«Практика фиксации» в Берлине, Херсоне, Мадриде…
8 лет назад 0
В Херсоне показали…
Современное искусство иногда понять сложно – оно сверхметафорично, концептуально и всегда орнаментально-избыточно. Авторы, как правило, пытаются втолкнуть в свой объект все мыслимые идеи и затейливо их переплести, оставляя озадаченного зрителя наедине с загадкой, которая имеет тысячи интерпретаций, и все они субъективные.
Но Аркадий Зайдес очень точно расставил акценты, и потому его работа «Практика фиксации» понятна и в Берлине, где ее недавно показывали, и в Херсоне, и в Мадриде, куда она отправится согласно своему гастрольному графику, расписанному на год вперед.
Вот что рассказывает режиссер, фотограф, хореограф Аркадий Зайдес о том, как появилась видео-инсталляция: « Я использую в спектакле материалы архивов правозащитной организации «Бцелем». Эта правозащитная организация в 2007 году дала палестинцам видеокамеры, чтобы они снимали происходящее на палестинских территориях. Поэтому и назвал свою работу «Архив». В спектакле копируются жесты снятых на видео людей. Так тело становится архивом».
Автор видео-инсталляции архивирует человеческие эмоции – боль, ненависть, страх. На двух экранах — реальная картинка и ее эмоциональное отражение.
На одном экране — любительское видео из архива. Жители израильских колоний бросают в палестинцев камни, барабанят в двери домов, идут в палестинское поселение мстить за убийство палестинцами израильтянина.
На другом — человек имитирует движения людей. Взмах – бросок невидимого камня, шаг — прыжок солдата, стреляющего по манифестантам зарядами со слезоточивым газом. Выкристаллизованные, чистые человеческие эмоции держат зрителей в напряжении все время действия, повторяющегося по кругу. И только усталость актера и постепенно грязнеющая белая майка подсказывает зрителю, что вот и еще один круг наматывается – и нарастает усталость, боль и страх.
Автор говорил, что хочет понять, что происходит с его народом. Израиль расколот надвое, там есть палестинцы и израильтяне. И очень важно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Прожить ее в чужом «теле». Потому что язык тела самый искренний, самый честный. Боль трудно сыграть. Если тело разрывает боль , это видно.
В 2014 году, на фестивале в Авиньоне, у Аркадия Зайдеса спросили: « Вы хотите сказать, что ваш народ живет в этом хаосе?» И он ответил, что многие готовы включиться в «какофонию агрессии». Потенциал агрессии есть у всех, и неважно, откуда мы. Он бы хотел, чтобы люди задумались о том, что происходит вокруг них.
И, конечно, показ этой работы спровоцировал в Херсоне дискуссию, где высказывались самые разные мнения. Но зрители сошлись в одном – это очень мощная работа, искренняя и честная. Инициаторы показа видео-инсталляции «Практика фиксация» Николай Гоманюк и Максим Афанасьев, руководители Totem Centre Theatre Lab, пообещали задуматься о возможности создания пластического спектакля, тем более, что необходимый опыт у них есть.