Александр Гоноболин: Без работы устаю
5 лет назад 0
Любимый херсонцами скрипач и композитор, почетный гражданин города, народный артист Украины Александр Гоноболин празднует 65-летие. И, как и подобает человеку творческому, делает почитателям своего творчества незабываемые подарки — юбилейные концерты, которые состоялись в 25 ноября в Херсоне и 26 ноября в Николаеве.
Херсонский концерт прошел на бис. Маэстро, как всегда, восхитил, удивил и порадовал своими произведениями. В основном, дирижировал, а под конец таки сменил дирижерскую палочку на скрипку. Но главным событием этого дня стала премьера, которую сразу же окрестили мировой — «Messa di Gloria» для солистов, хора, органа и оркестра.
Об этом произведении и о многом другом удалось поговорить с композитором после концерта.
Александр Чарльзович, многие люди мечтают о пенсии, чтобы ничего не делать, Вы же, будучи пенсионером, постоянно в работе. Совсем недавно был благотворительный вечер — и вот юбилейные концерты…
Дорогу постигнет идущий. Когда у меня бывает затишье, когда я ничего не пишу, когда отдыхает что-то внутри, и никаких заказов нет — мне плохо. Я привык все время что-то делать — работать с клавишами, писать музыку, писать аранжировки. Я устаю без работы.
Представляете ли свою жизнь без музыки?
Нет. Это как воздух. Просыпаюсь я очень рано, в 4-5 часов, и до 9 утра очень много успеваю сделать. Потом думаю: а что же теперь делать? Но я нахожу, что. У меня очень много произведений, целый месяц я их систематизировал, нашел даже те, о которых уже забыл.
На херсонском концерте я насчитала 5 премьер…
«Каприччио», концерт для двух скрипок, «Кабаре», «Смешной марш» и «Ручейки» (это была премьера для оркестра) и, конечно же, «Messa di Gloria».
Месса — почему вы обратили внимание именно на этот жанр?
Когда я вступал в члены Союза композиторов, моя рецензентка, которая давала мне характеристику, написала что у меня яркая характерная музыка и в жанрах, и в стилях, но не хватает музыки хоровой. Не хватает потому, что я скрипач-инструменталист, и пишу в основном для оркестра и солирующих инструментов. И вдруг в Страстную пятницу у меня возникла в голове мысль, что надо написать мессу. В этот же день я сел писать — это были первые зарисовки. Потом я отвлекся — уезжал на конкурсы, на презентации своих нот, на мастер-классы. В основном работал летом, и августе уже дал партитуру солистке Наталье Лелеко и хормейстеру, художественному руководителю хора музучилища Татьяне Волгиревой на рассмотрение.
Месса — часть католического богослужения. Насколько православие люди понимают и принимают такую музыку?
Как говорится, Бог един. К тому же, эта месса может исполняться во всем мире, тексты на латыни. Вся месса состоит из 5 обязательных частей — Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei. Между ними композиторы могут добавлять какие-то другие, но тоже из текстов богослужения. Я взял текст молитв, на этот текст написал музыку и еще добавил 2 части.
С хором работали впервые?
Нет, когда я работал дирижером николаевского оркестра, приезжал Челябинский хор, и я дирижировал «Stabat Mater» Перголези. Дирижировать оркестром и хором несложно — нужно показать, когда вступить, как вступить…
И как проходил процесс репетиций?
С хором работали художественный руководитель Татьяна Волгирева и хорместрер Степан Галуненко. Это дети — хор музыкального училища, плюс были приглашенные басы и тенора. Она мне периодически звонила и говорила: мы разучили это, это… Я приходил на репетицию (репетировали под фортепиано) и слушал, говорил пожелания. Когда они все практически выучили, я собрал херсонских музыкантов, которых я знаю и ценю, и мы несколько раз репетировали с ними. И в Николаев я ездил репетировать, потому что там основной состав. А сводная репетиция была только в день концерта.
Голоса, конечно, впечатляют…
Впечатляют. Просят еще повторить мессу, уже в зале музыкального училища. Я попрошу меценатов, которые мне помогали с юбилейным концертом, помочь и здесь. Я благодарен депутату областного совета Юрию Рожкову за то, что он нашел возможность перевезти николаевский оркестр в Херсон и отвезти обратно. Я благодарен генеральному директору компании «Anserglob» Ольге Загребельной за то, что она помогла перевезти тяжелейшие станки для хора из музыкального училища. А также всем, кто занимался организацией — и прежде всего Ларисе Польской, я посвятил ей произведение "Вдохновение" — и она достойна этого, потому что она вдохновляет очень многих людей, за ней идут и решают важные проблемы.
Планируется исполнение мессы в других городах, может, в других странах?
Надежды на мессу очень большие. Вчера была сделана запись. Хороший музыкант внутренним слухом определяет музыку, но лучше, когда он послушает, как она звучит. Эту запись я буду отсылать и во Львов, и туда, где есть католические соборы и орган, в разные страны. Планируется исполнение в Киеве в органном зале — они были заняты, поэтому премьеру я приурочил к своему дню рождения.
Удивительно, но ощущение что ты находишься в органном зале, были.
Не все было безупречно, но я считаю, что для первого раза это было здорово.
