Андрей Гордеев: «У нас нет вопроса эвакуации». Как продолжают оздоравливаться жители зоны заражения
6 лет назад 0
ЧП на «Крымском Титане» в городе Армянск, принадлежащему украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу, было ожидаемым и прогнозируемым событием. Когда начался дефицит пресной воды, проблемы на заводе «Крымский Титан» становились все острее. В ночь на 24 августа жители Армянска, близ которого и располагается «Крымский Титан», начали жаловаться в соцсетях на жёлтый липкий налёт, который покрыл окна и металлические предметы.
Когда облако с ядовитыми выбросами химзавода «Крымский Титан» добралось до Херсонщины, и местные жители буквально почувствовали его на себе, украинские власти, действуя будто в согласии с российскими, продолжали замалчивать проблему.
Лишь спустя 3 недели губернатор Херсонской области Андрей Гордеев был вынужден прибыть в зону поражения и встретиться с жителями.
На встречу с жителями Херсонщины, оказавшимися в зоне техногенной катастрофы, губернатор прибыл с «группой поддержки» в камуфляже. Сам он был одет также в камуфлированную форму. Было похоже на то, что Гордеев опасается быть замеченным с «Крымского берега», и потому добирался на окраину своих «владений» тайком. Скрывать свои габариты даже под камуфляжем Гордееву становится всё сложнее.
Выбор военной одежды, а не официального костюма, говорит о том, что губернатор готовился не к общению с местными жителями, а к силовой стычке с ними.
Губернатор обозвал пришедших «профессиональными провокаторами» и потребовал «не манипулировать». Такие фразы как «давайте вы не будете» и подобные им одна за одной сыпались из уст Андрея Гордеева. Происходящее в зале напоминало описанные в учебниках истории сценки, в которых помещики общаются со своими крестьянами: по-барски, без уважения, чтобы сразу было понятно, кто тут хозяин и господин, а кто — быдло.
Традиционно подливал масла в огонь и Кирилл Стремоусов, известный херсонцам своими резонансными репортажами, автор и режиссер видео:
Кирилл Стремоусов открытым текстом обвинил губернатора Херсонщины Андрея Гордеева в том, что тот «разграбил Херсонскую область», заявил, что против Гордеева возбуждены уголовные дела. Стремоусов обвинил губернатора в ничегонеделанье, а губернатор, отгородившись от словесных нападок Стремоусова охранниками, парировал все их фразами о «клоуне-провокаторе» и «самопиаре».
Несмотря на экспрессивность происходящего, на конкретные вопросы журналиста о том, почему население пограничной к месту ЧП Херсонской области не было своевременно оповещено об угрозе, а также о принимаемых мерах, были оставлены Гордеевым без ответа.
Когда охранники Гордеева окончательно оттеснили Стремоусова, губернатор попытался в очередной раз убедить присутствующих в зале в том, что причин для обсуждения нет, и всё происходящее — клоунада. Но в ответ из зала вновь посыпались неудобные вопросы, и губернатор решил спасаться бегством, обосновав это тем, что его никто не собирается слушать. После этого Гордеев вышел на улицу, оставив своих «секьюрити» разбираться с неугодным журналистом. Присутствующие в зале не пошли за Гордеевым, а остались поддержать журналиста и не дать упитанным охранникам выполнить приказ «хозяина».
Гордеева и правительство в частности обвинили в том, что те заботятся лишь о своей шкуре, и что у представителей власти вообще не принято посещать глубинку.
Юрий Попутько, директор департамента экологии и природных ресурсов ХОГА, вел себя как «глупый пингвин» в «Песне о Буревестнике» Горького: старался спрятать свое тело за охрану, постоянно мигрировавшую ближе к Гордееву, и боялся заговорить. Но наличие очков на его складчатой от жира голове позволяло определить, где именно находится лицо, и задать в это лицо вопрос, что и не преминул сделать Стремоусов. Но в ответ разбушевавшийся колобок Попутько сдернул очки и сменил тактику поведения на «держите меня семеро»: махал ручками и оттеснял пузом каждого, кто пытался подойти к нему поближе.
