Слоны и моська: что принесет Украине «налог на Google»

4 года назад 0

Верховная Рада хочет обложить налогом мировых IT-гигантов 
В Украине собираются ввести налог для международных компаний, предоставляющих платные электронные услуги на территории нашей страны. Речь идет о миллиардах гривен, которые должны пополнить отечественный бюджет. Однако вопрос в том, согласятся ли интернет-гиганты, такие как Google и Facebook, платить этот налог, и, если с ними все же удастся договориться, как это отразится на простых украинцах. "Апостроф" разбирался в проблеме.  

  Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, предлагающий облагать налогом на добавленную стоимость (НДС) доходы международных компаний, которые оказывают электронные услуги на территории Украины. 

  Официальное название документа – проект закона (№4184) "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно отмены налогообложения доходов, полученных нерезидентами в виде выплаты за производство и/или распространение рекламы и усовершенствования порядка обложения налогом на добавленную стоимость операций по предоставлению нерезидентами электронных услуг физическим лицам". Однако для простоты его прозвали законопроектом о "налоге на Google". 

  Речь о том, что сегодня такие мировые гиганты как Google, Facebook, Netflix и некоторые другие не платят НДС с продажи электронных услуг в нашей стране. При этом имеются в виду те услуги, за которые оплата осуществляется не в украинских представительствах этих компаний, а непосредственно на их корпоративные счета. Из-за этого украинский бюджет недополучает ежегодно миллиарды гривен. Кроме того, отечественные компании, которые платят НДС, находятся в заведомо неравных условиях с нерезидентами. 

  В законопроекте определены электронные услуги, с которых должен взиматься НДС:  

  • предоставление через интернет изображений и текстов (в том числе электронных книг), аудиовизуальной продукции, игр, азартных игр;
  • предоставление доступа к информационным, коммерческим, образовательным и развлекательным электронным ресурсам;
  • предоставление в пользование облачных технологий;
  • предоставление и обслуживание программного обеспечения;
  • рекламные услуги в интернете, а также платные мобильные приложения. 

  При этом предусматривается упрощенная процедура налогообложения для компаний-нерезидентов, которые оказывают такие услуги. В частности, уплата НДС может осуществляться удаленно в электронном виде на специальном веб-портале. Кроме того, взиматься налог может в иностранной валюте. 
  В мировом тренде    Авторы законопроекта утверждают, что их инициатива отвечает мировым тенденциям. И во многом это действительно так. 

   "Глобальные технологические компании обязаны платить налоги в бюджеты всех стран, на чьих территориях они осуществляют деятельность и зарабатывают деньги, — заявил в комментарии "Апострофу" аналитик TeleTrade Сергей Родлер. —  Технологическая сфера стала активно развиваться не так давно, из-за чего правительства еще не успели актуализировать законодательство, но первый шаг уже сделан. Разумеется, ситуация, когда компании с многомиллиардными оборотами платят налоги только в тех юрисдикциях, где им выгодно (Ирландия и Люксембург), совершенно несправедлива"

    По его словам, новая американская администрация президента Джозефа Байдена готова обсуждать с Европой и другими странами введение "цифрового налога", который как раз и нацелен на доходы Goggle, Facebook и других IT-гигантов. 
  
  Кстати, именно к европейскому опыту апеллирует украинский законопроект. 

   "Впервые на проблему обложения НДС электронных услуг обратили внимание в Европейском Союзе, изменив правила определения места предоставления таких услуг… Предложенная Европейским Союзом модель обложения НДС электронных услуг стала основой для других государств при разработке подобных налоговых режимов, позволив увеличить размер налоговых поступлений в бюджет соответствующего государства путем налогообложения услуги непосредственно в стране их потребления", — говорится в пояснительной записке к документу. 
  Не все так просто    Получается, что законопроект правильный, и его нужно принимать? 

  В принципе, да. "Новый налог позволит уравнять шансы небольших компаний, в том числе украинских, на конкуренцию с этими гигантами", — говорит Сергей Родлер. 

