Есть ли в Херсоне стрит-арт?
6 лет назад 0
Елена Афанасьева читает лекцию про стрит-арт в Urban CADу.
Стрит-арт – направление изобразительного искусства, к нему относят граффити, трафареты, постеры, муралы (живопись на архитектурных сооружениях) и т. д. Есть ли хороший стрит-арт в Херсоне и что нужно для его развития, мы спросили у, руководительницы Центра культурного развития "Тотем" Елены Афанасьевой.
— Каким должен быть стрит-арт, чтобы стать украшением города?
— Он должен сочетать работу с пространством, художник должен чувствовать место и создавать работу под него. Поэтому стрит-арты обычно не повторяются. Вообще, в работах главное не форма, а содержание. Авторы хотят не просто нарисовать красивую картинку, а заложить в нее глубокий смысл, заставить прохожих задуматься над определенной проблемой в городе, стране или даже в обществе. Это искусство, которое вступает в диалог с городской средой.
— Хорошо ли когда стрит-арт финансируется бизнесом?
-Когда появляется заказчик, который финансирует, он имеет право голоса. Когда заказчик говорит, что «мне это нравится и это вы будете рисовать» — стрит-арт становится похожим на художественную роспись стен. Конечно, заказчики рискуют, когда просто отдают художнику стену. Неизвестно, что он сделает, но, если контролировать художника, тогда это становится просто декоративно-прикладным искусством. Стена расписывается по готовым, утвержденным эскизам.
Вот, например, в Киеве все немного по-другому — там мэрия понимает, что муралы – это хорошо, и они полностью доверяют куратору, который приглашает художников. И нет никакого согласования с заказчиками, потому что главное — получить красивую работу, которая имеет художественную ценность.
— На ваше мнение, есть ли в Херсоне действительно хорошие стрит-арты?
— Их не так много. Есть неплохие работы, например, ко дню города возле Екатерининского Собора сделали историческую роспись.
Еще на Суворова дом расписан силуэтами – гармонично вписывается в пространство.
На Таврическом во дворе мне понравилась работа. Бизнес дал деньги, наложил, конечно, свой контроль, но не убил в ребятах из Одессы и Херсона энтузиазм.
Фото з фейсбука Ігоря Матроскіна
Единственный вопрос у меня был к художественной ценности картинки: сначала я сказала себе, что это не стрит –арт, но потом посмотрела на картинку в целом и местность вокруг. Типичный двор, и среди этого серого города портал в другую, цветную, реальность. Это как дверца Буратино: ты хочешь попасть в этот «другой» мир, подходишь к этому порталу — а там стена, это такой призыв – бери и делай красивую реальность сам, вокруг себя.
Еще в 2011 году мы делали фестиваль Терра Футура, к нам приезжали художники из Харькова и Сум для того, чтобы расписать арки на Суворова.
Арку на Ушакова делала группа художников под руководством Романа Минина, он известный харьковский художник. У него был готовый эскиз, ему отдали самую большую и красивую арку, ведь он художник с именем- плохо не сделает.
Роман всю жизнь рисовал на шахтерские темы, но в Херсоне нет шахтеров, люди не поняли бы, и он заменил их на моряков. Но когда он приехал в Херсон, они обошли все дворы в центре, потерявшись на маршруте от вокзала до Суворова, и он сказал, что давно не видел, чтобы в центре города было так много граффити (изображения или надписи, нарисованные краской на стенах и других поверхностях). За ночь полностью переработал эскиз.
В итоге на одной стене нарисован крейсер, который «бомбит» стену («забомбить стену» — это нанести на нее граффити со своим именем), а на другой стороне появился «арт-порт» — художники нарисовали дома с окнами, надписями, дорожками. Получился настоящий цветной город «Стрит-арт порт». Это моя любимая арка в городе.
— Чего не хватает городу, чтобы появился красивый стрит-арт?
В Херсоне теги на стенах делятся на две категории – реклама наркотиков или самовыражение подростков — и все. С одними нужно бороться полиции, а с другими нужно пытаться поднять культурный уровень и показать, что может быть по-другому.
Одна из главных проблем на пути к появлению больших муралов – не все стены сразу пригодны для рисования, они ободранные, их нужно штукатурить, шлифовать, чтобы картинка хотя бы несколько лет простояла, а заниматься этим никто не хочет. Также иногда стрит-артом пытаются залатать дыры: «у нас тут грязный забор, придите- закрасьте» — это так не работает.
— Как решать эти проблемы?
Нужно вводить некий дизайн-код для города, хотя бы для исторической части, общий стиль. Люди, которые приезжают в Херсон, в шоке от количества бигбордов и рекламы в историческом центре. Нужно приводить здания в порядок. Создавая яркие, красивые росписи, мы не решаем проблему внешнего вида города. Проблемы городского масштаба не решить при помощи пары муралов. Херсону нужно работать над сохранением и развитием среды, это должно идти в одной концепции.
Есть два подхода: первый — работать с низовыми инициативами, которые готовы что-то делать на волонтерских началах. Конечно, просто прийти и начать что-то рисовать – это тоже плохо, поэтому у меня были вопросы к ребятам из «Кипятка».
Они просто разрисовали стены, не подумав о том, как это вписывается в городскую среду.
Это, конечно, лучше, чем просто граффити, но все же. Поэтому я и решила им помочь сделать что-то более художественное и, надеюсь, у нас получилось.
Другой — это разрабатывать дизайн-код города и общую концепцию развития городской среды. А если к этому подтянется бизнес, который поймет, что художникам не нужно указывать, а нужно доверять, будет здорово.