Канада и Украина будут совместно исследовать возможности колонизации Луны
7 лет назад 0
Учитывая высокий уровень развития космических отраслей Украины и Канады, потенциал сотрудничества двух государств огромен. Но до недавнего времени не существовало законодательных рамок, которые формировали бы взаимодействие между Канадой и Украиной в этой сфере. В начале ноября в канадском Монреале наконец-то был сделан первый шаг к урегулированию: подписан Меморандум о взаимопонимании между космическими агентствами Канады и Украины.
Укринформ расспросил у председателя Государственного космического агентства Украины Павла Дегтяренко об этом документе и горизонтах сотрудничества, которые он открывает перед нашими государствами.
— Между Канадским космическим агентством и Государственным космическим агентством Украины в этом месяце был подписан Меморандум о взаимопонимании. Расскажите подробнее об этом соглашении.
— Это документ, который отражает определенный опыт нашей кооперации в прошлом и определяет направления будущего сотрудничества. В нем говорится о космических научных исследованиях, обмене на уровне ученых и специалистов и создании совместных проектов в области ракетно-космической техники. Он является достаточно общим по своей сути, поскольку конкретика прописывается в контрактах. Зато по указанным направлениям наши предприятия будут развивать конкретное сотрудничество.
— Даст ли он возможность активизировать отношения между Украиной и Канадой в космической сфере?
— После подписания Меморандума у меня сразу был разговор с президентом Канадского космического агентства Сильваном Ляпортом, во время которого как раз и говорилось о том, где искать стартовые точки, с которых начнут вырастать кристаллы сотрудничества. Мы согласились, что ими может стать академическое сотрудничество в различных космических исследованиях, в частности Солнечного и Земного взаимодействия, физики Солнца и планет, а также проведение исследований, касающихся колонизации Луны и планет Солнечной системы. Вторым перспективным направлением может стать создание совместного ракетного комплекса.
— Что конкретно хочет получить ГКАУ от Канады?
— Максимальное содействие канадским компаниям в сотрудничестве с украинскими. Я со своей стороны пообещал такую же поддержку для украинских предприятий в сотрудничестве с канадскими.
— Что даст Меморандум украинской науке?
— В первую очередь – возможность кооперации. Космические исследования – довольно дорогая прихоть, поэтому ученые всех стран пытаются объединиться, чтобы снизить этот финансовый груз. Один делает что-то одно маленькое, второй – что-то другое. Четыре-пять стран или университетов объединяются над решением одной задачи, договариваясь совместно использовать результаты исследования. Как следствие, каждый вкладывает меньше ресурсов, а отдачу получает полную.
— Есть ли уже примеры успешного сотрудничества между нашими странами в этой сфере?
— Да, сейчас наши предприятия сотрудничают с канадскими в создании украинского спутника связи «Лыбидь». Параллельно начинается новый большой совместный проект по созданию ракетно-космического комплекса «Циклон 4М» на территории Канады. Как известно, этот проект мы реализовывали вместе с Бразилией, однако два года назад бразильцы в одностороннем порядке из него вышли. Согласно договоренностям, мы должны были создать ракету-носитель, а бразильцы обеспечить общую инфраструктуру космодрома. Наземное технологическое оборудование тоже оставалось за украинской стороной, но уже при совместном финансировании. На момент отказа Бразилии от своих обязательств Украина выполнила около 90% своей части проекта, в то время как Бразилия – только 10-15%.
— Каковы были причины этого решения?
— Вероятно, в его принятии сыграли роль громкие коррупционные скандалы в Бразилии после Олимпиады и Чемпионата мира по футболу. Власть страны, видимо, решила, что экономика Бразилии не выдержит такой нагрузки, хотя общая цена всего проекта была ниже сметы только одного стадиона, построенного к Чемпионату. То есть объемы финансирования были несопоставимы: этот проект был значительно дешевле, чем оба спортивных события.
— Теперь место Бразилии может занять Канада?
— Да, поскольку наша ракета уже почти готова. Правда, тот проект затянулся на 10 лет. Когда он начинался – у нас были одни наработки, а сейчас уже совсем другие, поэтому в сотрудничестве с канадцами мы пойдем значительно дальше.
