Переживут ли украинцы январский локдаун
4 года назад 0
Скоро снизу постучатНесмотря на то что ковид пошел на спад и многие заговорили об отмене послепраздничного строгого локдауна, Минздрав не отступает и твердо стоит на своем: карантин необходим! Но выдержат ли украинцы еще один локдаун?
Весной, конечно, стране тоже было тяжело, но сегодня ситуация стала гораздо печальнее. Доходы людей упали, сбережения уменьшились, а тарифы с нового года взлетают до небес. Плюс, если вспомнить три стадии бедности украинцев из известной шутки ("денег нет", "денег совсем нет" и "пора продавать доллары"), в период длинных новогодних праздников украинцы как раз находятся в третьей – крайней! – стадии бедности. Так куда уже дальше?
Многие считают, что у падения экономики есть определенное дно, ниже которого падать некуда. Но, говорит аналитик Алексей Кущ, это ошибочное мнение, и на самом деле дна падения у экономических моделей нет. Любая экономическая система склонна к саморегуляции, поэтому после любого падения она находит точку равновесия, просто на более низкой ступени развития.
— Часто приходится слышать мнение, что государство не должно вмешиваться в экономику – мол, рынок сам себя отрегулирует, — говорит эксперт. – Действительно, он никуда не денется и отрегулирует, но, чтобы уменьшить глубину падения, и нужно вмешательство государства. В частности, оно должно в кризисные времена помогать бизнесу и населению. У нас здесь полное бездействие: распиаренные 8 тыс. грн никак нельзя назвать "помощью". Это мизерные деньги, которые не решают никаких проблем бизнеса, да и отдать их надо было пенсионерам. Учитывая вышесказанное, точка равновесия украинской экономики будет максимально низкой, но дна все равно не будет: очень скоро снизу снова постучат.
"Политический карантин"Каким бы продолжительным ни был локдаун, основные проблемы будут касаться потери работы и доходов. Никаких проблем, скажем, с покупкой продуктов, как это было недавно в Великобритании, когда страна оказалась в изоляции, в Украине не возникнет, считает аналитик ТелеТрейд Сергей Родлер, Ограничения не коснутся продуктовых магазинов, да и логистические компании смогли адаптироваться под изменения. Крупные компании также вряд ли пострадают, а вот у малого и среднего бизнеса могут возникнуть проблемы.
— Не думаю, что карантин принесет серьезную пользу: одним из основных каналов распространения инфекции является общественный транспорт, а он будет работать, — говорит Родлер. — Более того, как показывают результаты исследований, вероятность подхватить коронавирус в магазинах и ресторанах, где владельцы строго следуют предписаниям, крайне мала. Тем не менее, самые жесткие ограничения касаются именно них. А учитывая тот факт, что спрос на непродовольственные товары после праздников и так будет небольшим, возникает еще больше вопросов. Очевидно, что решение о вводе карантина в первую очередь является политическим, о чем говорит тот факт, что оно было принято в начале декабря, без учета реальной эпидемиологической обстановки в стране хотя бы в преддверии новогодних праздников. Наверное, следовало бы обойтись без подобных показательных действий, которые не только совершенно не способны положительно сказаться на здоровье украинцев, но и снова ударят по их кошельку.
По словам Родлера, самым пострадавшим сегментом окажется все тот же многострадальный ресторанный бизнес: в новогодние праздники люди, как правило, по ресторанам не ходят, а вот ближе ко второй половине января общепит снова начинает зарабатывать. Если же локдаун все же введут, это станет очередным потерянным месяцем для компаний, которые недополучат прибыль и будут вынуждены дальше снижать расходы, в том числе и на зарплаты.
Движущая сила идеи "чем хуже – тем лучше"Понятно, что все мы переживем очередной локдаун по-разному. Для кого-то уже сейчас "держаться нету больше сил", а кто-то считает, что месяц-другой протянуть еще в состоянии. Вместе с Алексеем Кущем мы попробовали структурировать украинское население и выделить основные группы.
