«Растут, но не чувствуются»: Что происходит с зарплатами в Украине
3 года назад 0
Экономисты Ukraine Economic Outlook Григорий Кукуруза, Николай Лесик, Адриан Пантюхов, Александр Любченко и кандидат экономических наук Богдан Сторощук – о том, что в реальности происходит с зарплатами в Украине.
По итогам сентября средняя заработная плата в Украине выросла до 533 долл., или на 22% (номинально год к году). И сразу же возникло огромное поле для дискуссий о природе роста заработной платы, о разрыве в средних доходах со странами – реципиентами наших мигрантов, о налоговой нагрузке и т. д. Все это можно свести к одному противоречию: для людей, чей доход ниже среднего, 533 долл. выглядят как манипуляция. Для работодателей, которые последние годы вынуждены на опережение поднимать зарплаты, эти же 533 долл. – давно пройденный порог.
Средняя заработная плата – это вовсе не то, что работник получает на руки. Например, в сентябре 2021 года она равнялась 14,2 тыс. грн., но из нее удерживается 19,5%: 18% подоходного налога и 1,5% военного сбора. А на руки за вычетом этих 19,5% работник получает сумму 11,5 тыс. грн. Ну и еще работодатель уплачивает 22% единого соцвзноса на фонд оплаты труда, работник об этом, чаще всего, даже не подозревает.
Именно из-за высоких налогов население склонно к теневой занятости. Понятно, что доходы неоформленных сотрудников могут быть значительно выше, чем у их же коллег с трудовыми книжками.
Кроме того, статистика по средней зарплате в Украине размывается низкооплачиваемой частью бюджетников. В частном секторе, допустим, в легкой промышленности, с низким порогом входа квалификации персонала средняя зарплата на 8–10% выше среднеукраинской. Это и есть реальный уровень оплаты труда в частном секторе: в сентябре до уплаты налогов – 576 долл.
А с заработными платами бюджетников сложная ситуация. С одной стороны, есть прекрасно оплачиваемый, существенно выше уровня в частном секторе, немаленький слой чиновников, которые получают по 300–500 тысяч гривен в год. Но есть и армия работников в сфере культуры, образования, здравоохранения, местных органах власти и т. п., они получают значительно ниже среднего по стране.
Усреднение дает «среднюю температуру по больнице».
Анализ отклонения средней заработный платы по возрастным группам показывает устойчивый тренд. Во-первых, сокращается разрыв между оплатой труда молодых сотрудников (17–25 лет) и средним уровнем дохода. Во-вторых, растет отставание оплаты труда для пожилых сотрудников (60+ лет) от среднего по стране дохода. То есть высокооплачиваемых становится больше среди молодых, а для людей предпенсионного возраста – плохие новости.
Потому что появляется много новых профессий, связанных с информационными продуктами и технологиями (сектор ІТ). В таких сферах стартовая оплата труда значительно выше в сравнении со смежными отраслями.
В целом динамика средней заработной платы предопределяется изменением долларового эквивалента ВВП, ростом производительности труда и удельным весом зарплат в ВВП, потоком трудовых мигрантов (как из Украины в ЕС, так и в Украину из стран Азии) в общем количестве занятого населения, а также соотношением «белой» и «теневой» экономики.
За 2015–2021 годы прирост средней долларовой заработной платы составил 170%, тогда как долларовый ВВП вырос всего на 113%. При этом в 2014–2021 годах число украинских трудовых мигрантов, постоянно занятых за рубежом, возросло с 1,4 до 3,1 млн. человек (официальные оценки), а поступления от них – с 7,3 до 15 млрд. долл. (на 2020-й год). Впрочем, более детальный разбор показывает: уже в 2018–2019 годах трудовые мигранты из Западной Украины начали возвращаться домой. Это – первый индикатор того, что заработные платы (с поправкой на уровень цен) постепенно выравниваются, и трудовые потоки из Украины затухают. Уже сейчас средняя чистая зарплата в Украине, конвертированная в РРР (паритет покупательной способности) превышает аналогичный показатель в Польше, Чехии и России. А к 2023–2025 годам она вполне может выйти на уровень Греции, Италии и Испании.
Важно акцентировать внимание и на сохранении опережающих темпов роста заработных плат относительно ВВП. В 2020 году удельный вес «белого» фонда заработных плат в совокупных доходах вырос до 43,8% ВВП. В 2017–2020 годах наблюдалось плавное восстановление соотношения заработных плат к ВВП после резкого спада в 2014–2016 годах. При резком снижении капитальной оснащенности бизнеса снижение средней продуктивности компенсировалось падением удельного веса заработных плат в общих расходах компаний. Но с 2019–2020 годов удельный вес фонда заработных плат вырос до 43–44% ВВП. А с ростом экономики продуктивность работников и их вес в совокупных расходах будет только увеличиваться.
dengi.ua