Почем хлеб для народа? Почему меры Кабмина по сдерживанию цен не сработают
3 года назад 0
О том, что прошлый год запомнился во всем мире как год колоссального подорожания продуктов, было написано много. Каждый раз, когда казалось, что ценникам расти дальше уже некуда, они поднимались снова и снова. Сегодня цены в Украине на подсолнечное масло, сахар, яйца просто зашкаливают.
В Кабмине решили, что нашли выход из ситуации и «под елочку» приняли постановление, которым надеются если не снизить цены, то по крайней мере сдержать их рост. Правда, экономисты сильно сомневаются, что эта затея окажется результативной.
«Крик души» В декабре 2021 года терпению украинских пищевиков пришел конец. Астрономические цены на газ привели к тому, что пекари и молочники выступили с заявлением: они уже на грани остановки. Представители хлебопекарной отрасли напомнили о постановлении Кабмина №1102, которым определена льготная цена на газ для населения на уровне 7,6 грн за кубометр и 16 грн для коммунальных и бюджетных учреждений. И потребовали распространить действие этого постановления на хлебопекарей, отметив, что готовы «платить, как коммунальные предприятия, 16 грн, но не 50-60, как сегодня».
В Кабмине этот «крик души» услышали и 30 декабря приняли постановление №1432, которым надеются остановить безудержный рост цен.
Добавили батон и масло Постановление №1432 вносит изменения в перечень товаров, которые имеют существенную социальную значимость, утвержденный постановлением Кабмина №341 еще 22 апреля 2020 года. К существующему списку добавили батон и подсолнечное масло. Кроме того, правительство ограничило торговую надбавку на хлеб и батон 10 процентами.
Помогут эти изменения или нет — вопрос риторический. И чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с прежним списком товаров от Кабмина и посмотреть, удалось ли сдержать цены на них.
Итак, в постановлении №341 в перечне социально значимых товаров указаны гречка, сахар, пшеничная мука высшего сорта, молоко 2,5%, хлеб ржано-пшеничный, яйца категории С1, птица, минеральная негазированная вода, сливочное масло 72,5%, природный газ, электроэнергия, бензин А-92 и А-95, дизель.
Мы регулярно отслеживаем цены на эти продукты и товары и можем констатировать: их присутствие в списке постановления №341 ничем им не помогло. Например, гречка за год подорожала на треть, топливо — более чем на четверть, а сахар, яйца, хлеб и сливочное масло вообще входят в пятерку продуктов, которые, по данным Госстата, подорожали больше всего. Опередить их удалось только подсолнечному маслу, подрожавшему за год в полтора раза.
— Этот метод у нас уже использовался много раз и во времена Кучмы, и во времена Ющенко, и во времена Януковича, и он ни разу не сработал, — напоминает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Цены не уменьшаются, просто социальные товары исчезают и появляются несоциальные с новыми ценниками.
Цены не уменьшаются, просто социальные товары исчезают и появляются несоциальные с новыми ценниками.
Эксперт отмечает: любые ограничения цен и любое вмешательство в рынок всегда заканчиваются дефицитом и подорожанием. Так что решение правительства Шмыгаля — либо ошибка, либо, что вероятнее, очередной пиар и показательное «решение проблем» для электората.
«Пустое, как барабан» Другое направление помощи производителям — это относительно «дешевый» газ, хотя, конечно, ни о какой «дешевизне» при уровне 900-1000 долларов за тысячу кубов язык говорить не поворачивается. То же постановление Кабмина №1435 установило предельную торговую надбавку на природный газ украинской добычи в 24% при поставке топлива производителям пшеничной муки высшего сорта, молока 2,5%, ржаного и пшеничного хлеба, яиц, курятины, батонов и подсолнечного масла.
Что на самом деле этим хотели сказать в Кабмине, до конца не понял никто, в том числе и профильные эксперты.
— В первоначальной редакции этого постановления фигурировала предельная цена 25 грн за куб , — рассказал в комментарии «КП в Украине» энергетический эксперт Дмитрий Марунич . — Но, конечно, такое жесткое ручное регулирование незаконно — это противоречит закону о рынке газа. Поэтому пошли более хитрым путем: ограничили надбавку через механизмы карантинного постановления. Но какой будет в итоге цена — непонятно, поскольку неизвестно, к какой именно цене будет применяться 24%-ная надбавка.
По мнению Марунича, все предпринятые меры — это попытка хоть как-то вырулить из сложившейся ситуации и не допустить космических цен на тот же хлеб. По-хорошему нужно было действовать раньше и по-другому — корректировать нормативную базу, отвязываться от импортного паритета. Но поскольку этого сделано не было, теперь пытаются сделать хоть что-то и дотянуть до весны.
Аналитик Алексей Кущ считает, что это постановление никому не поможет, но такая цель изначально и не ставилась.
— Цены на продукты продолжат расти, и единственный момент рациональности, за который можно зацепиться как за соломинку, заключается в том, что пищевые предприятия продолжат работать, — говорит эксперт. — Производить они будут дорогую продукцию, но более-менее посильную для украинских кошельков. Если же цены на газ не остановить, динамика их роста будет в разы выше динамики роста цен на продукцию. А покупательная способность украинцев ограничена: понятно, что по 100 грн никто хлеб покупать не будет.
В комментарии «КП в Украине» Алексей Кущ отметил, что данное постановление Кабмина — «пустое, как барабан».
— По сути это и есть медийный барабан, на котором правительство играет, чтобы снять возникшее напряжение после новостей о возможном закрытии хлебокомбинатов, — говорит Кущ. — То есть «хлебных бунтов» удалось избежать, но при этом никакой конкретики нет. Нет никаких механизмов, с помощью которых будет контролироваться продажа газа на бирже, нет расчетов «себестоимость плюс рентабельность», то есть посчитать цену просто исходя из озвученных 24% невозможно. Решения проблемы нет — есть лишь желание худо-бедно дотерпеть до весны, когда цены на газ начнут снижаться.
Как только появляются льготы, вокруг них строятся схемы Отдельный вопрос — это высокий риск коррупции, о котором говорят все эксперты. Ведь не секрет: как только появляются льготы, вокруг них тут же начинают строиться схемы.
По словам Александра Охрименко , как только государство начинает дотировать и контролировать, тут же возникают коррупция и проблемы. К тому же возникает вполне закономерный вопрос: почему одним льготная цена, а другим — рыночная?
Производители, которые не вошли в «льготный список», негодуют и уверены: решение дать льготную цену лишь отдельным производителям — прямой путь к злоупотреблениям и перепродажам дешевого газа. Кроме того, есть и такой момент: почему, скажем, хлебопекари получат льготный газ, а кондитеры — нет? И те и другие производят мучные кондитерские изделия, те же торты. И как теперь кондитерам конкурировать с хлебокомбинатами?
— Результатом данного постановления может стать очередная «коррупционная лавочка», — считает Алексей Кущ . — Как только кому-то дают льготы, тут же выстраиваются длинные очереди из просителей. А где есть очереди, там есть люди, готовые продать «место в очереди», и распорядители, которые регулируют ее движение. В результате газ для хлебопеков может попасть совсем не им, да и внутри отрасли появятся те, кому льготы достались, и те, кто их так и не смог добиться.
Еще один вопрос касается самого списка «льготников». Например, говорит Кущ, в него попали производители подсолнечного масла, которые в прошлом году получили настолько высокие доходы на росте цен, что вряд ли их можно отнести к пострадавшей стороне.
Постановление в таком виде фактически является «реверансом» в сторону крупных производителей продукции, которая к тому же идет в основном на экспорт. То есть в данном случае правительство не снижает цены на подсолнечное масло, а увеличивает экспортные доходы масляных олигархов.