Что страшнее – кредит МВФ или дефолт
5 лет назад 0
Экономисты продолжают спорить о том, может ли Украина обойтись без денег Международного валютного фонда.
В МВФ заявили — Фонд может увеличить кредит для Украины, но при условии принятия земельной реформы и закона о банках. Но в последнее время все чаще эксперты говорят о том, что Украине не нужно договариваться с МВФ о новой программе кредитования, а воспользоваться ситуацией и затеять реструктуризацию своих долгов. Под словом реструктуризация, по сути, понимается технический дефолт: в данном случае это отказ от обслуживания собственных долговых обязательств и попытка списать их или отсрочить выплаты. Кто-то из специалистов говорит, что можно обойтись без МВФ, а кто-то не видит альтернатив сотрудничеству с фондом.
Мы собрали мнения противников и сторонников всех трех вариантов развития событий.
Нелюбовный треугольник В этом году Украине предстоят серьезные долговые выплаты. Из-за кризиса, который вызвала пандемия коронавируса, внешние займы для нашей страны существенно подорожали. То есть, перекредитоваться без помощи МВФ будет очень дорого. В такой ситуации есть три варианта развития событий – возобновить сотрудничество с МВФ, искать других кредиторов или объявлять дефолт, назвав его реструктуризацией долга.
Пока что власть декларирует намерение договориться с фондом. Причем сумму кредита по сравнению с прошлогодними "хотелками" просят увеличить вдвое.
"В течение следующей недели-двух мы со своей стороны, как Украина, финализируем наши последние договоренности и получим положительное решение от борда Международного валютного фонда, — заявила заместитель председателя Офиса президента Юлия Ковалив — Собственно, что мы сегодня обсуждаем с МВФ. В первую очередь, это увеличение объема финансовой поддержки Украины на время кризиса. Мы уже говорим сейчас о почти в два раза увеличении той программы, о которой мы говорили с ними в конце прошлого года. Второй вопрос, который мы с ними обсуждаем, это то, что эти средства нужны в первую очередь в бюджете — там, где мы будем финансировать медицину и социальную сферу".
Если учесть, что в прошлом году речь шла о кредитной программе в 5 млрд долларов, то сейчас понятно, что просят уже 10 миллиардов. Скорее всего, столько нам никто не даст. Но даже 3-4 миллиарда могут стать хорошим подспорьем минфину для того, чтобы справиться с проблемой выплат в этом году. Правда, есть одно "но" – это фактор Коломойского и его претензий на национализированный ПриватБанк.
Чтобы избежать выплат многомиллиардных компенсаций бывшим владельцам, Верховная Рада должна принять так называемый "антиколомойский" закон, который призван не допустить возвращения банков прежним владельцам. И в такой ситуации у Владимира Зеленского, говорят эксперты, может появиться соблазн отблагодарить человека, который привел его во власть. Даже ценой дефолта страны.
А о том, что такие мысли во властных кабинетах витают, говорит тот факт, что МВФ уже предупреждает главу государства о том, чем чреват дефолт. Как написал заместитель исполнительного директора от Украины в МВФ Владислав Рашкован на своей странице в Facebook, возможный отказ Украины платить по своим обязательствам приведет к катастрофическим последствиям.
По его словам, в Украине есть группа людей, которая продвигает идею дефолта. Однако примеры Аргентины, Эквадора, России и некоторых других стран свидетельствуют, что за дефолтом следуют экономические и социальные потрясения.
В частности, он привел перечень слов, которые ассоциируются с дефолтом по опыту других стран:
— Девальвация
— Инфляция
— Банкротства
— Пустые магазины
— Набеги на банки
— Социальные протесты
— Насилие на улицах
— Мародерство
— Международная изоляция. Слово — противникам МВФ Те, кто выступает против новой программы кредитования МВФ, обращают внимание на то, что мало какие страны выходили победителями после увеличения долговых обязательств. Кроме того, Украина уже допускала технический дефолт в 1998 году, но после этого был значительный рост экономики.
— Я последовательный сторонник реструктуризации долгов Украины, причем как внутренних, так и внешних, — говорит экономист Алексей Кущ. — Мое убеждение основывается на опыте 1998-го года, когда Украина провела лучшую в мире реструктуризацию внутренних и внешних долгов, а я принимал участие в переговорах по выпуску конверсионных облигаций в Минфине и НБУ. Если бы тогда Украина не пошла на отсрочку по уплате долгов, у нас бы не было экономического роста начала нулевых, и неизвестно в каком бы формате наша страна пребывала сейчас. Именно поэтому меня просто ужасает примитивный уровень нынешней дискуссии между сторонниками дефолта и его противниками, в которой каждая сторона преследует свой личный интерес и не думает о перспективах развития страны.
