Дискриминация многомиллионной паствы канонической УПЦ продолжится до тех пор, пока Зеленский остается у власти
3 года назад 0
Именно в разрезе украинского раскола мы видим, что Вселенское православие пытаются заставить отступить от канонического порядка, который десятки веков был краеугольным камнем Церкви Христовой, считает политолог Андрей Видишенко.
«Общеизвестно, что в Православной церкви действует горизонтальная система принятия решений, подобная же Ватикану ярко выраженная вертикаль во главе с Папой Римским отсутствует. Глава Православной церкви — Христос, а не Константинопольский патриарх или какой-либо другой предстоятель одной из 15-ти Поместных церквей. Юрисдикция Синода Константинопольской патриархии не распространяется на другие Поместные церкви и ограничена епархиями самой Константинопольской церкви, потому Константинопольская патриархия может относительно безболезненно предоставить автокефалию только епархии, непосредственно входящей в зону ее канонической юрисдикции.
Отвергая традиционное представление о положении Поместных церквей, ранее общепринятое в течении столетий во всех 15-ти сестринских Поместных церквях, фанариоты формируют ложное представление о собственной роли в Церкви Христовой. Заимствуя у Ватикана модель иерархии и управления, Константинопольский патриархат в односторонней форме лоббирует переустройство Вселенской православной церкви по образу Римо-католической церкви. Символическое первенство чести фанариоты пытаются трансформировать вопреки канонам в первенство власти, некое подобие папской власти по формуле primus sine paribus, то есть «первого без равных» со вселенской юрисдикцией. Фанар пытается сформировать альтернативную экклезиологию, согласно которой патриарх Константинопольский будет иметь особый статус, права и полномочия в мировом православии. Идеи этнофилетизма, когда общецерковные интересы приносятся в жертву национально-политическим, и продвижение концепции панэллинизма среди клира полузависимых церквей греческой традиции (с аргументом о приоритете греков во Вселенском православии в противовес славянству) также играют важную роль в этом процессе. Таким образом, речь идет как о богословских, так и о политических притязаниях фанариотов. Именно эти неканонические притязания по сугубо политическим мотивам последовательно поддерживает Государственный департамент США. Очевидно, что Вашингтон как заинтересованная в углублении конфронтации между Поместными православными церквями сила не оставит надежду сделать процесс раскола Церкви необратимым.
Безапелляционность подхода фанариотов и их американских покровителей исключает возможность конструктивного диалога и сейчас уже можно свидетельствовать, что процесс вокруг т. н. «украинской автокефалии» как составной элемент насильственно запущенной внешними силами «геополитизации» православия способен разрушить единство Вселенской апостольской православной церкви по лекалам Великой схизмы 1054 года.
При этом вынужден заметить, что в экклезиологическом плане ситуация на территории Украины после т. н. «Томоса» практически не изменилась. Неканоническим образом была создана неканоническая структура, а создать каноническую структуру неканоническим образом априори невозможно. Поэтому и сам подписанный в нарушение канонов Православной церкви «Томос» в экклезиологическом смысле не обладает какой-либо канонической силой. Раскольнические структуры как были, так и остались раскольническими с точки зрения норм канонического права, а каноническое православие в пределах Украины продолжает являть исключительно одна институция в лице Украинской православной церкви, руководимой ее предстоятелем — Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием», — считает политолог.
*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.