От актрисы до министра культуры
8 лет назад 0
Ее называют гречанкой,…
Мария-Амалия родилась в 1920 г. в Афинах, в семье влиятельного политического деятеля. Ее дедушка в течение 20 лет занимал пост мэра Афин, а дядя был лидером национал-социалистической партии. Мария же с юности грезила сценой и в 18 лет поступила в школу драматического искусства Национального театра Греции, а в 1944 г. впервые сыграла главную роль в постановке этого театра. С 1951 г. актриса начала выступать на парижской сцене, а затем играла в спектаклях на Бродвее.
Во время фашистской оккупации надежной защитой Марии-Амалии стал ее первый муж – богатый и знатный афинский землевладелец. И хотя их брак просуществовал около 20 лет, вместе они прожили недолго. Судьбоносной стала для актрисы встреча с французским режиссером Жюлем Дассеном (его сыном был Джо Дассен, а сам Жюль родился в семье еврейского цирюльника, эмигрировавшего из Одессы еще при царском режиме). Жюль Дассен стал ее вторым мужем и неиссякаемым источником вдохновения до конца дней. Их творческий тандем принес популярность и режиссеру, и актрисе.
Впервые актриса появилась на экране в 1955 г., под псевдонимом Мелина Меркури. И первая ее работа – фильм “Стелла” греческого режиссера М. Какоянниса – становится успешным стартом в кинокарьере: ее номинировали на “Золотую пальмовую ветвь”. Приз в Каннах актриса тогда не получила, но выиграла куда больше – на фестивале она встретила Жюля Дассена.
Фильм Дассена “Никогда в воскресенье” (1960) с Мелиной Меркури в главной роли принес супружеской паре всемирную известность, “Оскар” за лучшую зарубежную картину и Серебряную премию на Каннском кинофестивале за лучшую женскую роль. Совместные работы режиссера и актрисы всегда были успешными, вместе они сняли 9 фильмов.
В 1964 г в Греции к власти пришли “черные полковники”, и Мелине пришлось искать политического убежища во Франции. Ее выступления против режима диктатуры привели к тому, что в 1966 г. находившийся тогда у власти Стилианос Паттакос лишил ее греческого гражданства и всего имущества в Греции, на что актриса отреагировала с присущим ей темпераментом: “Я родилась гречанкой и умру гречанкой, а господин Паттакос родился фашистом и умрёт фашистом”.
Во Франции Мелина впервые попробовала свои силы и в качестве певицы. Она записывала песни на греческом, французском и немецком языках, многие становились настоящими хитами. В 1971 г. Мелина Меркури издала автобиографию “Я родилась гречанкой”, в это же время она начала заниматься политической деятельностью. После свержения диктатуры в 1974 г. супруги вернулись в Грецию. Мелина стала членом Парламента, а в 1981 г. – министром культуры.
Она была убеждена в том, что культура – это главный экспортный продукт Греции, ее “тяжелая промышленность”, и поэтому нужно работать над тем, чтобы ее знали и ценили во всем мире. “Греция должна стать культурным протагонистом современного мира. В этом вся Греция, ее наследие, ее богатство, и если мы потеряем все это, мы останемся ни с чем”, – утверждала Мелина.
Мелина Меркури боролась за возвращение из Британии в Грецию мраморных фрагментов и скульптур Парфенона, занималась постройкой нового здания музея Акрополя, поддержала идею Международных Дельфийских игр. В народе ее любили и называли “последней греческой богиней”. Активной общественной деятельностью Мелина занималась до самых последний дней. В 1994 г. она скончалась от рака легких. Жюль Дассен после смерти жены продолжил ее дело, основал фонд имени Мелины Меркури, который борется за возвращение мрамора Парфенона и занимается популяризацией греческой культуры.