  Управляющий партнер коммуникационной группы PlusOne Максим Саваневский также видит логику в введении такого налогообложения. "Услуги оказываются на территории Украины, и логично, что они должны здесь облагаться налогами", — сказал он в разговоре с изданием.

 Но проблема в том, что в Украине к этому вопросу подошли "не с той стороны". 
   
  По словам эксперта, в Евросоюзе этот процесс длится уже много лет: "Они выстраивали отношения, выписывали дорожные карты. Нельзя просто прийти и сказать, что мы приняли решение, делайте, что хотите, иначе мы вас оштрафуем.  Нужно было собирать участников рынка, сажать их за стол, искать компромиссные решения" .  

  Также нужно понимать, что украинский рынок для IT-гигантов не является столь уж значимым.  "Будут ли они насколько заинтересованы в нем, если появятся дополнительные хлопоты, — неизвестно", — отметила в комментарии "Апострофу" консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская. 

  Максим Саваневский согласен. По его словам, этим компаниям будет проще проигнорировать требования украинского закона. 

  Скажем, украинцам могут заблокировать покупки в приложениях Google Play Store или Apple Store. Хотя это, все же, вероятно, крайняя мера. 

  Но уже есть примеры, когда IT-гиганты весьма агрессивно поигрывают своими уже совсем неслабыми мускулами. Так, в Австралии собираются принять закон, обязывающий интернет-платформы делиться доходами от рекламы со СМИ, которые размещают на этих платформах свой контент. В ответ на это Facebook заблокировал возможность публиковать в соцсети новостные материалы, причем этот запрет распространяется не только на сами СМИ, но и на всех резидентов "зеленого континента". 
  
  Поэтому, как уже было сказано, необходим поиск компромиссов.  

    "Крайне важно не переборщить с размером налога и вводить повышения постепенно, чтобы налогоплательщики и потребители смогли подготовиться заранее", — говорит Сергей Родлер. 
  За чей счет этот банкет — кто оплачивать будет?   А размер НДС в Украине, напомним, составляет 20%. Соответственно, если законопроект о "налоге на Google", в случае его принятия в целом как закона в той редакции, в которой он существует сейчас (ко второму и окончательному чтению к нему могут быть внесены поправки), а также при условии, что Facebook, Google и другие международные интернет-компании не откажутся его платить, услуги этих этих компаний станут для украинцев на эти же 20% дороже.  
   
   "Налоги всегда возлагаются на конечного потребителя. То есть, фактически, налог вводится не на Google, а на нас с вами", — резонно отмечает Александра Томашевская. 
   
  В партии "Слуга народа", представители которой являются авторами законопроекта, утверждают, что для украинцев " поиск в Google или пользование сетями, как и раньше, остается бесплатным"

  Эта правда. Но для тех, кто занимается коммерческим продвижением страниц и публикаций на интернет-платформах, общий "чек" возрастет на сумму взимаемого налога.  

  Также подорожают покупки в Google Play и Apple Store (в то, что их просто заблокируют, все же, не верится).  

  Если особо сознательные граждане смотрят фильмы и сериалы не на "пиратских" сайтах, то есть бесплатно, а по подписке Netflix, им придется платить вместо нынешних 12 евро (около 400 гривен) уже 14,4 евро (почти 490 гривен) в месяц.  

  Еще одна проблема, о которой редко говорят, состоит в том, что многие украинские компании работают по аутсорсингу, в том числе, в сфере рекламы, которую они размещают в интересах американских и европейских партнеров. Также есть украинские компании, имеющие хостинг за границей. Вступление в силу указанного закона приведет к удорожанию услуг этих компаний, что сделает их менее конкурентными, предупреждает Максим Саваневский. 

   "С украинским бизнесом тоже никто не советовался", — констатирует специалист. 

  А потому, работы в этом вопросе, как говорится, непочатый край.