Как живет и выживает херсонка Наталья Васильевна

7 лет назад 0

Пожилая Херсонка Наталья Васильевна- гипертоник, аллергик и сердечник с камнями в почках, она и  живет на пенсию в 1600 грн в двухкомнатной квартире, и делится рецептом выживания с нами. 

Наталья Васильевна живет одна, ее близкие  умерли в 90-тые (сын погиб в результате разборок, муж — по болезни). После произошедшего нашу собеседницу разбил инсульт, но, слава Богу, она быстро и почти полностью восстановилась — на память о трагедии осталось легкое нарушение координации движений. Сейчас, по ее мнению, мы снова вошли в 90-тые, только с меньшими перспективами:

— Тогда, в 90-тые, мы еще не умели друг на дружке наживаться. Я помню, как только гривны после купонов и миллионов ввели, зарплата у меня был 170 грн. Много на нее себе не позволишь, но с умом можно было выжить. Резанные и гнилые фрукты тогда не хватало ума продавать — можно было, кто хотел, подойти и навыбирать себе. Обрезки от сала или мяса вечером на базаре можно было набрать по гривне за кило — я и брала. И на котлетки, и на гуляш. Если сало за кило было от 15 до 30 грн, представьте как было удобно и выгодно!

Еще ливер — легкие, сердца, почки, вымя, печень свиная тогда стоили до 10 грн. Можно было взять. На бульон брала косточки куриные за копейки от колбасного цеха, тут был один недалеко. На плов брала , извините, жопки куриные. И они стоили в 10 раз дешевле нормальных продуктов, по-моему 2 грн за кило. 

Летом рыбу ловили или на даче покупали у рыбаков — по трояку. А зимой мойва и килька свежемороженная — стоила копейки, от 1 грн до 3грн. Ну и крупы были дешевые, мука, овощи, как у нас говорят, борщевой группы. Дача — хорошее подспорье: летом на овощах и фруктах экономишь, все свое. Зимой закатку не покупаешь — огурцы, помидоры, борщевая заправка, варенье тоже свое. Так и выжили. 

Корр. — Какие продукты для вас стали недоступными тогда, а какие — сейчас?

Конфеты, колбасы, яйца, сыры — это то, о чем я забыла после 93 года, не зарабатываю. Только на праздники, на оливье, белочку.  Мясо хорошее и рыбу — толстолоба или там красную рыбу я тоже не беру, да и не зачем. Это деткам надо. Молочное стала брать очень редко. Только на даче, у селян, напиваюсь молоком.
Ну а сейчас вдруг гречка оказалась дорогой и рис очень подорожал, хлеб тоже стал такой, что страшно.

Если так прикинуть, то мои доходы по отношению с девяностыми увеличились в 10 раз, к моим 170 грн государство нолик дорисовало. А цены возросли на что-то в 20 раз, а на что-то в 60 раз.
Так что те же куриные обрезки и попки, потрошка — это уже не для меня, дорого. мясные орезки больше не беру, раньше они в 10 раз дешевле мяса стоили, теперь только в 2 раза — от 30 до 50 грн, я себе позволить не  могу. Ну и фрукту… Фрукту я уже, стыдно сказать, беру резаную, гнилье беру, а стоит оно на треть дешевле, чем свежее.
Научились мы наживаться друг на друге, да…

Корр. — Как распределяется ваша пенсия? Что уходит на еду, что на лекарства, а что на продукты?

Ой, такой вопрос. Я приблизительно скажу, хорошо?
Значит, после того как субсидию оформила, мне где-то 300 грн моя двущка обходится. Правда, иногда приходят счета — у вас задолженость по воде 800 грн. — приходится идти и разбираться, этого не может быть, у меня же субсидия. Ездить приходится. Я не инвалид, не ветеран, не дитя войны, так что везде, кроме троллейбуса, плачу за проезд. Так что на жизнь мне остается 1300-1200 грн

Как получу пенсию, я иду на базар. И беру сала тонкого, почти шкуру, куриные шкуры, легкое, почки и свежемороженную кильку, всего по килограмму. Мясное — я его мелко режу и из него сальтисончики варю в пластиковых пакетах. А кильку я немножко сама себе солю, к картошечке, а остальное перемалываю и у меня рыбный фарш получается, на котлетки. Ну и постное масло беру, сахар и чай, зубную пасту, шампунь поделевше, и стиральный порошок. И несу домой. Я тяжести носить не могу. Гривен на 300 получается.

