Итоги 2020, или как казаки с ковидом боролись
4 года назад 0
К концу года принято подводить итоги. Вот и я решил подвести черту.
В декабре 2019 года некий китаец разнообразия ради съел летучую мышь. И понеслась….
Впрочем, сейчас все больше данных, что вирус SARS-COV-2 появился впервые, возможно, не в Китае. Но сути это не меняет. Мир окунулся в борьбу с пандемией и пока не ясно, выйдем ли мы из нее победителями. Точнее, какова плата будет за победу?
А пока весь мир думал, что делать с ковидом, в Украине думали, как свернуть медреформу, поделить портфели и все с большей любовью смотрели в сторону «братской» страны.
Вирус все быстрее шагал по миру и только мемы о Новых Санжарах распространялись быстрее ковида. Собственно, Новые Санжары были первым звоночком о том, что борьба с ковидом у нас будет крайне занятной и смешной, правда, уже в сентябре 2020 станет совсем не смешно, но не будем торопить события. Позже, да и сейчас модно говорить, что СМИ штучно создавали истерику, взвинчивали людей. На самом деле, Новые Санжары доказали, что украинцы воспринимают события больше эмоционально, нежели рационально. Дальше на этом будут играть, вбрасывать популизм, собственно, как и все 29 лет.
Пока Зоряна Скалецкая самоизолировалась в Новых Санжарах, ее «ушли», пытались пропихнуть Степанова. Но тот не пришёлся по вкусу большинству депутатов ВР. Тогда решили сделать финт ногой, подсунули дедушку Емца, который, конечно же, всех очень быстро достал. На его фоне Степанов выглядел спасителем. Впрочем, если подумать, представления Емца о медицине оказались более прогрессивными и европейскими, нежели Степанов с его любовью к системе Семашко.
И началось: « У нас все есть. Больницы всем обеспечены. ПЦР доступно каждому» и много другой популистической лобуды, которая не соответствовала действительности. И только Супрун по прежнему была «убийцей».
Локдаун. Поначалу украинцев возили автобусами в Санжары, а потом за несколько дней запустили миллионы через границу. С якобы требованиями об изоляции, которые выполняли единицы.
Локдаун, на мой взгляд, отыграл очень важную роль. В то время, как в Европе заболевших выявляли тысячами в день, у нас это были десятки, потом сотни. Медицинская система была не готова совсем. Случись весной резкий рост заболеваемости ковидом – смертность была бы колоссальной, и Бергамо показалось бы детским лепетом.
И вроде бы локдаун вовремя ввели, и заболеваемость низкая, тут бы мобилизоваться и задуматься об обеспеченности больниц кислородом, но это было слишком просто и не в стиле национальной идеи.
Ввели локдаун, забыли, что медикам надо как-то на работу добираться. Оказалось, отечественные медсестры и врачи не разъезжают на личном транспорте и без маршруток, электричек и метро им попросту нечем добраться.
Начали ПЦР тестирование, но оказалось, в больницах нет вискозных палочек и транспортной среды. Начали тестировать людей, обследовать контактных, лечить первых инфицированных и оказалось, что в больницах нет масок, респираторов и халатов. В моей ЦРБ, например, в марте было 30 респираторов, мы кварцевали, сушили и использовали снова.
А тем временем полным ходом шло «Большое строительство», деньги закатывались в асфальт отличного качества.
Первые СИЗ купили волонтеры.
В мае локдаун всем поднадоел, плюс на горизонте маячил пляжный сезон, надо было выходить из заточения и начинать рубить деньги. Тут снова бы стоило задуматься о кислороде, но кто-то решил истерически скупать ИВЛ-аппараты. Правда, стратеги МОЗа не учли то факт, что ИВЛ без анестезиолога и кислорода – это просто жужжащая бессмысленная тумбочка.
Лето. Ожидание смертности, которая не случилась весной, стала основой для прорастания теорий заговоров.
— У кого есть знакомые больные ковидом? Вон, шведы — красавчики, не ввели локдаун. Нас разводят.
Теперь, я полагаю, у всех есть знакомые, переболевшие ковидом. Кстати, куда делись фанаты Швеции с ее смертностью? К сожалению, украинцы не прислушались к призывам быть осторожными, носить маски и соблюдать дистанцию. Осенью многие за это очень дорого заплатят.
Но было лето. Со всей страны вереницы машин тянулись к морю. Кто-то привозил с собой ковид, кто-то увозил его домой. Все от генералов медицины, до мелких чиновников на местах были «на расслабоне».
Приходили комиссии, заполнялись масса таблиц, а оборудования больше не становилось. Многие были уверены, что ковид побежден, и надо жить, как жили. Но слишком рано украинцы решили, что могут управлять законами природы. К концу августа было понятно, что темпы распространения ковида растут.
Степанов к осени наконец-то посчитал, что нужны 12 тыс концентраторов. Что же, МОЗ демонстрировал феноменальную скорость обработки математических данных. А мы в ЦРБ хоронили первых умерших от ковида, в том числе коллег, которые так и не дожили до адекватной кислородотерапии и организации маршрута пациента.
Непонимание между МОЗом, облздравами и мелкими больницами достигло своего исторического максимума. Ежедневно обновлялись приказы, маршруты, а пациентов перевести в ковидный госпиталь по-прежнему было невозможно.
Октябрь. Ковидные госпитали открываются в районных, городских больницах, создаются резервные койки и даже звучат бредовые идеи размещать пациентов в спортзалах. Вакханалия с госпитализациями только набирает обороты. В больницах не хватает персонала, кислорода, коек. В отчаянье родственники пытаются любыми путями госпитализировать своих задыхающихся близких. Волонтеры в ручном режиме ищут места. В больницы начинают наконец-то поступать в достаточном количестве концентраторы, купленные за госредства.
В соцсетях уже практически не пишут о том, что нет знакомых переболевших ковидом. Больше пишут о трауре по погибшим. Швеция уже не страна мечтаний. МОЗ заговорил о новом локдауне. Ну, как локдаун… До 7 утра в новогоднюю ночь, пока будущие пациенты не оставили все деньги в ресторанах и барах – не локдаун, а потом уж локдаун в квадрате, но не для горнолыжных курортов. А чего вы хотели? Пляжники свое заработали, теперь и горцы денег хотят.
2020 год запомнится абсурдом, проваленным ПЦР тестирования и министром МОЗа, у которого всегда все хорошо.
2021 начнется с роста заболеваемости, так как посидеть дома в новогоднюю ночь – это для слабаков. Украинцы же сильный народ, мы локдауны на завтрак едим.
Если бы ковида не было, его стоило бы выдумать. Пандемия коронавируса демаскировала немощность нашей медицинской системы. Выявила пропасть в виде нехватки кадров, а так же поставила под вопрос профессионализм многих специалистов, которые плевать хотели на протоколы. Ковид показал насколько общество может быть агрессивно и преследовать лишь свои интересны, когда речь идёт об их жизни или их близких. Ковид показал насколько слабы наши образовательные институты, насколько легко социум верит непроверенной, но правильно преподнесенной информации.
Ковид не вернул нас в доисторические времена, он продемонстрировал, что мы из тех времен так и не вышли.
Иван Черненко, врач анестезиолог и интенсивный терапевт КНП СВТГРР » Раздельнянская ЦРБ».
*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.