Компромисс с олигархатом: украинские политики и журналисты комментируют проект закона о деолигархизации

4 года назад 0

Президентская инициатива публично клеймит олигархов, но не лишает инструментов влияния.

В четверг, 3 июня, на сайте Верховной Рады появилась отредактированная версия законопроекта о деолигархизации, проект определен президентом Владимиром Зеленским как неотложный.

Нынешний вариант проекта закона весьма несущественно ограничивает рыночное влияние олигархов. Из итогового варианта законопроекта исчезла ключевая норма о запрете олигархам владеть СМИ – важнейшим рычагом влияния на политическую ситуации в стране. Они также продолжат владеть уже имеющимися активами.

Фактически документ не ограничивает влияние олигархов, лишая их инструментов влияния, а имитирует борьбу с ними, превращая в публичных «изгоев», на что обратили украинские политики и журналисты.

Глава Верховной Рады Дмитрий Разумков заявил о том, что документ наделяет СНБО несвойственными функциями. «С учетом того, какие функции предусматриваются для Совета национальной безопасности и обороны, а он именно совещательный, консультативный, координационный орган – ему не свойственна функция относить тех или иных граждан к тем или иным категориям», — отметил он на брифинге в парламенте 3 июня.

Кроме того, по мнению спикера, проект закона содержит конфликт интересов, поскольку в состав СНБО входят первые лица государства, которые «гипотетически могут быть как-то связаны с олигархами».

«И если мы говорим гипотетически, что есть какой-то глава Верховной Рады, который как-то связан с олигархами, или любой другой чиновник – премьер-министр, министр – то вряд ли он будет поддерживать идею включения такого лица в вышеупомянутый список, и это будет откровенным конфликтом интересов при принятии того или иного решения, и тем более при рассмотрении таких вопросов», — резюмировал он.

В «Европейской Солидарности» считают, что цель предложенного законопроекта – не борьба с олигархами, а борьба с оппозицией.

«Законопроект Зеленского об олигархах не имеет никакого отношения к законодательству. Это документ, который позволит президенту и Совету национальной безопасности и обороны по своему усмотрению решать, кого назначать олигархом в нашей стране», — заявила сопредседатель парламентской фракции «ЕС» Ирина Геращенко.

По ее мнению, основным инструментом обогащения олигархов являются монополии, борьбой с которыми должен заниматься Антимонопольный комитет Украины. «Они имеют монополии, они присосались к государственным монополиям и зарабатывают свои состояния на газе, электроэнергии, нефти. Еще в «Укрзалізниці» зарабатывают, на портах, присосались к «Большому строительству» — то есть, к бюджетным потокам», — добавила Геращенко.

В «Евросолидарности» считают, что провести деолигархизацию можно совместными усилиями АМКУ и силовых органов, нужно только заставить их работать. И опасаются, что Реестр олигархов превратится в инструмент перераспределения собственности, как во времена экс-президента Виктора Януковича.

Сохранение влияния олигархов на медиа Геращенко считает инициативой Зеленского, поскольку главе государства, чтобы сохранить электоральные симпатии, нужно появляются на телевидении. «Когда у нас СНБО будет вместо суда, Антимонопольного комитета решать — кто хороший, кто плохой, кто олигарх, а кто просто богатый человек — это очень опасный сценарий», — отметила она.

Народный депутат Ярослав Железняк («Голос») проанализировал проект закона и выразил свое разочарование им.

«Как стать «олигархом»? Вам надо соответствовать 3 из 4 критериев: участвуете в политической жизни; имеете значительное влияние на средства массовой информации; являетесь конечным бенефициарным владельцем монополии; подтвержденная стоимость активов превышает один миллион прожиточных минимумов (это 2 млрд 270 млн).

А кто признает олигарха олигархом? Обычно «СНБО» !

Ок, поздравляю, вы стали «олигархом» и что дальше? Вас включают в реестр олигархов и вам запрещается: осуществлять взносы (прямо или опосредованно через других лиц) в поддержку политических партий; быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации. А еще подаете декларацию в НАПК и в случае контакта публичного служащего с вами или вашим представителем (кто это такой?), такой служащий обязан подать декларацию о контактах. Что еще? Ну это все. Реально все? Ага», — пишет он в Telegram.

Из ограничений для олигархов остались: запрет на финансирование партий, запрет на участие в большой приватизации, обязательство подавать декларации наравне с чиновниками и депутатами. Контактировавшие с ними непублично госслужащие должны будут подавать декларацию об этих контактах.

