Искушенная рефлексия (абсолютно личная)
4 года назад 0
Время идет, ничего не меняется
За много лет, в Украине наконец-то, прошло достаточно полное фиксирование как структуры политических чаяний общества, так и отношения украинцев к своей жизни. К сожалению, в нашей стране науку о социуме, «социологию», давно и старательно превращают в «продажную девку политиков». Некоторые весьма недалёкие, но столь же «весьма», влиятельные люди, пытаются низвести это сложное и трудоёмкое искусство из инструмента познания, до простецкого, примитивного, инструмента влияния.
Картинка структуры чаяний и надежд украинцев, достойна не просто внимания, но и обновления понимания сути происходящего с нами. С точки зрения банальной аналитики, результаты замеров общественных рефлексий, свидетельствуют о том, что мы уже «не знаем» своей страны. Все представления и модели, составленные ранее и неоднократно исправно работавшие, даже в условиях 2014-го, оказались несостоятельными и мало адекватными к существующей «суровой» действительности.
СУХОЙ ОСТАТОК (далеко не всегда очевидный) без «воды» и «подводок»:
* Современное украинское общество имеет три ярко выраженных «социальных ядра».
«Первые», около 3 – 4.5 миллионов(!) не могут, не хотят и не будут жить в условиях «постсовковой реальности». Активно ищут иные варианты обустройства мира.
«Вторые», около 10-12 миллионов, понимают, что «что-то не так», но ищут решения, в мире «традиционного постсоветского» варианта, установленных в 90-тые и уже «устоявшихся» отношений.
«Третьи», порядка 14 миллионов, воспринимают сегодняшний режим, как единственно возможный образ организации жизни в стране. Настроены крайне враждебно к «первой» и «второй» группам. Крайне «неохотно» меняют свои взгляды на жизнь.
* «Перетекание умов», из «второй» фракции в «первую», имеет характер неуклонного, поступательного процесса, непосредственно связанного с изменением морально-психологического состояния индивидуумов, на фоне объективных событий реальности, а также личных глубоких психологических потрясений.
* Технологии оказания активного влияния, типа «разделяй и властвуй», становятся практически невозможными к применению, из-за слабой «пересекаемости» устойчивых социальных ядер.
* Существующая система администрирования общественных процессов имеет резко ограниченную возможность решать «реальные задачи», связанные с морально-психологическими состояниями людей. И совершенно не приемлема (в виду крайней неэффективности), для решения задач технической модернизации наличной системы отношений в рамках всей страны.
* Понятие «государственная машина», для существенного большинства (более 80%), окончательно превратилось в понятие «механизм личного обогащения отдельных лиц».
* На первый план, в акцентированных запросах всего украинского социального пространства, выходит «вопрос будущего», в контексте «желаемого состояния материального благополучия личности».
* Восприятие населением, идеологических подоплёк и мотиваций самой политической деятельности, крайне нивелировано (обесценено) имеющей место традицией обязательной монетизации «политического образа». Патерналистские настроения имеют доминирующий характер при электоральном распределении голосов. Однако, чуть более 2/3 населения, уверенно демонстрируют запрос на «простые позитивные эмоции», исходящие от политической персоны.
* Обоснованные, с точки зрения «политической необходимости», поступки политических персон, воспринимаются социумом исключительно, через механизм «эмоционального взвешивания» (верю/не верю), соразмерно внутренним эмоциональным запросам индивида.
* Возможности влияния «страны-агрессора» на ситуацию внутри Украины, остаются значительными по объёму и глубине потенциального проникновения. Однако, в украинском обществе неуклонно растёт компонента «спонтанной» негативной реакции на агрессию, а также проявления «вмешательств» (акций влияния), которая связана в первую очередь с эмоциональным состоянием людей.
* Зафиксированное состояния структуры общественных отношений, является нестабильным в коротких временных рамках (от года до трёх) и скорее всего, может являться неким переходным состоянием, характерным для сообществ людей, переживающих революционные трансформации пространства отношений.
* Формирование «устойчивого пространства отношений» с обязательной формализацией, объективно сложившихся правил и условий совместного жительства, принципиально отличного от существующего сегодня, вопрос предрешённый и неотвратимый. Процессы развития, личного эмоционального неприятия «старого» уклада жизни, носят лавинообразный, трудно предсказуемый характер, имеющие свойства резко усиливаться в связи с событиями форс-мажорного свойства (пожары, катастрофы, блэкауты и т.п.)
Александр Новохацкий, исполнительный директор аналитических программ «Украинского барометра»
*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.