Но на самом деле, «Messa di Gloria » — не первое произведение, написанное Вами для голоса, есть и песня…
В прошлом году я написал песню «Молюсь за тебе, Україно», которую пела Лиза Волощенко. Сначала родилась мелодия — в офисе фонда «Захист», когда Лариса Михайловна показала мне настенный календарь, деньги от продаж которого должны были пойти на благотворительность, он так и назывался «Молюсь за тебе, Україно». Я сразу же предложил: «А песню такую написать?» И у меня тут же в голове появилась мелодия, я ее быстренько передал Александру Сердюку — он буквально через полчаса прислал мне текст. Песня родилась очень быстро — я вообще пишу музыку очень быстро. Если оно идет — нужно только брать и записывать.
Писать для инструмента и голоса — есть нюансы в работе композитора?
В голосе есть своя специфика. Как и для скрипки, например — что-то удобно, что-то неудобно играть. Конечно, для солистов, которые исполняли Мессу, пара мест была не совсем удобна. «Тесситуры!» — сказала народная артистка Наталья Лелеко, но она это спела! Да, не вся музыка может быть легкой для исполнения. Я преследую какую цель: музыка должна быть красивой, гармоничной и выражать настроение, которое ей задают. А потом я уже смотрю, удобно это для исполнения или неудобно. И, конечно, советуюсь с вокалистами, с музыкантами, которые будут это играть. Если нужно, меняю без ущерба для общей музыки. Но это мелочи, композиторская кухня.
На концерте звучали фрагменты мюзикла, премьера которого состоится во Львове. А почему не в Херсоне?
Я предлагал нашему драмтеатру, но почему-то никакого положительного отклика не услышал. Потом предлагал в Николаеве театру русской драмы — приняли, но потом руководителя театра сняли. А на «Мельпомене» был режиссер из Львова, и моя сестра ему сказала, что я пишу музыку. Он зашел на сайт, послушал мои произведения и обратился ко мне. Я ему прислал либретто, но поскольку оно на русском языке, он попросил перевести на украинский. Поэтому сейчас произведение в процессе перевода. Это сложновато, потому что музыка уже написана, и текст нужно менять под мелодию, оставив содержание. Это будет моноспектакль с живым оркестром. Джаз, атмосфера кабаре… Но, может, и Херсон услышит. Режиссер Сергей Новачук заинтересовался, будем встречаться…
Язык в музыкальном произведении играет большую роль?
Да. Я написал музыку для многих спектаклей театра кукол, автором текстов песен является Борис Чуприна — он же художественный руководитель театра. И в тех спектаклях, которые сейчас есть в репертуаре, он эти песни восстанавливает — но уже на украинском языке. Мне приходится делать новые аранжировки на украинский текст.
А если без слов?
У меня очень много произведений с украинским колоритом — и концерт для двух скрипок, который я писал во время Майдана, и в «Каприччио», премьера которого была на концерте, присутствуют гуцульские мелодии. Когда-то очень давно, в 1980-е годы, мои произведения издавались в «Музичній Україні» — при министерстве был отдел, который отбирал произведения композиторов, покупал и распространял. В этом издательстве одна женщина мне сказала: «Вы знаете, что у вас настоящая украинская музыка? Вот есть композиторы украинские — но у них нет такой мелодики украинской, а у вас есть». Я никогда не думал об этом, я даже не был тогда членом Союза композиторов. Удивительно.
Почему удивительно? Просто Вы русский с украинской душой.
Я в Украине, конечно, давно, с 13 лет. С 7-го класса учился в десятилетке им. Лысенко, которую сейчас закончил и мой сын. Правда, я не говорю по-украински — все понимаю, могу сказать, но не говорю, потому что не хочу коверкать язык. Для меня пример — моя классная руководительница, преподаватель украинского языка и литературы, она настолько мелодично говорила, что я второго такого человека просто не слышал. Но она меня освободила от изучения украинского языка, потому что я приехал из Сухуми и учил там грузинский язык. В консерватории все тоже было на русском. Потом попал на русскоговорящий юг. И цели не было учить язык, и необходимости. Но я выражаюсь языком музыки — компенсация такая.
Если суммировать Ваши достижение за последние пару лет…
Стал народным артистом. Стал лауреатом 2 конкурсов в США — первые премии за «Весенний вальс» в прошлом году и «В стране чудес» — в позапрошлом. Написал гимн Сузуки. Есть методика игры на музыкальных инструментах японского скрипача Сузуки, она сейчас широко внедряется по всему миру и пользуется большим спросом. В Литву со всего мира съезжались педагоги, дети с 3-4 лет и родители, и я написал для них гимн, с ними разучил его — и теперь это всемирный гимн, это мое маленькое достижение. Написал несколько произведений, самое значительное — Месса. Сын стал лауреатом международного конкурса в Хмельницком и поступил в консерваторию.
Как с сыном чувствуете себя на одной сцене?
Очень хорошо. Он, конечно, дома может сказать: «Папа, да я все знаю!», но на сцене он чувствует, что мало что знает, внимательно наблюдал за кулисами. И, конечно, я радуюсь, когда у него все получается.
После своего юбилейного концерта Маэстро почивать на лаврах не собирается — и приглашает на очередной концерт «Музыкальные посвящения», который состоится 9 декабря в концертном зале музыкального училища. Не пропустите!