Если повезет, и под подъездом будут овощи продавать — возьму 10 кг. картошки, морковки кила 2, луку и бурячка, и потихоньку перенесу. Нет — в магазин пойду, я в АТБ хожу, рядом, и там почуточке наберу и несу домой. Капустинки 2 возьму и томатной пасты.
Это еще 200 грн. Это у меня будет на борщики и супчики. ну и пюрешку, если сильно захочется.

Еще в магазин надо будет сходить за крупой и макаронами. Я беру ячку и артек, и самые дешевые макароны. Ну и муки килограмма 2, на печенье, бличники, — вруг кто-то в гости зайдет? Еще лимончик, туалетную бумагу, спички, специи, соль и лампочки. Ну еще гривен 200.

Остается 600 грн — это на лекарства. И не всегда хватает. Я уже не лечусь, я скорее приступы снимаю На лечение — больше денег надо.

Если моющего и продуктов на следующий месяц что-то останется, то в следующем месяце можно что-то из вещей купить. Слава Богу, одежды много осталось, есть что и поперешивать, полотенца. постельное, посуда у меня тоже есть. А вот, извините, трусы, носки, колготы нужны. И вот если удается за несколько месяцев скопить — покупаю. Ну за год даже на лекарства хорошие удается отложить и 1 раз пролечиться. Вот так и живу. Не голодаю пока, но уже страшно. В 90-тые сытнее жили.

Откладывать на ремонт или сапоги, или шубу, если не дай бог старые порвуться — вообще не получается. Тогда надо не лечиться совсем, или не кушать.  Ну и на похороны…На похороны по новым ценам у меня уже не хватит того, что было отложено, а добавить мне не с чего.

Корр. — Квартирантов брать не пробовали? Может, будет с ними проще?
— Я, честно сказать боюсь. Брала одного. Давно. Он как узнал, что я одинокая, начал упрашивать, чтобы я его прописала и чтобы он  меня досмотрел. Угрожать стал. В милицию позвонила, а там- как нападет, так и обращайтесь. Я попросила друзей сына прийти, сказать, что они дальние родственники и что теперь тут жить будут. Они его выгнали, замки мне поменяли. С тех пор боюсь.

Корр. — Простите за такой вопрос, но вам около 70. Вы подрабатывать не пробовали?

Пробовала. Чертила проекты студентам. Я инженер по образованию, так что контрольные техническим специальностям делала. Сейчас не вижу ничего. Уже год — не подрабатываю. Разве что дачное там что-то, излишек, соседке отдаю на реализацию. она продает, а выручку пополам. Мне — что довезла и вырастила, ей- что стоит, продает. хамство это про спекулянтов выслушивает.

Корр. — Верите ли вы, что это — временные трудности и что скоро жизнь наладится?
Может и наладится. Она всегда у кого-то налаживается. Особенно у тех, кто наверху. А я вот, да такие как я, можем и не дожить до налаживания жизни. Мы ведь избалованы были спокойной жизнью. Трудовая интеллигенция. Нас 90-тые сильно поломали. Мы ведь все как один за Независимость голосовали. Я потом за Черновола голосовала, потом — за Ющенко. Сейчас — за Богомолец Инну, но вот молодежь мне в лицо смеется — вам бы только в совок вернуться.
Зачем "совок"? Нам к жизни надо вернуться, когда всё работает и все работают, когда перспектива есть, страна есть, наша, Украина. Мне про перспективы говорит поздно, а им — они спят и видят , как отсюда уехать. Мне иногда кажется я умру — и страна не дольше переживет. Страшно.