«Но. Олигархи и так прямо никогда не финансировали партии. Они и дальше будут это делать через цепочку подставных лиц.

По декларациям – потенциально можно это использовать как рычаг влияния на олигархат, грозя уголовной ответственностью за недостоверное декларирования. Но на практике даже против мелких чиновников или депутатов эта норма применяется с большим трудом, а юридические команды крупных бизнесменов развалят дела без особых усилий.

По запрету на участие в большой приватизации. Она уже давно не идет. (…) А многие крупные предприятия и далее останутся в госсобственности, что олигархов вполне устраивает – так как всегда есть возможность поставить туда своих смотрящих, не вкладывая в них ни копейки.

Ну, а в крайнем случае, олигархи, если уж будет сильное желание, смогут купить госкомпании через цепочку подставных фирм. Как это, кстати, и до того часто делалось», — пишет в Facebook главный редактор Страна.UA Игорь Гужва.

По мнению Гужвы, единственным реально жестким ударом по олигархам мог бы стать запрет на владение медиа, в том числе телеканалами (а также фактический запрет на их продажу подставным лицам через требование о «безупречной деловой репутации» покупателя). Это означало бы потерю олигархами ключевого рычага влияния на политическую ситуации в стране.

В проекте закона также нет запретов на дальнейшее владение теми активами, которыми и так уже владеют олигархи, нет требований по принудительной демонополизации. То есть, их бизнес-империи сохраняются.

«Закон для олигархов получился не очень приятным, местами даже унизительным (их приравнивают к каким-то чумным, от которых чиновникам и силовикам нужно держаться подальше), но не смертельным. Главное – остается в сохранности как финансовый фундамент их влияния на ситуацию в стране (ФПГ), так и политический (телеканалами они по-прежнему будут владеть)», — добавляет он.

Фактически законопроект стал компромиссом с олигархатом, которому оставили бизнес и медиа, но в публичной плоскости решили превратить в изгоев, а также усилили их зависимость от СНБО, который будет определять, кто олигарх, а кто нет, пишет Гужва.

«Это важно не для Ахметова и Коломойского, которые по-любому окажутся в реестре олигархов, а для менее очевидных кандидатов из числа крупных бизнесменов, которых могут включить или не включить. Вопрос в том, согласятся ли олигархи изобразить из себя «изгоев» ради пиара Зеленского? И, соответственно, хватит ли за законопроект голосов в Раде», — резюмирует он.

Журналистка Янина Соколовская также обращает внимание на то, что проект закона бьет скорее по «имиджу» олигархов в обществе, не касаясь реальных инструментов влияния.

Кроме того, пишет Соколовская в Facebook, под понятие «олигарх» могут попасть и журналисты, как «принимающие участие в политической жизни и значительно влияющие на СМИ».

«Закон прекрасен всем. Особенно — шансом превратить глобальную борьбу с олигархизацией Украины в скетч для сцены КВН», — добавляет она.

Журналист, политический обозреватель Сергей Таран напоминает о том, что олигархи имеют доступ к власти и осуществляют теневое влияние на политику, но именно это «теневое влияние» законопроект и не трогает.

«Вся фишка олигархата в том, что они имеют доступ к власти и осуществляют теневое влияние на политику. Но как раз этот теневой влияние «закон» и не трогает. Зато дает Зеленскому его СНБО произвольное царское «право» решать кто олигарх, а кто нет, «кого казнить, а кого миловать».

Наибольшая ирония закона «Об олигархах» в том, что, например, ни Ахметов, ни Пинчук, ни Коломойский, согласно этому закону, не является олигархами. Потому что они, согласно законопроекту, не участвуют в политической жизни, поскольку не является ни депутатами, ни министрами, ни главами партий», — пишет он в Twitter.

Найбільша іронія Закону про олігархів в тому, що, наприклад, ні Ахмєтов, ні Пінчук, ні Коломойський
відповідно до цього закону не є олігархами. Бо вони, відповідно до законопроекту, не беруть участь у політичному житті», бо не є ні депутатами, ні міністрами, ні головами партій.
— Сергій Таран / Sergiy Taran (@sergiy_taran) June 3, 2021

Напомним, 2 июня, президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду проект закона №5599 «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанным с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)».

С проектом закона ZN.UA ознакомило читателей 27 мая, в статье Юлии Самаевой «Законопроект «Об олигархах»: основные положения vs главные ожидания». Утром 3 июня текст законопроекта появился на сайте парламента, в нем частично учтены рекомендации западных партнеров Украины, ознакомившихся с опубликованным предварительным вариантом законопроекта.

Источик

*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции