Интервью с Рори Кеннеди: «Сегодняшнему поколению не хватает духа исследований»

6 лет назад 0

Фото: Discovery Channel

В работе: "Я люблю снимать фильмы и делиться историями с людьми, видеть, как они расширяют границы сознания".

Режиссер-документалист, племянница Джона Кеннеди, снявшая фильм о работе NASA, рассказала "Сегодня" о лунном ажиотаже 60-х, важнейших космических достижениях, покорении Марса и роли звездных камер в появлении смартфонов.

Имя:  Рори Кеннеди

Ро­дил­ась:  12.12.1968, Вашингтон (США)

Рори Элизабет Кэтрин Кеннеди, младшая из одиннадцати детей политика политика Роберта Кеннеди и Этель Кеннеди. Племянница президента Джона Кеннеди. Снимает кино с 1986 года, одна из самых именитых режиссеров-документалистов США, лауреат Newport International Film Festival (1999), Международного кинофестиваля в Чикаго (1999), Atlanta Film Festival (1999), премии Американского института киноискусства (1999), "Эмми" (2007), "Грэйси" (2008) и Ashland Independent Film Festival (2012), оскаровский номинант. Она снимает социальные блокбастеры о нищете, политической коррупции, наркомании, домашнем насилии. Новую работу Above And Beyond: NASA’s Journey To Tomorrow ("NASA: 60 лет в космосе") посвятила 60-летию американского аэрокосмического агентства, которое отмечали на прошлой неделе. Фильм выйдет в это воскресение, 21:00, на Discovery Channel.

Замужем, муж — критик Марк Бейли. Пара воспитывает троих детей.

 

— Миссис Кеннеди, что сподвигло столь именитого режиссера заняться темой космоса?

— NASA проделало колоссальную работу, благодаря которой мы приблизились к пониманию того, откуда мы произошли, есть ли во Вселенной кто-то, кроме нас, и что с нами случится в будущем. 60-летний юбилей космического агентства — отличный повод оглянуться назад и вспомнить о его достижениях.

Помимо юбилея, тема интересна мне и по личным причинам. Мой дядя, Джон Кеннеди, сыграл важную роль в проекте по высадке человека на Луну и возвращении его обратно во времена, когда мы были еще недостаточно к этому подготовлены технически. По моему мнению, невероятная речь перед студентами Университета Райса в 1962 году — одна из лучших в его послужном списке (знаменитая речь американского президента перед студентами "Мы решили лететь на Луну").

Соглашаясь на этот проект, я не думала, что он станет настолько личным. Уже в ходе работы я поняла, что историю лучше всего будет рассказать от имени племянницы Джона Кеннеди, для которого тема освоения космоса была очень близка.

Я росла в период ажиотажа, вызванного запуском программы "Аполлон", когда все были взбудоражены выходом человека в космос. В 1962 году мой дядя Джон Кеннеди выступил с речью в Университете Райса, в которой он говорил о необходимости высадки человека на Луну в течение следующего десятилетия и что мы сделаем это не потому, что это легко, а потому что трудно — под силу лишь с применением лучших из человеческих способностей. Идея вызвала всеобщий восторг и объединила страну.

Это были захватывающие времена. Сегодняшнему поколению не хватает этого ощущения, исследовательского духа и осознания значимости NASA, и я надеюсь, что этот фильм напомнит им не только об этих моментах нашей давней истории, но и обо всем, что сделало NASA за последние 60 лет. Мне бы очень хотелось вернуть младшим поколениям тот интерес к теме исследования космоса. 

Я хотела снять фильм, который передаст значимость всех достижений агентства и то чувство вдохновения, которое они вызывали.

— Расскажите, пожалуйста, как продвигается исследование Марса. Какие проекты готовятся?

— Существует целый ряд инициатив, среди которых миссия на Марс, пожалуй, является одной из важнейших. Не могу сказать, когда это случится, но в агентстве активно работают над отправлением человека на Марс и, что важно, возвращением его обратно на Землю. Задача сложная, но выполнимая и оттого еще более захватывающая.

Я думаю, мы находимся на грани обнаружения новых форм жизни во Вселенной. Еще я считаю, что "Джеймс Уэбб" — очень многообещающее изобретение, и возможности таких телескопов нового поколения позволят нам заглядывать в прошлое сквозь время, вплоть до периода зарождения Вселенной и Большого взрыва.