Встреча пана Гордеева с народом не удалась: было очевидно, что между губернатором и простым народом образовалась огромная пропасть, что интересы народа давно не входят в круг забот власть имущих. «Вы ничем не поможете, но я хоть выскажусь», — этой фразой одной из местных жительниц можно описать итог встречи.
Несмотря на то, что местные врачи ставят жителям диагноз «ОРЗ», было похоже, что экологическая обстановка действительно неблагополучна. Тошнота, рвота, головокружения, помутнение сознания, ощущение жжения и пощипывания на открытых участках кожи — вот только часть симптомов, о которых говорили местные жители. Губернатор, вероятно, также ощутит на себе некое неблагоприятное воздействие, так как имел бледный вид и несвязную речь, позволял себе нелитературные выражения. Ближе к концу встречи, несмотря на то, что собравшиеся вышли на свежий воздух, Гордеева покачивало то ли от местного ветра, то ли от слов Стремоусова, которые тот был вынужден произносить их из-за спин охранников губернатора.
Стремоусов несколько раз на протяжении встречи пытался добиться от губернатора ответа на вопрос: «Что делается конкретно?». Гордеев лишь пожимал плечами, кривил губы в усмешке и тряс щеками.
Представители власти якобы привезли с собой медработников, к которым можно было обратиться бесплатно прямо сейчас — и действительно, вблизи стояли автомобили скорой помощи. Но это, как сказали местные жители, оказалось «показухой»: врачей видно не было, никто не торопился оказывать медицинскую помощь или проводить осмотры.
В интервью 112.ua Андрей Гордеев заявил, что местные жители не болеют, а оздоравливаются, и лишь для «продолжения оздоровления» их можно эвакуировать в другой район Херсонщины.
«У нас нет вопроса эвакуации, есть вопрос оздоровления и профилактики для предотвращения заболеваемости наших детей. Вчера ночью было принято решение о предоставлении возможности нашим детям, подпадающим под возможную зону поражения, переместиться в оздоровительные лагеря для продолжения оздоровления».
Несмотря на то, что «Крым — это Украина», были закрыты пункты пропуска «Каланчак» и «Чаплынка». Власти Херсонщины не хотят принимать у себя массово бегущих из крымского Армянска «жителей Украины». В чем правы власти, так это в том, что массовый исход из Армянска действительно возможен: российские власти спасают завод, а не людей. Для «ликвидации последствий» аварии на «Крымском Титане» протянут трубы из Каркинитского залива в кислотонакопитель. Предположительно весной завершится перекачка необходимого объема воды — около 30 миллионов кубометров.
Власти молчат о том, какой вред наносит здоровью сернистый ангидрид. Информация о том, какое именно вещество оказалось в воздухе, также долго замалчивалась. Сергей Аксенов, премьер Крыма, заявил, что на устранение последствий уйдет месяцев 7. Но дни идут, а конкретные меры не предпринимаются.
Граница между Крымом и Украиной проходит таким образом, что огибает кислотное озеро «Крымского Титана». Многие села Херсонщины (например, Первоконстантиновка, Преображенка) расположены так же близко к кислотонакопителю, как Армянск, и даже ближе. Но украинские власти не торопятся обезопасить жителей. Эта часть Херсонщины уже превращается в зону отчуждения, которой когда-то сделали территорию вокруг Чернобыльской атомной электростанции.
Данное происшествие – далеко не первое на «Крымском Титане». Например, в августе прошлого 2017 года в одном из цехов обрушилась кровля на площади около 3,5 тыс. кв. м.
Какие выводы можно сделать из сложившейся ситуации? Губернатор нашей области Андрей Гордеев во время встречи с жителями, оказавшимися в зоне чрезвычйной ситуации, даже не постарался проявить обеспокоенность — на его лице постоянно проявлялась снисходительная усмешка. Гордеев знает, что все проблемы жителей Херсонщины — это проблемы жителей, а не власти, которая давным давно занимается исключительно решением своих проблем.