— Преимущества от подобного сотрудничества очевидны, но зачем это Канаде, которая имеет очень развитую собственную космическую сферу?
— Канада производит много космических аппаратов, но вынуждена заказывать их запуск другим странам, потому что не имеет собственной ракеты-носителя и космодрома. Поэтому для них этот проект тоже очень интересен, поскольку повышает независимость в доступе к космическому пространству. Таким образом, это сотрудничество является взаимовыгодным, ведь у нас как раз есть ракеты, мы их умеем разрабатывать и изготавливать, но нет космодрома. Построить его на территории Украины невозможно, потому что наше государство и его соседи очень плотно заселены, и нижним степеням просто некуда падать, ведь для этого надо отводить большие территории. В то же время, Канада имеет доступ к Атлантическому океану, куда могут падать степени. Поэтому есть общий интерес в реализации этого проекта и с канадской, и с украинской стороны.
— Авиакосмическая отрасль очень перспективная, но при этом и очень дорогая как в финансовом, так и в интеллектуальном плане. Имеет ли Украина достаточно ресурсов, чтобы хорошо себя показать?
— Сравнение цены постройки космодрома и стадиона показывает, что, на самом деле, космодром не такой уж и дорогой. Связь через космос тоже намного дешевле, чем построение наземных линий. Первичная инвестиция большая, но она помогает сэкономить намного больше позже. Если мы говорим о наблюдении за поверхностью Земли в интересах сельского и лесного хозяйств или безопасности и обороны, то для того, чтобы сфотографировать с самолета площадь, которую спутник проходит за один проход, самолету надо находиться в небе месяц. Да, спутник очень дорогой, но если традиционным способом пытаться получить ту же информацию, то выйдет намного дороже.
— Насколько вообще украинская космическая отрасль востребована в мире?
— Если с нами заключают довольно много контрактов, то мы востребованы. По крайней мере, сейчас украинская отрасль в налогах с этих контрактов приносит Украине больше, чем получает на финансирование космической программы от государства.
— Как вы оцениваете уровень государственного финансирования космической отрасли?
— Современная украинская космическая отрасль, ее возможности слишком велики для потребностей нашего государства. Поэтому сейчас перед ГКАУ поставлена задача формировать государственную политику в космическом направлении таким образом, чтобы предприятия могли свободно зарабатывать на мировом рынке и развивать технологии и знания. В свою очередь, государство должно заказывать предприятиям ракетно-космической отрасли только то, что ему реально нужно, при этом обеспечивая полное финансирование.
— Сейчас происходит иначе?
— К сожалению, предыдущие космические программы формировались по несколько другому принципу. Туда предприятия космической отрасли включали больше, чем нужно государству. Поскольку эти заказы были очень дорогими, то в бюджете не находилось денег, и работа не оплачивалась и из года в год срывалась. Этот проклятый круг необходимо разорвать, что мы сейчас и делаем.
— Между Канадой и Украиной уже три месяца действует Соглашение о свободной торговле. Для вашей отрасли это полезный договор?
— Безусловно, полезный, но нам нужно идти дальше. Дело в том, что ракетно-космической отрасли нужны еще и чувствительные с точки зрения международных ограничений товары. Поэтому, кроме традиционного Соглашения о свободной торговле, надо принимать еще и ряд дополнительных документов, которые позволят в обе стороны поставлять чувствительные материалы и продукцию.
— Вы упомянули, что во время общения с вашим коллегой Сильваном Ляпортом речь шла в том числе об участии в масштабных международных проектах вроде колонизации Луны. Насколько это реалистично?
— Мы действительно обсуждали это, но речь идет об астрономически дорогих проектах, которые являются неподъемными даже для европейского сообщества. Для их воплощения необходимо объединять усилия всего космического мира. Кто-то будет производить одни комплектующие, кто-то — другие, кто-то будет их интегрировать, кто-то будет строить пассажирский корабль, кто-то – межорбитальные буксиры, кто-то – посадочные модули, кто-то будет доставлять топливо на орбиту. Работа найдется всем.
— Но есть ли там место для Украины?
— Мы имеем современные технологии двигателестроения и достаточно недорогие ракеты-носители, поэтому сможем обеспечить часть грузопотока на орбиту. Место для Украины в таких проектах несомненно есть.