За последние несколько лет мы узнали о Марсе много нового благодаря Curiosity (марсоход NASA) и другим роверам. Например, что там есть реки, что он был подобен Земле 3,5 млрд лет назад, и в период образования жизненных форм на Земле подобный процесс происходил и на Марсе. Все эти знания помогли нам лучше понимать происхождение не только Марса и нашей собственной планеты, но и других частей Солнечной системы, а также причины изменений на них. Мы получили ответы на вопросы, почему Марс стал недружелюбной средой (для жизни. — Авт.), в отличие от Земли. Помимо вопросов, есть также и надежды. Например, на то, что там до сих пор существуют одноклеточные организмы. Не думаю, что стоит предполагать наличие жизни разумной.

Большой старт. Агентство высадилось на Луну и отправило аппараты за пределы Солнечной системы.

— Насколько частные компании облегчают или ухудшают работу агентства?

— Если обратиться к истории, NASA всегда сотрудничало с частным сектором. Даже во времена программы полетов на Луну космические корабли строились при поддержке частных компаний. Сегодня этому вопросу уделяется больше внимания, но я не считаю, что в работе NASA что-либо принципиально изменилось. Это хорошая модель рабочего процесса, поскольку и NASA, и частные компании имеют как огромные возможности, так и индивидуальные ограничения. Сотрудничество играет на руку обоим и позволяет демонстрировать лучшие результаты.

За последние много лет, с момента последнего запуска "Спейс шаттла", мы стали полностью полагаться на российские "Союзы" в вопросах транспортировки людей на МКС, перестав отправлять своих людей на собственных кораблях. Мне бы хотелось, чтобы эта практика вернулась. Будет ли это непосредственно NASA или SpaceX и Boeing, результат останется положительным.

Еще одним достоинством NASA является их готовность сотрудничать с частным сектором и самыми выдающимися умами не только в стране, но и за ее пределами. Такие партнерства — отличный способ расширения границ и внедрения инноваций не только для агентства, но и для других компаний и государств.

 

— Назовите, пожалуйста, самые важные достижения агентства? И самые сложные проблемы, которые вы видите?

— Высадка на Луну. Запуски "Вояджеров" 1 и 2, начиная с 1977 года, являются великим достижением, которое помогло нам лучше понять устройство Солнечной системы. Также стоит отметить создание и запуск телескопа "Хаббл". Одним из моих любимых изображений является Deep Field, которое выглядело как очень темное небо размером с ноготь и благодаря которому удалось обнаружить 10 000 новых галактик. Теперь известно, что существует 100 миллиардов галактик, в каждой из которых — миллиарды звезд. Самая дальняя галактика, которую смог идентифицировать "Хаббл", находится на расстоянии 13 миллиардов световых лет. Масштабы новой информации, которую удалось получить благодаря "Хабблу", действительно поражают. Благодаря телескопу "Кеплер" удалось расширить область знаний о количестве экзопланет во Вселенной.

Касательно исследований Земли — NASA запустили более двух десятков спутников, 19 из которых функционируют прямо сейчас, помогая отслеживать погоду, пожары, таяние льдов в Арктике, Антарктике и Гренландии. Благодаря исследованиям NASA мы узнали, что средняя температура на Земле повысилась на один градус по Цельсию. Также агентство помогло нам понять, что происходит с океанами и ледниками.

Я надеюсь, что в будущем у нас будет руководство, которое будет максимально содействовать ученым в исследовательской деятельности, направленной на то, чтобы лучше понимать процессы, которые происходят на нашей собственной планете, а также способы преодоления проблем, помимо ограничения количества углекислого газа.

Думаю, нам следует сосредоточиться на инновациях в области зеленой энергии. На данный момент ее хватает, чтобы обеспечить всю планету электричеством семь раз, но, чтобы заменить ею способы энергоснабжения электрических сетей, необходимо вовлечение научного сообщества.

Нужно продолжать мониторить выбросы углекислого газа и понижать уровень его содержания в атмосфере. Я считаю, что в условиях изменения климата это важнейшая из наших задач.

На съемках. Во время интервью с героем. 

— Почему так резко меняются приоритеты в космосе? Люди долгое время смотрели на Марс, хотя Луна прямо под боком.

— При Джордже Буше мы взяли "курс на Луну". При Бараке Обаме — на Марс. Сейчас Дональд Трамп опять говорит о колонизации Луны. NASA — не независимое агентство, и его деятельность зависит от государственных лидеров. В ситуации, когда направление исследований меняется каждые 4—8 лет, сложно достичь быстрого результата.

— Нужны ли вообще люди на Луне и Марсе? Или проще пользоваться роботами?

— Колонизация других планет — очень интересная тема, для полноценного раскрытия которой одних лишь машин недостаточно. Люди смогли бы сделать гораздо больше, имея возможность находиться в полевых условиях и самостоятельно передвигаться по планете. На сегодняшний день мы исследовали лишь микроскопическую часть Марса — на более подробный анализ понадобятся годы, но это поможет нам сохранить место нашего собственного обитания.

