«Боевые крылья» партий: как формируются и насколько дорого обходятся?
4 года назад 0
Какие политсилы имеют свои «армии», а кто лишь время от времени заказывает услуги «титушек».
Похоже, противостояние между отдельными партиями выходит на настоящую тропу силовых разборок. 27 августа, в пригороде Харькова расстреляли автобус с представителями организации «Патриоты — За жизнь», которых негласно называют «силовым крылом». Вину за нападение народный депутат от ОПЖЗ Илья Кива возложил на полк «Азов» и партию «Национальный корпус» (многие эксперты связывают ее с главой МВД Арсеном Аваковым и в свое время даже называли партийной «армией» «Народного фронта»).
Лидер «Нацкорпуса» Андрей Билецкий все обвинения отрицает. Но предварительная оценка случившегося словами главы МВД Арсена Авакова звучит примерно так: одни политически гастролеры решили припугнуть себе подобных, то есть одно партийное «силовое крыло» пошло против другого «силового крыла» оппонентов.
Корреспондент Елена Галаджий изучила, насколько распространено среди украинских партий создание своих силовых групп, зачем их создавать и в какую сумму партийному кошельку обходится деятельность «титушек».
Теневая армия партий
Официально ни в одной политической партии нет «силового крыла», члены которого имеют и применяют оружие. Во-первых, в цивилизованных государствах, к коим принадлежит и Украина, право на применение силы, оружия к гражданам имеет только само государство. Во-вторых, наличие такого крыла изначально создает огромные риски для политической силы.
Наличие «силового крыла» автоматически делает такую партию объектом политических провокаций. Самый банальный пример: партия создала свою «армию», а через некоторое время якобы ее бойцы устроили массовое побоище по идеологическим соображениям. Партия может не иметь к этому инциденту никакого отношения, но в публичной плоскости ее будут за это очень долго пинать. И неизвестно, докопаются ли правоохранители и представители СМИ до истины, кто на самом деле устроил провокацию, — говорит политолог Петр Олещук.
К тому же содержание своих бойцов достаточно дорогое удовольствие. По словам бывшего участника одной из таких невидимых политических «армий», только зарплата бойца составляла от 600 долларов в месяц. А еще нужно оплачивать помещения для спецтренировок, услуги тренеров.
— В 2015 году в течение 3 месяцев (перед местными выборами)мы сотрудничали с одной из политических сил. У нас была группа из 63 человек — парней, отслуживших срочную в армии. У некоторых даже боевой опыт. Все в прекрасной физической форме, которую нужно было поддерживать и улучшать. Оружие имели. Задача — по первому же звонку «шефа» в течение часа-двух прибыть в указанное место, где давались четкие инструкции, что требуется делать. Не могу сказать, что у нас было много вызовов — 10-15 за все время, но платили регулярно. А потом распустили, сказав: «больше не нуждаемся в ваших услугах», — на правах анонимности рассказал один из экс-представителей «силового крыла» некогда популярной партии.
Путь от «титушек» до услуг охранных фирм
Чаще всего, чтобы сделать какое-то грязное дело и максимально не запятнаться, партии могут обращаться к вольнонаемным молодчикам, с которыми сотрудничают эпизодически, а не на постоянной основе, — говорит Петр Олещук.
Так, в 2010-2013 годах политики обращались за помощью к «спортсменам», которых после небезызвестного случая перекрестили в «титушек». Нанимали на разовую работу.
После Революции Достоинства стали применять другие формы сотрудничества, более легальные. Партия могла заключить меморандум о сотрудничестве с какой-то общественной организацией, в которую входят представители «добробатов», ветераны АТО. «Общественники» в интересах партии устраивали шествия и даже провокации во время митингов оппонентов, озвучивали угрозы.
По словам экспертов, с недавних порпрактикуется обращение политиков в охранные фирмы, сотрудники которых за определенную плату готовы предоставить свои услуги для достижения политических и бизнес-интересов.
В последнее время костяком новых охранных фирм являются атошники и бывшие комбаты. Они сотрудничают с политическими силами самого широкого идеологического спектра. Официально их нанимают для обеспечения охраны политических мероприятий, а вот негласные задачи сотрудничества могут быть самыми разными, — рассказывает политолог Владимир Фесенко.
Эксперты также обращают внимание, что в Украине были и есть партии, каждого второго члена которых можно отнести к «силовому крылу» политпроекта. Такие «бойцы»,как правило, имеют партбилет (но не имеют оружия), у них обостренное чувство справедливости и преданности исповедуемой идеологии. И ради реализации партийных идей готовы бросаться грудью на амбразуру. Это в основном политические проекты радикального и праворадикального толка.
«По лбу от государства»
Чем чревато существование «силовых крыльев» партий? Известный американский ученый Тимати Снайдер в своей культовой книге «О тирании.20 уроков XX века» утверждает, что нужно опасаться «политических вооруженных формирований (парамилитарных групп или политических армий). Создание таких групп и их усиление может стать началом упадка демократического порядка, который потом постепенно трансформируют в агрессивно- репрессивную систему.
Государство должно пресекать и жестко наказывать за проявление силовых методов. Обливание зеленкой политиков — это тоже своего рода проявление агрессии, которая ни к чему хорошему не приводит. Не хотелось бы, чтобы реализовывались предупреждения Снайдера, — говорит Владимир Фесенко.
В МВД уверяют, что «политиканы, сеющие насилие, получат по лбу от государства». Поживем — увидим, насколько правоохранители займут в этом вопросе принципиальную позицию.