“Docudays UA”. Фильмы, после которых хочется жить
6 лет назад 0
Фото из архива Екатерины Пономаренко
В третий день открытых показов XV Путешествующего международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA 12 декабря херсонцы посмотрели два фильма — “Взрослые” (Майте Альберди / Чили) и “Гвенделин” (Рут Казерер / Австрия).
Главные герои фильма “Взрослые” — люди с синдромом Дауна, которые учатся в чилийской кулинарной школе. Всем им уже за 40, они посещают уроки осознанности, где говорят о своих мечтах и целях, но в силу болезни не могут вести полноценную жизнь. Рикардо, например, мечтает обзавестись собственным домом и работает на двух работах, складывая копеечку к копеечке. Но этого все равно недостаточно, ведь у человека с синдромом Дауна в любой стране возможностей заработать в разы меньше, чем у здорового. Поэтому, несмотря на тяжелый труд, мечта Рикардо пока что остается лишь мечтой.
Другие ученики кулинарной школы с синдромом Дауна — Анита и Андрес — любят друг друга и хотят пожениться. Но законы страны запрещают вступать в брак людям с такой болезнью, да и родственники пары против этого. Мать Аниты считает, что, несмотря на возраст, она еще ребенок, поэтому ни о каком замужестве не может быть и речи. Единственное место, где влюбленные могут побыть наедине — комната в школе. В конце концов, сестры Андреса принимают решение забрать брата из школы, поэтому пара больше не сможет быть вместе.
До слез грустно наблюдать за этими по-детски непосредственными людьми, которые из-за своей болезни вынуждены зависеть от родственников как финансово, так и психологически. С другой стороны, в Чили у них хотя бы есть возможность посещать специальную школу, где с ними работают психологи и учителя, где они могут научиться кулинарному мастерству и даже немного заработать.
Что касается Украины, то здесь людей с синдромом Дауна как-будто бы не существует, поэтому возможностей для них крайне мало. Присутствующая на показе заместитель руководительницы ОО “Солнечные дети Херсонщины” Татьяна Михайлова рассказала, что пока историй успеха в нашей стране не так много. Хотя даже если отдельный человек с синдромом Дауна устраивается на работу или поступает в учебное заведение — это уже первый шаг к равенству. Радует, что в Херсоне, благодаря этой общественной организации создано инклюзивное пространство для “солнечных детей”, где с малышами занимаются педагоги, регулярно устраивают разнообразные мероприятия, привлекают детей к искусству.
Фильм австрийского режиссера “Гвендолин” , которым завершился третий день открытых показов, покорил всех. Его главной героине больше 60 лет, у нее рак слюнной железы, но она даже не думает о смерти, покоряя все новые и новые спортивные вершины в мире тяжелой атлетики.
Гвендолин очень отличается от большинства своих ровесниц. Глядя на нее, язык не поворачивается назвать эту женщину старой, ведь она не дает для этого ни единого повода. Спортсменка не жалуется на самочувствие, стильно одевается, не сидит на месте: ходит на тренировки, пишет книгу, проводит время со своим бойфрендом, который на 20 лет младше нее. А ее спортивные достижения — настоящее чудо. Ее правая рука трясется, когда она держит тяжелый чайник, но это не мешает Гвендолин выполнять одно из сложнейших упражнений — становую тягу с немаленьким весом и выигрывать чемпионаты. Что будет через год, побьет ли она новые рекорды,
женщина не знает, но уж точно не собирается опускать руки.
Во время обсуждения зрители единогласно согласились с тем, что этот фильм о том, как надо жить, ведь он о человеке, который находит и использует возможности, а не ищет отговорки, которых у нее нашлось бы немало.
Что интересно, буквально на следующий день после просмотра фильма я узнала, что моя первая тренерка по аэробике, херсонка Наталья Зорина, которой 63 года, стала рекордсменкой Украины по продолжительности преподавания фитнеса (30 лет). И до мирового рекорда ей осталось всего 2 года. Так что такие женщины есть и у нас, а не только в далеком зарубежье!
В очередной раз фестиваль “Docudays UA” показал нам героев из народа и напомнил о том, что нужно жить, а не существовать.