Денег нет, но вы держитесь: что будет с пенсиями и соцвыплатами в ближайшие годы
4 года назад 0
Чиновники намекают украинцам, что в ближайшее время расходы на социальную сферу в стране будут уменьшаться. На прошлой неделе много шума наделало заявление премьера Дениса Шмыгаля о том, что через 10-15 лет государство уже не сможет выплачивать пенсии по существующей сейчас солидарной системе. Мол, количество молодежи уменьшается, соответственно выплаты в Пенсионный фонд падают, и поэтому Украина уже через 15 лет не сможет выплачивать пенсии своим гражданам, так как на одного работающего украинца придутся два пенсионера.
В качестве выхода из ситуации премьер предложил вводить накопительную систему пенсионных отчислений. Но что делать с социальными выплатами, субсидиями, льготами? По аналогии с пенсиями через 10-15 лет государство не сможет обеспечивать и эти виды социальных трансфертов.
Так ли все плохо с демографией
Если верить премьеру, то уже через 15 лет один работающий украинец должен будет кормить двух пенсионеров. После таких слов, наверное, каждый согласится, что пора повышать пенсионный возраст или вводить дополнительные налоги. Но эксперты говорят, что не все так плохо. И даже в Европе, на которую многие кивают, приводя в пример, не все так плохо, как могло бы показаться.
— К сожалению, среди украинских политиков часто можно наблюдать синдром Данинга-Крюгера, когда люди с низкой компетенцией делают глубоко идущие выводы, — пояснил "КП" в Украине" экономист Алексей Кущ. – Слова премьера о том, что через 15 лет у нас на одного работника будут приходиться два пенсионера, не соответствуют действительности. На сегодня мы имеем пропорцию в виде 17 млн экономически активного населения и около 11 млн пенсионеров. Причем количество пенсионеров у нас практически стабильное, это связано с тем, что украинцы рано умирают. Ежегодный прирост возрастной группы старше 60 лет варьируется в пределах 130-150 тыс. человек. Следовательно, общий прирост людей старше 60 к 2035 году составит ориентировочно от 2 до 3 млн человек.
С людьми трудоспособного возраста, по словам эксперта, также не все так плохо, как могло бы показаться. Сейчас динамика миграции населения замедлилась, а сезонные работники все чаще возвращаются из-за границы.
— В последние годы их количество даже росло на 80-100 тыс. человек в год, — продолжает Кущ. – Показатель отношения численности пенсионеров к трудоспособному населению на данный момент составляет 63%. Да не все из этих 17 млн (работающего населения. – Авт.) платят налоги. Если взять число плательщиков ЕСВ, то их в Украине на данный момент более 13 млн, то есть отношение пенсионеров к данному показателю – 85%. Получается, что около 4-4,3 млн украинцев из числа трудоспособного населения ЕСВ не платит. Поэтому даже через 15 лет в Украине вряд ли возникнет ситуация, когда на примерно 14 млн пенсионеров у нас вдруг окажутся 7 млн трудоспособных лиц, как это прогнозирует премьер.
По словам эксперта, через 15 лет в худшем случае на 14 млн пенсионеров придется примерно столько же трудоспособных лиц. То есть пропорция будет 1:1. И это один из самых негативных сценариев, если сохранится нынешний темп трудовой миграции из страны.
Десоциализация государстваПо словам эксперта, действующая сейчас в Украине система, когда работники платят ЕСВ в Пенсионный фонд, а дефицит финансируется из бюджета, себя изжила.
— Государство ежегодно дотирует ПФУ на сумму в 170-190 млрд грн, — продолжает Алексей Кущ. — Рано или поздно правительству придется сделать единый правильный выбор – ликвидировать ПФУ как отдельную структуру и начать выплачивать пенсии напрямую из государственного бюджета, находя для этого необходимые финансовые источники: экспортные и импортные пошлины, ренту за использование водных ресурсов и недр, акцизы, инфраструктурные доходы и т.д. Это позволит сэкономить средства, выделяемые ныне на административные расходы ПФУ и навсегда снимет с повестки дня мантру о банкротстве пенсионной системы, которая априори стала банкротом в тот момент, когда демографическая пирамида перевернулась.
По его словам, согласно статье 46 Конституции Украины, прекратить социальные выплаты, в том числе пенсии, государство не может. Оно должно производить выплаты из всех ресурсов, которые у него есть.
— А если ресурсы заканчиваются, то оно должно начинать печатать деньги для обеспечения выплат, — продолжает эксперт. – То есть по закону пенсионные выплаты могут прекратиться, только когда обанкротится само государство.
Правда, наличие обязанности государства делать социальные выплаты совсем не означает, что этих выплат хватит на достойную жизнь.
— Существует так называемый "золотой стандарт" соцвыплат, — продолжает эксперт. – Минимальная пенсия в идеале должна равняться прожиточному минимуму и быть не меньше минимальной зарплаты. Ведь у пожилых людей затраты на поддержание здоровья куда выше, чем у людей трудоспособного возраста. То, что у нас законом прожиточный минимум существенно занижен, это проблема депутатов, в том числе и оппозиционных, которые могли бы оспорить этот момент в Конституционном суде. При этом возникает парадоксальная ситуация, что минимальную зарплату, которая у нас приблизительно равна прожиточному минимуму, облагают налогами. У нас понятие минимальной зарплаты выступает как квазифискальный инструмент давления на малый и средний бизнес, в то время как в развитых странах минимальная зарплата – это показатель дохода, который не облагается налогами. У нас нечто подобное было в 90-е годы, когда появился так называемый необлагаемый прожиточный минимум, составляющий 17 грн. Однако со временем властям понравилось не индексировать его по мере роста цен. Сделано это было с целью увеличения сбора налогов.
Нечто подобное может произойти и со всеми нынешними социальными выплатами, льготами и субсидиями, которые превратятся в "тыкву" и станут таким же абстрактным понятием, как прожиточный минимум в 17 грн.
— Нынешняя десоциализация государства – это прямое следствие деиндустриализации украинской экономики, — говорит Алексей Кущ. – Высокие соцстандарты можно обеспечить только в сложной экономике, которая производит продукцию с высокой добавленной стоимостью. В этом случае в экономике работает большое количество людей с высокими зарплатами – инженеры, технологи и прочие специалисты. С них платятся высокие налоги, которые могут обеспечить высокие социальные выплаты. В Украине же мы наблюдаем плоскую экономику, в которой трудовая бедность порождает социальную бедность. И с каждым годом ситуация усугубляется.
По словам экономиста, в ближайшее время власть будет профанировать настоящие реформы, а проводить политику увеличения фискального давления на бизнес.
— Введение той же накопительной пенсионной системы – это дополнительная фискальная нагрузка на бизнес, — резюмирует Кущ. – Обычно ее вводят в период экономического роста, когда доходы бизнеса растут опережающими темпами. У нас же решили поступать с точностью до наоборот и вводить ее на фоне экономического спада. По сути, чиновники пытаются формировать еще один денежный поток объемом около 50 млрд грн в год, который можно будет с успехом осваивать.
По словам экономиста, для введения накопительной пенсионной системы нужны надежные активы для инвестирования длинных денег ее участников, а также готовность государства и финансового рынка. В Украине же этого пока не создано.
КП в Украине Полина Светлова