По словам экономиста, украинцев пугают в случае прекращения сотрудничества с МВФ инфляцией, девальвацией гривны и ужасными фотографиями беспорядков в Аргентине.
— Мол, не будет меморандума с фондом — все полетит вниз, — говорит Кущ. — А в 2014-2015-м на фоне сотрудничества с МВФ мы куда летели? Вверх! Куда двигалась гривна и инфляция в условиях выполнения всех предписаний фонда? Я напомню: за два года инфляция — на уровне 70%, почти четырехкратное обесценивание гривны. Тема войны в этом контексте достойна отдельного исследования "какие модели могли тогда амортизировать кризис", но ключевую роль в обвале финансовых индикаторов сыграла "очистка" банковской системы, которая стоила стране 36% ВВП и которая была проведена по требованию МВФ. А фотографии беспорядков — так их можно найти и в странах, которые сотрудничали с фондом, не говоря уже о фотографиях с Майдана. В этом и проявляется показная ограниченность "траншепоклонников": они даже не понимают, что уличные беспорядки в таких странах как Аргентина — это не следствие ухода МВФ, а результат расслоения общества, социальной несправедливости и засилья олигархов.
Экономист Даниил Монин говорит, что Украина может обойтись и без денег МВФ.
— До сентября говорить о дефолте нет никаких оснований, — говорит Монин. — Ситуация пока контролируемая. Поэтому не гасить какие-либо обязательства и объявлять дефолт нет оснований. В то же время также нет смысла сейчас форсировать переговоры с МВФ о получении транша. Особенно на условиях, которые не устраивают Украину и не дадут ей шанса выйти на другой путь экономического развития со своей повесткой.
Аргументы сторонников сотрудничества с фондом Противники дефолта говорят, что выйти на внешние рынки сейчас не получится, поэтому нужно договариваться с МВФ.
— Если мы посмотрим на ситуацию с нашим долгом, то увидим, что в этом году Украине нужно будет выплатить во втором квартале $3,41 млрд, в третьем — $5,24 млрд, в четвертом — $2,99 млрд., — пояснил "КП" в Украине" аналитик "Альпари" Максим Пархоменко. — На второй квартал мы еще можем наскрести эту сумму, но на следующие денег нет. Если раньше Минфин проводил реструктуризацию нашего долга — старые выпуски в долларах замещались новыми в гривне, то сейчас возможности занять на внешних рынках просто нет, они закрыты. Возможно, это окно будет открыто после стабилизации ситуации в мире, но не ясно, когда это будет. Из-за этого единственный вариант, который спасал нас от работы с МВФ, — внешние инвесторы. На украинском рынке занять денег мы также не можем. В сухом остатке остается только МВФ.
Что касается дефолта, то Максим Пархоменко выступает против этой идеи.
— Условные эксперты являются либо крайне некомпетентными, когда говорят о дефолте и не понимают последствий, либо просто целенаправленно работают по заказу врагов Украины, — говорит Пархоменко. — В данный момент гривна просела к своим минимумам. С поддержкой МВФ текущие отметки будут удержаны. Далее нам нужно будет ожидать снижения темпов распространения вируса и открытия страны. В зависимости от сроков станет ясно — будет курс снижаться или нет. Чем дольше длится карантин, тем хуже для страны. Инфляция за счет падения цен на энергию будет низкая, в рамках 5%. При дефолте курс гривны явно будет не 30 и 35, а значительно выше. Будет повторение ситуации с 2014 годом. Большая часть бюджета построена сейчас на заимствованиях, внешних и внутренних. Реализовать все программы страны без них и свести бюджет будет невозможно.
Согласен с коллегой и аналитик “Центра биржевых технологий” Максим Орыщак. По его словам, сейчас найти другой путь, кроме как сотрудничество с МВФ, не получится. А в увеличении долговой нагрузки он не видит проблем.
— Весь мир живет по принципу накопления долговой нагрузки, и это для политической элиты более простой и ясный путь , — пояснил "КП" в Украине" Максим Орыщак. – Козырей, благодаря которым можно было бы занимать сильную независимую позицию для избавления от долгов МВФ, у страны нет. Козырем можно назвать наличие какого-то ресурса, который был бы важен на мировой арене. В мире Украина — не более чем поставщик дешевой рабочей силы, граница с Россией и рынок сбыта готовой продукции. Поэтому в дальнейшем наша страна не сможет жить без новых кредитов. И допускать дефолт в правительстве не станут.
По его словам, ожидать, что Украина попытается выбить для себя более выгодные условия, тоже не стоит.
— Кредитная нагрузка выгодна для тех, кто сидит в правительстве. Это позволяет ссылаться на потребности действовать по указке МВФ, проводя непопулярные реформы , — говорит Орыщак. — Схема работы ясная и понятная, а пытаться менять сложившиеся устои в период турбулентности политики не станут.
КП в Украине