европейском парламенте и в Генеральной Ассамблее ООН. Более того, Украина начала судебное разбирательство против России в Международном Суде по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и потребовала от России исполнения этого постановления суда — отменить запрет Меджлиса, установленный российскими органами прокуратуры в 2016 году», – отметил Борис Бабин.

С новым же президентом Владимиром Зеленским, отношения не задались с самого начала. Верные своему слову представители Меджлиса крымскотатарского народа не поддержали Зеленского во время избирательной компании, а после инагурации г-н Джемилев объявил об уходе представителей Меджлиса в «конструктивную оппозицию».

В апреле 2019, сразу после проведения второго тура выборов президента, Мустафа Джемилев сделал заявление:

«Мы – команда Петра Порошенко, и крымские татары его активно поддерживают. Почти очевидно, что мы будем в оппозиции, но в оппозиции конструктивной. Все, что может сделать новый президент на благо государства и по вопросам, которые мы считаем правильными, – будем всецело его поддерживать. Но если что-то будет противоречить нашим идеям, Украинскому государству, нашему народу – мы будем подавать свой голос».

Напомним, в избирательный список провластной партии «Слуга народа», победившей на выборах, нет ни одного крымского татарина. Г-н Джемилев и г-н Чийгоз прошли в парламент по списку партии Порошенко «Европейская солидарность», а Рустем Умеров был избран по списку партии «Голос».

Мало того, без согласования с Меджлисом, как это было вплоть до 2019 года, президентом был назначен новый Постоянный представитель Президента Украины в Крыму – г-н Антон Кореневич, что тоже не добавило тепла в отношениях.

Возможно именно поэтому летом 2019 (июнь) Мустафа Джемилев произнес:

«В окружении Зеленского несколько разных групп. Некоторые говорят, что без крымских татар никак, а другие говорят, что мы – противники, что ничего общего не может быть…».

Борис Бабин в своем интервью отметил, что не смотря ни на что:

«… внешняя позиция украинской дипломатии на крымском направлении сохранит свою основную повестку дня, заявив о поддержке борьбы крымскотатарского народа за свои права».

И тем не менее, по мнению экс-главы Представительства, мало вероятно, «что крымские татары будут выдвинуты на самые высокие посты в государственной службе».

Основное, по мнению Бабина, что должно сделать руководство страны, чтобы прийти к решению проблем крымскотатарского народа, это – «отделить задачи по защите прав коренных народов Крыма от попыток освободить Крым от российских властей, поскольку эти две темы были искусственно переплетены в рамках политики Порошенко».

«Вопросы, которые проще всего решить – по мнению политика, – находятся в гуманитарной сфере – защита интересов вынужденных переселенцев крымских татар, содействие общению жителей Крыма с украинским государством и обществом».

К гуманитарной сфере, по мнению Бабина, следует отнести языковой вопрос.

«Украина отразила особый статус крымскотатарского языка в современных законах об образовании и средствах массовой информации, но в настоящее время государство контролирует только две начальные школы с крымскотатарскими классами на материковой части Украины. Единственными средствами массовой информации, вещающими частично на крымскотатарском языке с материковой части Украины через спутники, являются телеканал «АТР» и радио «Мейдан»; это частные учреждения, и финансовая поддержка телерадиокомпании «АТР» из государственного бюджета Украины на 2016–2018 годы в последнее время вызвала некоторые вопросы, поднятые украинскими органами аудита», – отметил Бабин.

По словам политика, «в настоящее время крымские татары составляют всего 20% населения Крыма», но стремление представителей крымскотатарского народа, насильно разорванного властями России, к объединению столь велико, что это не может не напрягать силовые структуры РФ, своими действиями, и пропагандистской политикой, ожививших «советский миф о «вражеском народе».

По мнению Бориса Бабина:

«Российские власти заинтересованы в демонстрации «межнационального мира» на полуострове и формировании лояльных крымскотатарских элит путем интеграции их в российские органы власти в Крыму. Эти усилия в настоящее время успешно осуществляются оккупационными властями».

В связи со словами Бабина о «влиянии оккупационных властей России», в очередной раз вспомнились слова Рефата Чубарова сказанные на днях, в ходе подготовки к акции «Мир – против насилия и оккупации. Марш достоинства»:

«...официального отношения к планируемому Меджлисом маршу от руководства страны до сих пор не прозвучало».

Возможно это и есть проявление той самой «дисгармонии в политических отношениях между представителями крымскотатарского народа и правящей политической силой», о которой говорит в статье Борис Бабин?

Напомним, Борис Владимирович Бабин – украинский ученый, политик, доктор юридических наук, профессор.

С 17 августа 2017 года — представитель президента Украины Петра Порошенко в Автономной Республике Крым.

3 декабря 2018 года президент Украины Петр Порошенко уволил Бориса Бабина с должности Постоянного Представителя Президента в Автономной Республике Крым.

Елена Херсонская