В Херсоне представили выставку комиксов о художнице Полине Райко

3 года назад 0

В Херсоне на выставке представлены комиксы о художнице украинского наива Полине Райко и комикс-журнал «Zurich — 2021», созданный художницами и художниками юга Украины во время воркшопа с участием ментора — художницы комиксов из Берлина Марлен Крауз. Выставка работает в арт-пространстве Freedom.

« Здесь представлены работы пятнадцати авторов, я шестнадцатая, тоже нарисовала небольшую работу. Мы собирали географически южный регион — это представители Херсона, Николаева, Запорожья, автор из Бердянска, который учится в Харькове, из Одессы, который учится в Киеве », — рассказала куратор проекта и председатель Центра культурного развития «Тотем» Елена Афанасьева.
По ее словам, сказать сколько именно на выставке работ трудно, ведь один комикс может состоять из нескольких рисунков, и авторы представляли по несколько комиксов.

Участница проекта, студента херсонского вуза Виктория Пагельс, выполнила задачу воркшопа на тему: «К Полине Райко приходит кто-то». Она изобразила эпизод, когда к Райко приходят евангелисты. « Они говорят: «Бог стучит к вам в дверь!», а она уже его нарисовала — он уже здесь », — рассказывает художница комикса. Среди комиксов на эту тему, есть еще, например, «К Полине Райко приходит Пиросмани» (автор Елена Афанасьева), «К Полине Райко приходит королева Елизавета» (автор Юлия Павленко) и даже «К Полине Райко приходит интернет» (автор Юлия Нудьга), «К Полине Райко приходят дистрибьюторы Эйвон» (автор Юлия Данилевская) и «К Полине Райко приходит грабитель»(автор Глеб Остроус).

Темой для комиксов стала судьба Полины Райко, ее отношения с сыном, мужем. Есть работы, выполненные на ткани, на кафеле. Также на выставке представлены работы в стиле «ретабло» (это картины, которые рисуют или которые заказывают у художников для того, чтобы отблагодарить своих святых покровителей за то, что удалось избежать какой-то беды или справиться с ней).

В проекте авторы переосмысливали творчество Райко, в одной из работ в стиле «ретабло» есть даже сакрализация образа Полины Райко, где она становится святой, говорит сокуратор выставки и участник проекта Владимир Рейнхарт.

Ознакомиться с комиксами, появившимися в результате проекта, можно благодаря комикс-журналу «Zurich — 2021», созданному художницами и художниками во время воркшопа с участием ментора художницы комиксов из Берлина Марлен Крауз. Отмечается, что проект является актом сотворчества авторов комиксов в диалоге с художественным феноменом Полины Райко, которая нарисовала на стенах собственного дома историю своей жизни.

О том, почему комикс-журнал называется именно «Zurich — 2021», Елена Афанасьева рассказывает отдельно: старинный город Олешки, где проживала Райко, был в советские времена переименован в честь Александра Цюрупы — инициатора введения продовольственной диктатуры. Местные в шутку переиначивали тогдашнюю название города Цюрупинск в «Цюрих».

Экземпляры журнала комиксов имеют возможность получить библиотеки, галереи, обратившись через страницу Центра культурного развития «Тотем» в Фейсбуке — книга бесплатная, но за услуги почты заказчик должен заплатить сам, сообщила Афанасьева.
Однако, как говорит куратор проекта, некоторые комиксы трудно было передать через книгу, поэтому так важно представить работы на выставке и рассказать о них.

Также на выставке представлен еще один экспонат участники проекта нашли коврик с котиками, подобный тому, что в свое время висел на стене в доме Полины Райко и который исчез после ее смерти. Коврик через интернет нашли в Сумской области и херсонцы собрали средства для того, чтобы его приобрести. Позже коврик вернется «домой», в дом Полины Райко, рассказывает Афанасьева.

« Этот коврик на самом деле очень важен для Полины Райко: она рисовала леопардов, которые были некими охранниками ее дома, но никогда нельзя было говорить, что это котики. Это всегда были леопарды. Скажешь, что это котики она очень обижалась. А когда заходишь в комнату, где жил ее сын, ты видишь на стене этот ковер, и ты понимаешь, что это и есть те леопарды, это такой прообраз, возможно, бессознательный, потому что она много образов заимствовала, но она их так перерабатывала через себя, что для нее это была абсолютная другая история », — говорит куратор проекта.

Также на выставке представлено уникальное видео, на котором сама Полина Райко проводит экскурсию по своему дому.
Полина Райко родилась в 1928 году, начала рисовать, когда ей исполнилось 69 лет. Она разрисовала эмалью ПФ потолки, стены, двери, забор, гаражные ворота, тратя на краску пенсию. Женщина пережила несколько личных трагедий, всю свою боль она превратила в яркие картины. В 1994 году в автокатастрофе погибла любимая дочь Елена, через год умер муж, который при жизни любил только рыбалку и алкоголь, ее сын попал в тюрьму, а, вернувшись, пьянствовал и требовал денег, в конце концов, пропив все, что было в доме, он умер. Но даже могилы сына и мужа Полина Райко расписала цветами.

Эксперты называют творчество Райко сложным явлением, которое соединило в себе и наив, и аутсайдер-арт, и ар-брют. Умерла художница в 2004 году: на оборотной стороне зеркала (единственном не раскрашенном месте в доме) нарисовала свой автопортрет и тихо ушла из жизни.

В 2021 году ее дом включен в перечень объектов культурного наследия области.
Проект «Zurich 2021: о Полине Райко языком комикса» поддерживает Европейский Союз и Goethe-Institut по программе House of Europe («Дом Европы»)

Укринформ lenazinovik