Я не включаю своим детям «Машу и медведя» именно по идеологическим соображениям — Ильенко
7 лет назад 0
В Украине до сих пор не утихает скандал вокруг требования одесской организации «Совет общественной безопасности» запретить мультсериал «Маша и медведь». Активисты увидели в анимации для детей пропаганду «русского мира» и навязывание положительного образа Российской Федерации.
Этот медиа-продукт уже оценили как пропагандистский эксперты Эстонии и Литвы, — говорится в обращении одесской организации к Верховной Раде, Госкино и Гостелерадио. Ведь медведь — традиционный символ России, и он предстает в мультфильме большим, сильным героем, который свободно захватывает чужой дом, землю, имущество. Также в анимации демонстрируются военные действия по использованию российскими отрядами «мягкой силы». А еще нашлось место даже для пропаганды силовых структур северной соседки. Это головные уборы сотрудников пограничной службы, а может и НКВД, с красными звездами. Одесситы уверены, что эта анимация была создана с единственной целью — показать миру не жестокий образ России, а более мягкий и добрый, и его олицетворение — медведь. Поэтому дети будут воспринимать Россию, как хорошего друга. А это недопустимо в условиях войны и оккупации Крыма.
То, что мультфильм «Маша и медведь» в Украине смотрят — неоспоримый факт, потому что в украинском сегменте YouTube его увидело рекордное количество зрителей: 55 серию посмотрело более 2 млн пользователей. Но, несмотря на бешеную популярность мультика, психологи предостерегают, что подражание поведению его персонажей делает детей капризными и неуравновешенными.
Так ли страшен тот медведь, как о нем пишут: Когда ему на смену придут украинские мультипликационные герои? Об этом Укринформ спросил у председателя Госкино Украины Филиппа Ильенко.
— В обществе назрел скандал из-за трансляции на украинском телевидении российского мультфильма «Маша и м едведь». Одесская организация «Совет общественной безопасности» обратилась к высшим государственным инстанциям с требованием его запрета, потому что увидела в нем пропаганду идей « русского мира » . А в прибалтийских странах эта анимация уже вне закона. Почему же в нашей стране его свободно показывают на рейтинговом канале 1 + 1 и в других детских программах?
— К нам тоже поступило это обращение про «Машу и медведя». Сейчас оно рассматривается экспертной комиссией при Госкино, которая определит, есть ли в этом мультфильме нарушение действующего законодательства. Как только решение будет принято, мы его обязательно объявим.
Но, по моему личному мнению, сейчас одна из самых больших проблем, не урегулированных действующим законодательством, — это возможность воспитывать наше молодое поколение на российском продукте. И независимо от того, есть ли пропаганда или нет, априори такая культурная вседозволенность привязывает детей к российскому контексту.
Поэтому самая главная задача Госкино — это предоставлять возможности для создания собственного контента, чтобы заменить детям московский продукт. Вопрос формального характера будет решен в ближайшее время. Но стратегические вопросы намного сложнее, потому что требуют культурного дискурса.
Мы сейчас вкладываем много средств и усилий в развитие украинской анимации. Будет продолжение знаменитого мультсериала о казаках, создается анимация «Мишко та Місячна Дзвінка», «Моя країна — Україна», сериал Степана Коваля о разных профессиях. В планах — создание полнометражных фильмов. В прошлом году вышла первая украинская полнометражка в 3D «Микита Кожум'яка». Это уже прорыв! Рубикон перейден. И сейчас идет работа над новыми полнометражными мультфильмами «Похищенная принцесса» и «Мавка. Лісова пісня», «Виктор. Робот". И наша задача — продвижение этих картин.
— Но где гарантия, что эти украинские мультфильмы будут показывать рейтинговые каналы в прайм-тайм, как это происходит сейчас с «Машей и м едведем»? Работы художника Степана Коваля в лучшем случае транслирует UA.Перший.
— Это уже вопрос к украинскому телевидению. К сожалению, такой гарантии нет. Более того, редакторы программ почему-то не испытывают желания транслировать украинские мультфильмы, хотя часто это очень достойный продукт. Мы сейчас ведем переговоры, чтобы наши мультфильмы все же были в эфире.
— Российские мультфильмы им предлагаются, как правило, на демпинговых условиях …
— Мы тоже готовы думать не о финансовых вопросах, а о воспитании украинских детей. Если бы речь шла только о коммерческой выгоде, то вряд ли бы эти фильмы вообще были сняты.
— Но вы же лично не можете смотреть все детские мультфильмы, чтобы оценить их с точки зрения нравственности и духовности? Кто конкретно должен этим заниматься?
— На самом деле, мы смотрим все, на что выдаем прокатные удостоверения. Наши сотрудники пересматривают контент, и если есть основания полагать, что были нарушения действующего законодательства ( предусмотрен исчерпывающий перечень признаков, которые нельзя допускать, в том числе пропаганду государственных органов страны-агрессора), то такие нарушения направляются на рассмотрение экспертной комиссии. Уже было запрещено более 600 фильмов, среди них есть и анимационные. А также законом запрещена телетрансляция всей продукции, произведенной после 1 января 2014 года. Поэтому, если и идут серии «Маши …», то только старые. Но нужно говорить о другом — то, что родители сами позволяют своим детям смотреть эту продукцию в интернете.
— Да, пресловутая «Маша …» уже собрала в Ютубе 2 млрд просмотров по всему миру. Поэтому можно запрещать ее в телеэфире, но интернет у нас полностью открыт.
— Это уже другой вопрос. Госкино имеет полномочия предоставлять или отказывать в прокатных удостоверениях, но это регулирует рынок исключительно кинотеатральный, телевизионный и видео. А что касается интернета, то эта история никем не урегулирована. Нет факторов, которые бы ставили преграды пропагандистским продуктам. Поэтому фактически единственный способ борьбы — создавать собственный контент.
— Нужно еще и не забывать, что наши лучшие художники-мультипликаторы в свое время выехали работать за границу. В ту же Москву, ведь там было больше денег и заказов. Как-то меняется сегодня ситуация с кадрами?
— Это касалось не только художников. Полстраны бежало кто куда. Но сейчас люди начали возвращаться. Например, на последнем конкурсном отборе у нас победил режиссер Андрей Кавун, который долгое время работал в России. После начала войны он вернулся в Украину и подал проект на питчинг. Теперь снимает кино на Родине.
— Будет ли какое-то квотирование мультфильмов, чтобы художникам стало выгодно им и заниматься?
— Так сейчас все мультфильмы финансируются полностью госбюджетом, как и детское кино. Правда, не все просят полную сумму, но в большинстве случаев государство полностью покрывает смету. Поэтому анимация получает достойную поддержку.
Проблема в том, что государство может поддержать только производство фильмов, но у нас еще нет собственных существенных ресурсов для продвижения и рекламы кинопродукта. Но сейчас, после принятия нового закона, такие возможности должны появиться. Из бюджета будут финансироваться все звенья киноиндустрии, а не только одна, которая называется кинопроизводство. Ведь это далеко не вся индустрия. Кинопроцесс включает дистрибуцию, продвижение, развитие кинотеатральных сетей, защиту авторского права в интернете, поддержку учебных программ, и многое другое. И это все теперь получит государственное финансирование.
Очевидно, что в таких условиях выводить на рынок анимационный сериал будет легче. Кстати, на последнем конкурсе поддержку получил мультсериал «Мама спешит домой», снятый по известной детской книге Светланы Дорошевой. И это будет уже производство русскоязычного многосерийного мультфильма с перспективой продажи за границу, и в тот же Netflix. Вот вам и наилучший практическая ответ, а также возможность вытеснить качеством своего товара российские мультфильмы. Я, к слову, не включаю своим детям «Машу и Медведя» именно по идеологическим соображениям.
— А у нас появятся образовательные мультфильмы типа «Смешарики», «Лунтик», «Фиксики», чтобы и наши дети в игровой форме узнавали о важных вещах?
— Я уже говорил о мультсериале Степана Коваля «Профессионалы», в котором рассказывается о том, какие профессии ребенок сможет получить в будущем: то есть, это рассказ о том, что делает слесарь, строитель … Уже создано десять серий этой анимации.
— Но пока о его показе только идут переговоры с каналом UA.Перший, который к сожалению, не является рейтинговым. А хочется, чтобы такие проекты видело как можно больше детей.
— Это уже задавайте вопросы менеджменту каналов. Наше ТВ абсолютно независимое от государства и строит свою политику так, как хотят акционеры. Вот почему они не показывают украинские мультфильмы, которые совершенно не хуже многих иностранных аналогов, которые у нас постоянно крутят. Я имею в виду не только российскую продукцию. Удивительно, но нашим мультикам пробиться в эфир коммерческих каналов гораздо сложнее, чем иностранным. Хотя здесь даже не идет речь о каких расходах.
Да и вообще, у нас не так много детских передач. Во времена моего детства было много культовых программ для детей. Дед Панас нас развлекал, постоянно мультики показывали. А что может современное украинское телевидение предложить детям для просвещения? Только песенные конкурсы и талант-шоу. А интеллектуальные вещи оказываются для крупных каналов не форматными. В лучшем случае — это работа нишевых детских каналов, где программным директорам проще заказать тысячу серий какой-то зарубежной анимации, типа «Маши …» и зарядить ее на ежедневку, чем подбирать украинскую тематику, где все фильмы являются уникальными. Но какую-то социальную миссию это телевидение должно ведь выполнять!
— А вы можете вызвать на ковер такого непутевого программного редактора?
— Нет, у нас демократия. Каждый чиновник и каждый орган государственной власти может действовать только в пределах тех полномочий, которыми он наделен законом. Мы можем только контролировать соблюдение законодательства в рамках проверки тех или иных фильмов. Например, чтобы там не было пропаганды органов НКВД или чего-то подобного. Понятно, что в «Маше …» такого нет. По крайней мере, я надеюсь ( смеется ).
