В херсонских степях «новичок» не прижился
4 года назад 0
Столкнувшись с постоянными засухами за глобального изменения климата, аграрии юга Украины взялись подыскивать культуры, которые дают хорошие урожаи и могут выдерживать длительное отсутствие дождей. Всего три года назад в их «фаворитах» был нут — родственник нашего гороха, его выращивают от Африки до Америки. Семена высокопродуктивных сортов нута стоило до 50 000 гривен за тонну, однако его все равно не хватало — закупали даже в Израиле и США. И сезон сбора урожая 2020 показал, что интерес к «новичку» у земледельцев Таврии практически угас.
По данным Департамента развития сельского хозяйства и орошения Херсонской облгосадминистрации, нут на небольших площадях прошлой весной высеяли всего четыре сельскохозяйственные предприятия под Херсоном, а также в Каховском и Бериславском районах края. Урожайность составляет от 10 центнеров с гектара на богаре, до 15 ц / га на орошении, что земледельцев не удовлетворяет. «Десять центнеров с гектара — это не урожай» , — кратко высказался по этому поводу директор государственного предприятия «Опытное хозяйство« Асканийское »Виктор Найденов, успешно вырастив нут на экспериментальной площадке в двадцать гектаров.
— При соблюдении агротехнологий, нут в условиях Херсонщины может давать такие же хорошие урожаи, как и на своей «родины». Мы в этом убедились на собственном опыте, поскольку выращиваем эту культуру еще с 2017 года. И знаем, что спрос на нее в мире стабильно высокий. Скажем, в той же Турции нут второй по распространенности после пшеницы. Из него варят супы, готовят вторые блюда, даже сладости. И внутренний спрос на нут в Украине еще не сформировался, а его экспорт сопровождается рядом сложностей, — отмечает директор Института орошаемого земледелия (Херсон), член президиума Национальной академии аграрных наук Украины Раиса Вожегова.
Если бы цена держалась на тех же 50 тысячах гривен за тонну, финансовая «отдача» дала бы возможность заработать. Но закупочные цены на нут году упали до 12-20 тысяч гривен за тонну, а это — мизер. Дело в том, что нут «экспортно ориентированный». А посреднические фирмы, которые покупают его для вывоза а рубеж, ориентируются на судебные партии — от тысячи тонн. Производители же, которые отводят под нут всего по килькадесять гектаров, оперируют партиями в сто-двести тонн. Закупать его понемногу и различных районах, накапливая затем в хранилищах, и нести при этом значительные логистические затраты коммерсанты не готовы. Вот и не приживается «новосел» в таврическом степи.
Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый день