Мы работаем внутри ЕС, чтобы продолжить давление на Россию, и не только санкциями
7 лет назад 0
1 июля по 31 декабря 2017 года Эстония председательствует в Европейском Союзе. Начало переговоров ЕС с Великой Британией по Brexit'у и остающаяся острой проблема мигрантов, безусловно, во многом влияют на повестку председательства. Однако для Эстонии это не стало поводом отказываться от реализации ей самой намеченных приоритетов. Ключевое в них – продвижение цифрового развития в ЕС, составляющей которого является кибербезопасность. Вместе с тем, нынешний председатель ЕС значительное внимание уделяет и Украине – в вопросах помощи в реформах и международных усилиях по сдерживанию российской агрессии, уверил в интервью Укринформу глава эстонского МИДа Свен Миксер.
— Господин министр, в сентябре в Таллинне прошел саммит Евросоюза. Чего хотела достичь Эстония как страна-хозяйка, которая определяла повестку встречи?
— Саммит, который для эстонской столицы был единственной встречей на высшем уровне за время нашего председательства в ЕС, фокусировался преимущественно на цифровой повестке дня. За последние годы это направление стало своеобразным брендом Эстонии. Мы действительно искренне верим, что наше общее будущее в значительной степени – цифровое. И во время председательства в Евросоюзе Эстония хочет продвижения на этом направлении. Мы считаем, что содействие свободе перемещения информации и включение ее в число основных свобод Евросоюза даст значительный экономический эффект, сделает Европу более конкурентоспособной.
Кроме того, одним из заданий саммита было то, чтобы все государства-члены ЕС пришли к общему пониманию цифрового развития, с которым приходят и новые угрозы. Очень важной частью цифровой повестки дня является кибербезопасность: наши системы, платформы и механизмы сотрудничества не должны быть уязвимы для кибератак, киберпреступлений или других киберугроз.
Во время саммита главы государств и правительств стран ЕС обсудили и будущее Евросоюза в связи с Brexit'ом. Мы хотим поддержать интеллектуальные усилия и в этом направлении.
— Какие важные мероприятия ожидаются в период до завершения председательства ЕС?
— Саммит Восточного партнерства, который состоится в ноябре в Брюсселе — очень важнjt событие в нашем календаре председательства. У нас прошел ряд подготовительных мероприятий, мы задействовали восточных партнеров на нескольких встречах министерского уровня, состоявшихся в Таллинне. Мы организовали конференции (некоторые из них еще не состоялись, пройдут в октябре), которые подготовили почву для предстоящей встречи на высшем уровне в Брюсселе.
Также на время нашего председательства приходится саммит ЕС-Африка, который пройдет также в ноябре в Абиджане, Кот-д'Ивуар. На нем основное внимание будет уделяться предоставлению возможностей для молодого поколения, но мы хотели бы сделать частью саммита и цифровую повестку дня.
— Какие мероприятия, связанные с украинской политикой, со взаимоотношениями Украины с ЕС, с Эстонией, которые уже прошли или еще пройдут в эти полгода, вы бы особо отметили?
— Саммит ЕС-Украина (состоялся 12-13 июля в Киеве, – ред .), который подвел итоги развития отношений между Европейским Союзом и Украиной, стал очень важным событием. Думаю, тот факт, что мы, наконец, смогли преодолеть имевшиеся политические трудности – некоторые из них были фактически внутриполитическими трудностями ЕС – и подтвердили Соглашение об ассоциации (вступило в силу 1 сентября 2017 года, – ред .) был очень значительным. Это означает, что теперь мы можем начать использовать возможности, связанные с этим соглашением, чтобы реализовать его полностью. Это то, что очень заметно для украинского народа. Я лично активно участвовал в подготовительной работе к этому важному событию вместе с моим украинским коллегой министром Климкиным. В этом году я встречался с ним по многим поводам, совсем недавно – во время моего визита в Киев (12-13 сентября, – ред .), а также на полях многочисленных многосторонних встреч, на которых у нас были конструктивные переговоры.
Кроме того, когда мы говорим о позитивной повестке дня, мы не должны забывать о том, что по-прежнему сохраняется постоянная иностранная агрессия против Украины – часть страны все еще находится под оккупацией, часть до сих пор незаконно аннексирована Россией. Мы работаем с Украиной, чтобы помочь ей в проведении реформ. И вместе с тем мы работаем внутри ЕС и с более широким международным сообществом, демократическими странами, чтобы поддерживать давление на Россию как в форме санкций, а также общее политического воздействия – для возвращения Россию к международно приемлемому поведению, чтобы ее нарушения были исправлены. Речь о том, чтобы поддерживать и при необходимости обновлять санкции до тех пор, пока Россия не выполнит свои обязательства по Минскому соглашению, а также о реальном наполнении санкций в отношении политики непризнания крымской аннексии. Эти вопросы, которые по-прежнему остаются очень важными в списке приоритетов.
— Российско-белорусские учения «Запад-2017» вызвали немалую обеспокоенность как у стран-соседедей, так и НАТО. Какие выводы сделали в МИДе Эстонии?
— Россия действует по шаблону, регулярно проводя подобные масштабные военные учения таким образом, что это они недостаточно транспарентны. Она разделяют свои большие учения на более мелкие составные части, чтобы не приглашать международных наблюдателей в соответствии с Венским документом (международное соглашение государств-участников ОБСЕ, прописывающее реализацию мер доверия и безопасности в регионе, – ред .). Мы также видели, как в прошлом Россия использовала такие масштабные учения и передвижения войск, чтобы скрыть гораздо более зловещие операции, агрессивные действия против соседей. Поэтому нашей позицией всегда было то, что мы во время этих маневров должны поддерживать бдительность и готовность.
Это тот урок, который наши союзники, государства-члены НАТО вынесли из российской войны против Украины, начавшейся в 2014 году. Нельзя игнорировать те агрессивные империалистические амбиции руководства в Кремле, нужно постоянно поддерживать очень высокий уровень бдительности и внимательно следить за военными перемещениями и движениями войск, даже если они происходят на территории России. Значительная часть последних учений «Запад» проходила на территории Беларуси, что стало поводом для дополнительного беспокойства. Мы же знаем, что белорусский режим ведет очень деликатную политику, сидя на заборе и пытаясь избежать падения в обе стороны. Поэтому также было очень важно увидеть, что те войска, которые прибыли в Беларусь, после завершения учений покинули ее.
— Украина заявила евроатлантический вектор развития. Как вы видите место Украины в сегодняшней Европе?
— Прежде всего, мы считаем, что выбор стратегического направления развития является суверенным выбором каждой нации. И никакая третья страна не должна иметь право накладывать на него вето. Исходя из этого, мы абсолютно поддерживаем право Украины выбирать свою геополитическую ориентацию. Если говорить об евроатлантической интеграции, то очевидно, что это процесс, основанный на определенных условиях. Для продвижения вперед в этом направлении необходимы очень серьезные усилия по реформированию.
В последнее время мы увидели важные позитивные события – долгожданные ратификацию Соглашения об Ассоциации и введение безвизового режима между Украиной и ЕС. Многое еще предстоит сделать для реализации Соглашения об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (между Украиной и ЕС, – ред .) и использования всех возможностей, предусмотренных в Соглашении об ассоциации. Кроме того, важные реформы во многих сферах еще далеки от завершения.
Однако, конечно же, Эстония, как и многие другие страны, готова помочь Украине на этом пути, поделившись своим опытом и знаниями. Когда речь заходит о нашем сотрудничестве в области развития, Украина много лет является для Эстонии одним из самых важных партнеров. Несмотря на то, что Эстония – небольшая страна, ее опыт реформ может очень пригодиться Украине.