Не понимают своего потенциала: эксперты назвали типичные ошибки ОТГ в Херсонской области

4 года назад 0

За повседневными заботами люди забыли о масштабных перспективах.

Они имеют уникальные скалы и вторую в Европе пустыню, однако никак не зарабатывают на этом – объединенные ОТГ на Херсонщині одні з найбідніших в Україні: чому так сталося і як це змінити ОТГ на Херсонщині одні з найбідніших в Україні: чому так сталося і як це змінититерриториальные общины на Херсонщине, несмотря на большой туристический потенциал, остаются одними из беднейших в Украине. О том, почему так сложилось и как это можно изменить, говорится в сюжете ТСН.19:30.

Уникальные глиняные скалы с обрывами – пейзажи, от которых перехватывает дыхание. Это Херсонские утесы на берегу лимана или Места счастливых людей. Так их еще называют из-за песни Кузьмы Скрябина, клип которой снимали именно здесь. Это место должно было бы стать туристической Меккой, но о нем мало кто знает. Туризм не развит – негде посидеть, нет даже возможности перекусить, об отеле не слышали. "Это уникальное место. Мы можем встретить восход солнца над Днепром, а провести солнца закат – над Южным Бугом. В этот лиман впадает Днепр и Южный Буг" — так это место рекламирует председатель объединенной территориальной громады Станислава.

Они имеют уникальные скалы и вторую в Европе пустыню, однако никак не зарабатывают на этом. Объединенные территориальные общины в Херсонской области, несмотря на большой туристический потенциал, остаются одними из самых бедных в Украине. Почему так сложилось и как это можно изменить — команда ТСН вместе с экспертами отправилась в образовательный тур по регионам. 

В громаде три села и свыше 7 тысяч населения. Кроме утесов, у них еще и около 20 километров береговой полосы. Имея такие природные ресурсы, громада на этом не зарабатывает. Экскурсии возят туристические фирмы из Херсона. "Приезжаю на берег – стоит два автобуса туристов из Херсона. Я еду в магазин, у них стоит два ящика пирожков, и никто их не покупает. Говорю: чего вы не вывезете эти пирожки на берег, там автобус голодных туристов, которые бы мгновенно выкупили те пирожки? Мы еще не можем этого понять, что на этом можно зарабатывать" , — говорит председатель громады.

Эксперты объясняют, что громады обычно не видят собственных достоинств: "Большая часть людей настолько углублена в повседневную жизнь, что они не могут посмотреть вперед, или оценить свою перспективу. Люди действительно хотят жить лучше, но хотят жить быстро. Ключевая задача, чтобы люди поняли, что это длительный путь, и он начинается с первого шага".

Еще одна община – Виноградовская. Николай везет в Олешковские пески, это вторая по величине пустыня в Европе. Однако дорога к ней разбита, на обочине груды мусора. Более 700 гектаров заповедника – это каскады озер, краснокнижные деревья, уникальный ландшафт и даже колодец XIX века. Но как найти все это – непонятно, указателей нет.

Павел Бабенко говорит, что для старта не нужны большие средства – громаде главное не бояться действовать. То есть определить ключевые маршруты, понять, кто захочет приехать к ним, заручиться поддержкой турагентств и продумать, как встретить туриста:  "Не нужно сразу рисовать бюджеты: нам нужно 100 миллионов и все, потом забыли, потому что это нереально. Расписать заведения размещения, это необязательно отели – даже частные здания. Сделать каталог, даже для себя, усадьбы или бабушки, которые смогут принять туриста".

Раздольненская община встречает большим яблоком на потолке – не просто так. Здесь гектары яблоневых садов, урожай идет на экспорт. Яблоко как бренд – на этом зарабатывать хочет и громада, поэтому решила устроить фестиваль яблок. Но начать стоит с простого – высадить деревья, провести благоустройство парка в центре поселка, убрать мусор. Эксперт говорит, что фактически все, что набросали люди в яму, можно сдать на переработку и получить за это деньги:  "Если у них цель развивать свой регион, как туристический, к ним никто не приедет смотреть на этот трэш. Тем более для тех, кто способен заплатить за отдых".
Полдеревни уехало, в домах пустуют квартиры, и несмотря на это громаду пытаются возрождать – сделали современный кабинет для изучения английского языка, ремонтируют амбулаторию, открыли аптеку. Вадим приезжает зимовать, живет преимущественно в Херсоне, но вместе с односельчанами готов браться за работу и восстановить село: "Хотелось бы, чтобы здесь все было лучше, чтобы не нужно было туда ездить и сюда возвращаться".