«В своем нынешнем виде памятника «Тачанка» не должно быть»

4 года назад 0

Предложение активистов создать на месте монумента музей тоталитаризма власть Каховки отклонила.

Требование Украинского института национальной памяти немедленно демонтировать памятники «Тачанка» и «Девушка в шинели» в Каховке вызвала взрывной эффект. После сообщения городского головы Андрея Дьяченко о судьбе этих памятников заговорили по всей Украине. Он назвал «Тачанку» «символом города» и пообещал бороться «до последнего против ее декоммунизации».

Авторами обращения в Институт национальной памяти по поводу каховских памятников были активисты инициативы «Декоммунизация. Украина". Благодаря их вмешательству недавно удалось демонтировать один из последних сохранившихся до наших дней памятников Владимиру Ленину в селе Андреевке Одесской области. Памятник Чапаеву в центре Миролюбовке
Также на днях активисты подали обращение на демонтаж памятника советскому военному деятелю Василию Чапаеву в Миролюбовке Нововоронцовского района, панно с изображением Ленина на фасаде школы в соседней Крещеновке, Изображение Ленина на фасаде школы в Крещеновке
изображение с орденом Ленина в Ровно Генического района и остатков советской символики в Каховке. Изображения Ленина в Ровно Генического района
«2020-й должен стать годом полной очистки Украины от изображений красного кровопийцы Ленина» , — считают они.

За комментариями по поводу «Тачанки» мы обратились к соучредителя инициативы «Декоммунизация. Украина », председателя общественной организации« Рассвет »Вадима Позднякова. Вадим Поздняков
— Вы обращались в Институт национальной памяти по поводу «Тачанки» и «Девушки в шинели»?

— Не только. Еще по поводу памятника Фрунзе в Каховке, который был демонтирован ранее. Правда, относительно Фрунзе в Институт поступили обращения среднем от 8 человек и организаций.

А вот по «тачанке» и «Девушке в шинели» обращались только мы.

— Как вы относитесь к заявлениям мэра Каховки Андрея Дьяченко, который утверждает, что не позволит уничтожать «символ города»?

— Все мы понимаем, что вскоре начнутся местные выборы. Ему же надо на чем-то пиариться и заигрывать с электоратом. В моем родном Харькове такая же ситуация с памятниками и желанием власти вернуть проспекту имя маршала Жукова.

Мэр Каховки может сколько угодно говорить, что «Тачанка — символ города». Но с нынешнего состояния памятника этого не видно. Насколько я понимаю, о «Тачанке» вовсе не заботятся. Неужели так относятся к «символу города»?

— О необходимости сохранения «Тачанки» сейчас высказывается много историков, культурологов и других экспертов. Среди их аргументов — наличие памятника в реестре объектов культурного наследия национального значения. Кроме того, в 2015-2016 годах в Каховке обсуждалась предложение создать на месте памятника музей тоталитаризма или музей советской скульптуры. Тогда власти города ее не поддержала. А как вы относитесь к подобным инициативам?

— о наличии «Тачанки» в реестре я не слышал.

Я согласен с тем, что этот памятник не является обычной штамповкой, как большинство советских монументов. Но в данном вопросе должна быть какая дискуссия между местной общиной, Институтом национальной памяти, Министерством культуры. В любом случае, в своем нынешнем виде памятника «Тачанка» не должно быть. Его обязаны убрать: демонтировать и куда перенести. Или сделать на его месте тот же музей оккупации — это отличная идея! Думаю, в Херсонской области накопилось много памятников советской эпохи, которые могли бы там разместиться. Это был бы интересный объект, который мог бы принести определенную прибыль городу.

— Как можно добиться демонтажа советских памятников и заставить местные власти выполнить требования законодательства? К примеру, в той же Каховке до сих пор не переименованы все улицы с коммунистическими названиями.

— Есть несколько механизмов, которые мы уже опробовали по всей Украине. Обычно мы отправляем обращение в органы местного самоуправления и смотрим за их реакцией. Если они начинают процедуру демонтажа или переименования, то просто ждем, когда все закончится.

Если же они начинают саботировать, мы подключаем СМИ, пишем заявления в полицию, СБУ и Института национальной памяти. После этого обычно процесс оживляется и сдвигает с места. Если местная власть не хочет выполнять требования Закона, являются органы, которые всегда их могут заставить это сделать.

— Сколько памятников в Украине было демонтировано благодаря вашему вмешательству?

— Мы не считали. Думаю, не меньше трех сотен. Или даже больше. Среди последнего — мы добились демонтажа нескольких памятников Ленину и Калинину в Днепровской области.

Олег Батурин, Новый день

Фото автора и Facebook / Вадим Поздняков