По словам эксперта, социально-демографическая структура населения у нас довольно специфическая. В Украине практически нет среднего класса. И если отсечь "верхнюю" часть населения (это богатые люди и обслуживающий их персонал, всего до 10%), то оставшиеся 90% делятся пополам.
Из них "нижние" 45% живут от зарплаты до зарплаты, фактически находясь в трудовом рабстве. Потеря работы для них означает погружение в полную нищету, с одной надеждой – на субсидии.
Вторые 45% — это те, кто покупают товары длительного пользования, путешествуют и даже делают минимальные накопления, но кризис буквально выжигает их сбережения и запасы. В эту же группу в докризисные времена входят так называемые "подражатели" — это люди, которые делают вид, что живут не в самом низу. Одни пускают пыль в глаза за счет взятых кредитов, другие – за счет доставшейся в наследство от бабушки старенькой квартиры и т. . Но в момент кризиса они резко падают вниз, пополняя "нижние" 45%.
По словам эксперта, в то время как у нас кризис рассматривают с точки зрения падения, его надо рассматривать с точки зрения выхода из него. У нас модели для роста не закладываются, вместо этого чиновники "замыливают" нам и друг другу глаза некорректными сравнениями. Например, любимая тема для рассуждений до недавнего времени касалась того, что украинская экономика упала не так глубоко, как зарубежные. В частности, приводилась в пример американская экономика, которая во втором квартале действительно упала глубже нашей. И это была победа! Но зато, когда по итогам третьего квартала американская экономика выросла на 20%, а наша продолжила падать, сравнивать резко перестали.
— Все дело в том, что развитые экономики действительно быстро падают, но на фоне выхода из локдауна очень быстро растут, — резюмировал Алексей Кущ. — В Украине же все гораздо печальнее, и быстрого роста ожидать не стоит. В 2021-м, когда экономики мира будут быстро расти, у нас продолжится затяжная рецессия.
А выход из кризиса осложняют 10%, о которых говорилось выше, доходы которых не зависят от состояния экономики. Это могут быть люди с большими накоплениями, люди, обслуживающие наши "элиты", а также те, кто, например, работает на аутсорсинге и получает зарплату в валюте из-за рубежа.
— Это люди, про которых я бы сказал, что они страдают "синдромом Мюнхгаузена", — говорит Алексей Кущ. — Они поддерживают самые негативные и радикальные реформы, причем, что интересно, в других странах такой демографической группы нет. Представители этой группы считают, что тарифы должны быть еще выше, субсидии не нужны, пенсии должны оставаться мизерными, и свято уверены в том, что топ-менеджмент "Нафтогаза" свои премии "заслужил". Они поддерживают все самое негативное в стране, являются движущей силой идеи "чем хуже — тем лучше" и именно благодаря им выход из кризиса для Украины затягивается на долгие годы.
СПРАВКА
Локдаун (блокировка) – это политика ограничительных мер, предусматривающая, что люди будут оставаться там, где они есть на момент введения ограничений. Обычно вводится вследствие эпидемиологических или других рисков для них самих и окружающих.
КОНКРЕТНО
Напомним, на что будут введены ограничения по всей стране с 8 по 25 января:
Запрещена деятельность:
- заведений общепита (можно работать только на вынос или с доставкой),
- салонов красоты и парикмахерских (в отличие от весеннего жесткого карантина работать смогут, но исключительно по предварительной записи и без очереди внутри),
- всех заведений размещения, кроме гостиниц и учреждений реабилитации,
- учреждений культуры (концентры, спектакли, выставки),
- развлекательных заведений (ночные клубы, дискотеки, аренда под корпоративы),
- спортзалов, фитнес-залов, бассейнов (кроме занятий на улице и профессиональных команд),
- школ и университетов, за исключением детсадов. Образовательные учреждения предлагают перевести на дистанционную форму обучения,
- рождественских ярмарок,
- запрещена торговля непродовольственными товарами и деятельность непродовольственных рынков,
- спортивные мероприятия смогут проходить только без зрителей,
- государственные и коммунальные учреждения и организации предлагают перевести на дистанционную работу.
КП в Украине Полина Светлова