Нам всегда нужно помнить, что мы сильная в научном и технологическом плане страна, как бы нас ни пытались переубедить в обратном — Павел Вернивский
4 года назад 0
Практически любая инициатива о необходимости возрождения промышленности сейчас наталкивается на шквал критики.
Пишет в социальной сети эксперт Института общественных исследований Павел Вернивский.
Основным аргументом выступает утверждение, что наши производства – это совковое наследство, которое морально и технологически устарело. Потому нет никакого смысла возрождать то, что уже мертво. Мы пытались создать свой автомобиль, и что из этого получилось?
Тем не менее критикующие забывают, что промышленность у нас все же есть. Причем далеко не умирающая, а довольно высококонкурентная даже сейчас и ничем не уступающая зарубежным аналогам. Знаете, о чем я говорю? О нашем ВПК.
Почему-то все забывают, что Украина до сих пор производит самолеты, танки, легкую бронетехнику, ракеты. Также мы освоили производство вертолетов, беспилотников, дронов, лазерных систем наведения, современных оптических систем, оружия. Все это мы производим сами. Никто не учил. Не инвестировал. Все научились делать сами.
Как же получилось, что здесь нам удалось завоевать свое место под солнцем? Если вспомнить историю, то все разговоры о несостоятельности промышленности восходят к временам СССР. Да, тогда страна производила разную продукцию гражданского назначения, которая предназначалась для внутреннего потребления. На мой взгляд, здесь ключевым являлся момент, что, поскольку рынок СССР был закрыт, необходимость конкуренции отсутствовала, и, соответственно, никому в голову не приходило усовершенствовать производство. Потому продукция гражданского назначения была столь низкого качества.
С другой стороны, активно развивался рынок оружия. В нем как раз и присутствовало то, чего не было на рынке гражданской продукции, – конкуренция. И суть конкуренции состояла в том, что от мощи и качества данного оружия зависела победа в гонке вооружений. Поэтому данная отрасль активно развивалась и модернизировалась.
Если вспомнить еще более ранний период, то большинство самой разной продукции не было изобретено в СССР. Ее заимствовали. Не изобретали велосипед, а брали хорошую идею или технологию и копировали, а впоследствии усовершенствовали. Так, в основе «Т-34» лежала технология американского танка «Кристи». «Жигули» – это итальянский «Фиат». И только позже, когда освоили производство чужого, начали изобретать свое. Веду к тому, что для создания своей конкурентной продукции была проделана огромная работа по изучению, внедрению и модернизации иностранных технологий. И именно этот опыт стал дальнейшей базой развития для своего ВПК.
Когда же СССР распался, накопленное наследие технологий, знаний и опыта досталось и нашей стране. И эта огромная база знаний сейчас позволяет нам легко делать то, что умеют делать только небольшое количество стран. А определенная продукция по качеству и характеристикам превышает аналоги, что производят более развитые государства. Уже прошло 30 лет после распада СССР, и за это время технологии ушли далеко вперед, но мы не отстаем и производим действительно конкурентную продукцию.
Насколько военная промышленность может помочь развитию страны? Снова же нужно вернуться к истории.
Если говорить об США, то именно Вторая мировая война, вернее, исполнение военных заказов, позволили ей стать глобальным лидером. Тогда многие частные компании разрабатывали военную продукцию, чтобы обеспечить потребности страны. Компании «Форд», «Дженерал моторс» и «Крайслер» именно тогда заработали свое состояние, которое легло в основу их дальнейшего могущества. «Форд» создавал армейские грузовики и джипы. «Дженерал моторс» – самолеты и авиадвигатели. Аналогично в Европе. Многие ведущие сейчас немецкие производители тогда активно работали на военные заказы. По окончании войны они перешли на выпуск гражданской продукции.
Если брать более современные примеры, можно упомянуть Израиль. Сейчас его неформально называют страной стартапов. Только мало кто помнит, что многие стартапы создавались военными и имеют военную или околовоенную направленность.
В целом, нам всегда нужно помнить, что мы сильная в научном и технологическом плане страна, как бы нас ни пытались переубедить в обратном. Особенно в том, что возрождать промышленность нет смысла. Нужно помнить, что мы умеем не только выращивать зерно, но и создавать самолеты и ракеты. И мы не такие дикие аборигены, как настойчиво пытаются нас убедить иностранные советники.