Но в этом запросе одесских активистов есть свое рациональное зерно. Вполне логична мысль, что здесь на детском уровне и вещах, вроде оторванных от политики, происходит замаскированная пропаганда «русского мира». Но, к сожалению, не всегда есть юридические основания эту пропаганду запретить, потому что она прячется за бытовыми вещами.
— Но «Злидні» Степана Коваля изъяли из всех московских программ, когда увидели там антироссийский юмор …
— В России другая ситуация, и не нужно сравнивать. Мы пользуемся исключительно демократическими принципами в рамках закона. В Госкино решения выносятся на основании выводов экспертной комиссии, и я теперь не готов сказать, какой она будет в отношении сериала «Маша и медведь». Это определят эксперты.
— Интересно, может Госкино инициировать просветительские мультфильмы. Например, когда-то был очень хороший советский сериал «Хочу все знать»?
— Мы только поддерживаем фильмы, которые были представлены и победили в конкурсном отборе. Но не можем по собственной инициативе заказать тот или иной фильм тому или иному производителю и режиссеру, как это делают коммерческие структуры.
— Но мониторить, чего теперь не хватает, вы же можете?
— Наша задача — поддерживать все виды и жанры фильмов. В отдельных конкурсных категориях они соревнуются, и независимая комиссия их оценивает — кому из них оказать финансовую поддержку. И то — это только из числа тех, кто предварительно подал на эту поддержку заявку. Система работает именно так. И нет такого, чтобы я сидел и решал, что нужно снять какой-то украинский «Терминатор-3» …
— «Терминатор» может и не нужно, но фильм о первом украинском космонавте точно не помешало бы.
— Недавно мы организовали конкурс на создание просветительских фильмов, посвященных украинским фольклорным и историческим фигурам. Одержал победу проект Олеся Санина об Олексе Довбуше. Это фактически то, о чем вы спрашиваете.
Конечно, такое кино — это приключенческая история, интересная зрителю, но и наполненная просветительской информацией об истории того периода, о том, как выглядел быт, какой была культура, как тогда жили украинцы. Поэтому просветительская инициатива Госкино существует, но мы не можем все свести только к таким темам. Потому что никто не может спрогнозировать где и когда у режиссера появится гениальный замысел.
Благодаря полномасштабной поддержке детского кино сейчас режиссер Анатолий Матешко снимает приключенческий семейный фильм «Фокстер & Макс». Лента полностью профинансирована из бюджета. А такой ситуации, как в советское время, когда государство сверху что-то заказывало, уже не существует. Потому что жизнь теперь совсем другая.
Смотрите, как сейчас видеоблогерство по просмотрам перегоняет и телевидение, и кино. Там некоторые сюжеты имеют более миллиона посещений. Это уже новые форматы, и неизвестно, куда они нас заведут. Но уже понятно, что появится большое количество контента, который будет производиться кустарным способом и распространяться через социальные сети. Это уже реальность нашей жизни. А традиционное телевидение уйдет за второй план.
Я даже видел комментарий продюсера «Маши …» по поводу возможности его запрета в Украине. Мол, пусть запрещают, ведь там идут одни старые серии. А все новые люди будут смотреть в YouTube.
Поэтому сейчас главная проблема — отучить людей смотреть российские мультфильмы типа «Маша и медведь», независимо от того, существует ли там пропаганда. Конечно, у государства есть миссия запрещать пропаганду, но существует и ответственность каждого гражданина не приучать своего ребенка российскому контенту.
Мы до сих пор не можем пережить последствия постколониального синдрома, в котором оказались после 1991 года. Вот вроде бы и освободились от власти России, но затем попали на 23 года в информационное гетто. Так как полностью, культурно и духовно, были оккупированы русским миром — его кино, его попсой … И только с Майдана фактически начался реальный процесс освобождения. И посмотрите, как изменилась наша среда, хотя прошло совсем немного времени.
Фактически, сейчас ставится вопрос идеологии, даже когда формальных признаков нарушения закона в той же «Маши …» не имеется. Ведь это российское влияние на наших детей. Кстати, у меня дома вообще телевизор не включается.
— А хоть советские старые мультики детям показываете?
— С советского они смотрят только хорошее кино, которое и тогда было под запретом. Когда-то, если захотят, то посмотрят, а специально показывать — не вижу необходимости. Кстати, меня в детстве мой отец, кинорежиссер Юрий Ильенко, ограничивал в возможности смотреть все подряд советское кино. Он охранял мое еще не окрепшее мировоззрение. Потому что это все не так уж и безобидно, как может показаться.
Приведу пример: теперь в мои обязанности входит просматривать все сериалы, по которым есть сомнения относительно их соответствия действующему законодательству. Поэтому пришлось за пару лет просмотреть огромное их количество. Никогда до этого не смотрел, а тут «открылся» целый мир интеллектуального коллапса. Но где-то через полгода этого издевательства над собой, я поймал себя на желании посмотреть: а что же будет в следующей серии? И понял, что нужно с этим завязывать, чтобы не испортить себе художественный вкус. И теперь наслаждаюсь просмотром хорошего украинского и зарубежного кино, а сериалы поручил своему заместителю ( смеется ).