2022 — год великого дерибана “Укроборонпрома”
3 года назад 0
Подписание Зеленским закона о реформе госконцерна запускает процесс, который по масштабам сможет посоревноваться с «Большим строительством». Это действительно «новая точка отсчета для украинской оборонки», как ее назвал глава «Укроборонпрома» Юрий Гусев.
Об этом пишет интернет-издание Сorruptioner.
Справедливости ради, у приближающегося распила есть вполне объективная причина: «Укроборонпром» медленно, но верно умирает. Судите сами: средний возраст почти 70 тыс работников предприятий концерна — 56 лет (при средней зарплате в 14 тыс гривен). Две трети доходов предприятий концерна — это ремонт и модернизация уже существующего оружия. Доля «Укроборонпрома»в государственном оборонном заказе — лишь 30%, остальное — в основном импорт. Нашу армию можно понять: она не готова ждать перспективные разработки годами, им нужно надежное оружие здесь и сейчас.
К тому же о масштабах воровства в системе «Укроборонпрома» ходят легенды. И хотя, по словам Гусева, за последний год концерну удалось попасть в список крупнейших оборонных компаний мира по уровню прозрачности и противодействия коррупции, коренным образом ситуацию это пока не улучшило. Он даже в этом рейтинге пасет задних.
Благодаря принятию закона о реформе «Укроборонпрома» запускается процесс разделения этого уродливого детища соратника Виктора Януковича и обладателя российского паспорта Дмитрия Саламатина на 7 специализированных холдингов. Один из них — аэрокосмический — выводится за периметр данного квази-министерства.
Остальные корпоратизируются, как и предприятия в их составе, превращаясь в акционерные общества. В итоге на месте «Укроборонпрома» появится холдинг “Оборонительные системы Украины» с 6 субхолдингами: авиаремонт, бронетехника, радарные системы, морские системы, высокоточное вооружение, боеприпасы и спецхимия плюс спецэкспортеры.
Декларируемые цели реформы госконцерна традиционно весьма привлекательны и логично обоснованы: внедрение цивилизованных практик корпоративного управления (куда сегодня без набсоветов с независимыми директорами и космическими зарплатами) и расширение самостоятельности самих предприятий (начиная от того, как торговать своей продукцией, до того, с кем создавать совместные предприятия и у кого брать кредиты).
На практике же нас ожидает череда уголовных дел. Тем более, что в отличие от заказов, плохо лежащего имущества у реформируемого «Укроборонпрома» хоть отбавляй. В качестве примера возьмем производителя авиационных управляемых ракет ГАХК “Артем”, чьи производственные мощности расположены фактически в центре Киева. На предприятии, где в советское время трудились 14 тыс человек, сегодня работает порядка 1700. Соответственно, используется не более 15% находящейся здесь пусть обветшавшей, но недвижимости. Но самое главное — под ней 23 гектара земли. Это же готовый ЖК (а то и несколько) напротив станции метро «Лукьяновская». И таких бриллиантов в короне «Укроборонпрома» десятки.
Безусловно, у отдельных предприятий «Укроборонпрома» есть шанс выжить как производителям оружия. Тем более, что мы сегодня живем в условиях радикального слома прежней парадигмы экономики войны. В ситуации, когда несколько беспилотников —»камикадзе» стоимостью порядка 25 тыс гривен способны уничтожить танк ценой от 12 млн, поневоле появляется спрос на wunderwaffe будущего. И почему бы здесь не найти свою нишу отдельным украинским производителям.
Вызывает вопросы другое — в каком неприглядном состоянии на восьмом году войны в принципе находится крупнейший отечественный производитель вооружения. А самое главное приоритеты, которые для себя расставляет Зеленский. Очевидно, что в условиях войны вкладывать госсредства нужно не в разработку и производство оружия, а закатывать в асфальт. Но действительно ли превращение «Укроборонпрома» в пирамиду АО является правильным ответом на все вызовы для обороноспособности страны?