— Мечтаете ли вы снять фильм о колонизации орбиты/Луны/Марса, побывать там самостоятельно?

— У меня был интересный опыт. Я бывала внутри космических кораблей, не функционирующих, но все же настоящих. Также мне доводилось находиться рядом с телескопом "Джеймс Уэбб", и это было круто и впечатляюще. А еще у них есть программа виртуальной реальности для подготовки и коммуникации с астронавтами других стран, которую мне удалось испытать. И все же не думаю, что кто-нибудь хотел бы видеть меня в космическом корабле, летящем на Марс. Я не особо люблю высоту и замкнутые пространства, поэтому от меня больше проку, когда я снимаю, как это делают другие.

Из прошлого. Вернер фон Браун и Джон Кеннеди.

— Расскажите о работе над проектом, что было сложнее всего, что давалось легче?

— В процессе съемок нам действительно пришлось столкнуться с трудностями. Одной из особенностей работы NASA является его разноплановость. За время своего существования агентство инициировало такое огромное количество не связанных между собой проектов, стоящих внимания, что связать их воедино было бы довольно сложно. Например, проекты, связанные с МКС и "Хабблом", проекты по мониторингу таяния ледников, ровер Curiosity и исследования Марса, планирование отправки туда человека, телескоп "Джеймс Уэбб" и т. д. Систематизировать все это было для меня большим вызовом.

Еще могу отметить работу с архивами — десятками тысяч изображений и медиафайлов, созданных NASA. Было проблематично определиться с методом их обработки, который позволил бы выбрать лучшие экземпляры. Надеюсь, нам это удалось и фильм вышел отличный.

Также были проблемы территориального характера — в США есть десять разных локаций NASA: Kennedy Space Center во Флориде, Johnson Space Center в Техасе, the Jet Propulsion Lab в Лос-Анжелесе, точнее, возле Пасадены, и Goddard Space Center возле Вашингтона в Мериленде. То есть они разбросаны по всей стране, и в каждом — свое архивное помещение. И нет одной центральной локации с единым каталогом информации. Поэтому процесс ее поиска, сбора и приведения к общему знаменателю был похож на замысловатый квест.

 

— Как вы думаете, добилась ли человеческая цивилизация тех целей в покорении космоса, которые ставил перед ней ваш дядя, Джон Кеннеди?

— Благодаря NASA мы узнали много нового, о чем, как правило, даже не задумываемся. Прямо сейчас я смотрю на свой телефон и понимаю, что все эти маленькие iPhone появились у нас благодаря тому, что в свое время NASA понадобились камеры меньшего размера для документирования всего происходящего в космосе.

Вообще, существует масса вещей, появившихся именно благодаря агентству. Метеорологические прогнозы — заслуга NASA. Они передают их Национальному управлению океанических и атмосферных исследований, а те, в свою очередь, отправляют эту информацию на телеканалы. Их спутники — источник информации для людей по всему миру.

Я понимаю и ценю все, что NASA сделало для нас, предоставив ответы на базовые вопросы. Инновации, вроде телескопа "Хаббл", возможность увидеть под другим углом космос и процесс формирования сверхновых звезд, солнц, подобных нашему, понимание того, что Вселенная расширяется, — все это невероятные открытия.

Мы считали, что знаем, как устроена Вселенная. Благодаря NASA мы поняли, что это не так, но теперь знаем, по крайне мере, об этом.

Поражает и то, насколько близко они подошли к открытию новых форм жизни. Мы почти готовы отправлять людей на Марс и обратно. Благодаря марсоходу Curiosity мы поняли, что 3,5 млрд лет назад Марс был похож на Землю, там была вода и точно так же зарождалась жизнь.

Но самый важный и своевременный прорыв случился в вопросе изменения климата и использования углекислого газа. Прогнозы ученых NASA сбываются: более сильные штормы, поднятие уровня моря, пожары, засухи. Они знают, чего ожидать не только через сто лет, но и в следующем году, и через год. Ставки высоки: человеку по силам пережить изменение климата, но для этого нужно что-то менять.

— Как делать интересное кино, поднимающее важные темы?

— Не знаю, существует ли секрет успеха. Мне повезло заниматься документалистикой. Я люблю снимать фильмы и делиться историями с людьми, видеть, как они расширяют границы сознания.

Каждый снятый мною фильм был вызовом и сопровождался сложностями. Каждый раз у меня наступал момент, когда я думала: "Боже, это катастрофа. О чем я только думала? Зачем я это сняла?" И все же всякий раз каким-то образом они получались.