Прогнозы от Нацбанка: цены снова будут расти
4 года назад 0
Эксперты не согласны с выводами регулятора о росте платежеспособного спроса со стороны украинцев, но говорят, что раскручиванию инфляции ошибочные выводы НБУ не помешают.
И снова вверхРостом цен украинцев, конечно, не удивишь, хотя каждому хотелось бы знать, когда они, наконец, остановятся. Но, видимо, если это и произойдет, то нескоро. На днях в Нацбанке рассказали об инфляции, которая в годовом измерении замедлилась с 8,5% в марте до 8,4% в апреле, и не удержались от прогноза: Украину в ближайшие месяцы ждет значительный рост цен.
"Несмотря на более низкую, чем в апреле, инфляцию, Национальный банк ожидает сохранения значительного инфляционного давления в течение следующих месяцев с учетом устойчивого потребительского спроса, а также высоких мировых цен, в частности на энергоносители и продовольствие", — говорится в комментарии НБУ относительно уровня инфляции.
По данным регулятора, в результате дальнейшего повышения мировых цен на продукты, прежде всего на подсолнечное масло, подорожание обработанных продовольственных товаров стремительно ускорилось. Темпы роста стоимости услуг также выросли. А вот темпы роста цен на непродовольственные товары несколько снизились, что в НБУ объяснили ослаблением эффекта прошлогоднего падения гривны, а также усилением карантинных ограничений в большинстве регионов.
Потребители на марше?С мировыми ценами не поспоришь, но откуда у обедневших украинцев взялся "устойчивый потребительский спрос"? Как мы уже писали, бедных в Украине, по разным оценкам, почти половина, так что совершенно непонятно, кто это столько покупает, что даже цены не выдерживают и пускаются в рост.
Аналитик Алексей Кущ поясняет: неправильный анализ и неправильная интерпретация статистических рядов – это классическая ошибка как регулятора, так и Минэкономики. Дело в том, говорит эксперт, что цифры нужно воспринимать не буквально, а с учетом существующей реальности.
— В Украине динамика торгового оборота постоянно превышает динамику роста ВВП в 2-2,5 раза, а в прошлом году торговый оборот и вовсе вырос, в то время как экономика упала, — отметил Алексей Кущ в комментарии "КП" в Украине. – На основании этих цифр в Минэкономики делают вывод: происходит детенизация. За последние годы они уже столько раз рапортовали о снижении "тени", мол, выходит, что доля теневой экономики снизилась с 40% до 30%. При этом аналитики говорят об обратном: в лучшем случае здесь ничего не изменилось.
В свою очередь НБУ видит тот же рост торгового оборота, превышающий рост ВВП, и считает, что происходит увеличение платежеспособного спроса. Но, говорит эксперт, и в том, и в другом случае интерпретация данного дисбаланса в корне неверна. А причина его проста: развитие безналичной экономики.
— Если еще лет пять назад в структуре безналичных денег средства до востребования (то есть средства на тех же зарплатных картах) составляли 10-15%, то теперь их доля выросла до 50%, вторую половину составляют срочные вклады (депозиты), — поясняет эксперт. – Соответственно, в структуре расходов доля безналичных трат увеличивается, но это совершенно не говорит о том, что увеличиваются сами расходы. Например, один и тот же человек пять лет назад тратил 1 тыс. грн безналом, 9 тыс. грн – наличными, а сегодня он тратит 5 тыс. грн безналом и 5 тыс. грн наличными. Как видим, расходы его не изменились, но поскольку наличные траты в статистику часто не попадают, то, опираясь лишь на статистические цифры, можно сделать вывод о том, что его потребление выросло в разы. Именно такой вывод и делают в Нацбанке.
Общемировая тенденцияНесмотря на то что интерпретация регулятора ошибочна и потребительский спрос не вырос, цены все же будут расти, считает Алексей Кущ. И выводы Нацбанка тут ни при чем: такие выводы сделала мировая экономика.
— Средства, влитые центробанками в мировую экономику, дают "инфляционные всходы", — продолжает аналитик. — И если раньше эти деньги уходили на фондовые рынки, то сейчас инфляционная волна вплеснулась на сырьевые рынки, и цены на самое разное сырье – от кукурузы до железной руды – бьют рекорды. А это уже выливается в рост стоимости потребительских товаров.
В чем НБУ не ошибся, так это в том, что нас ждет импорт инфляции с мировых рынков, говорит Кущ. Но это будет не инфляция спроса, а инфляция предложения. То есть цены будут расти не потому, что украинцы стали больше покупать и больше есть, а потому, что себестоимость товаров выросла.
По мнению эксперта, нас ждет подорожание практически всей линейки продуктов, за исключением сезонных овощей-фруктов. В наибольшей степени это коснется круп, мяса, яиц, подсолнечного масла. И это станет большим ударом для самых бедных украинцев, в структуре расходов которых продукты занимают более половины всех трат. Не обойдет стороной подорожание и промышленные товары. Кроме того, говорит Кущ, можно прогнозировать, что строительные компании будут пытаться поднимать цены на недвижимость.
Аналитик TeleTrade Сергей Родлер соглашается: сейчас действительно складываются все предпосылки для дальнейшего раскручивания инфляции. И кроме роста коммунальных расходов, размера минималки и стоимости сельхозтоваров, следует учитывать и глобальное подорожание промышленных материалов, из-за которого производители будут вынуждены повышать цены на изготовляемую продукцию. И хотя в апреле инфляция слегка замедлилась, испытывать оптимизм преждевременно: к осени ситуация может ухудшиться.
— Продовольствие дорожает из-за дефицита на мировом рынке: украинским производителям выгодно отправлять продукцию за рубеж, что негативно влияет на внутренние цены, — продолжает Родлер. — В среднем продукты растут каждый год на 5-10%, но в текущем году инфляция способна оказаться еще выше. Не исключено, что цены вырастут на 10-15%, в том числе из-за поздней весны и сохраняющихся карантинных ограничений.
Цены вырастут более-менее пропорционально массе свеженапечатанных денег, добавляет экономист Владислав Банков. И это общемировая тенденция, напрямую связанная с локдаунами. По мнению эксперта, уже пора признать всю нелепость карантинных ограничений, учитывая, что, например, жертвами голода, вызванного действиями властей, в обозримой перспективе станут миллионы жителей развивающихся стран, и это более реальная угроза, нежели ковид.
Впрочем, в НБУ успокоили: осенью инфляция начнет замедляться и в первом полугодии 2022 года вернется к целевому диапазону 5%±1 п.п. Этому в немалой степени будет способствовать тот факт, что к тому времени эффект низкой базы сравнения сойдет на нет. Также свое влияние окажут последние решения правления Нацбанка относительно повышения учетной ставки и поступление на рынки нового урожая.
КП в Украине Полина Светлова