Новые вызовы для мировой и украинской науки
4 года назад 0
Недавно Комитет по вопросам науки Конгресса США опубликовал пресс-релиз по предложенному законопроекту «Национальный научный фонд для будущего» (ННФ). Так вот, законопроект предусматривает: увеличение финансирования для расширения самых передовых высококачественных исследований; содействие развитию исследований для решения неотложных и долговременных проблем STEM-образования (то есть образования в области естественных наук, технологий, инженерии и математики) на всех уровнях образования; содействие адекватному ответу на вызовы в вопросе доступа к данным и подотчетности в их использовании, а также угроз безопасности для добропорядочности и этики исследований, финансируемых за счет федерального бюджета США. Предполагается создать новый директорат научных и инженерных решений ННФ, который позволит фонду брать на себя значительные риски и экспериментировать с новыми подходами для трансформации научных результатов в новые способы решения главных проблем общества. При этом отмечается, что следует использовать результаты и естественных наук и технологий, и гуманитарных и общественных наук.
Глава Комитета по вопросам науки Эдди Бернис Джонсон отметила, что конкурентоспособность США по сравнению с Китаем и другими странами служит двигателем значительной доли национального дискурса об инновациях, потому что экономическая и национальная безопасность страны зависит от лидерства в науке и технологиях. По ее словам, конкурентоспособность по сравнению с Китаем будет невозможной без привлечения талантов страны в STEM-отраслях. «Этот закон направлен на то, чтобы вдохновлять», — считает она. Законопроект поддержали представители обеих основных партий США. Предполагается финансовая поддержка со стороны ННФ отраслей промышленности будущего, которые будут обеспечивать постоянный экономический рост: квантовой информатики, искусственного интеллекта, суперкомпьютеров, компьютерной безопасности и производств с применением новейших технологий. Кроме того, планируется специальная поддержка образования в STEM-отраслях для всех слоев населения и для решения общественных проблем, в том числе изменения климата и поддержки постоянства окружающей среды, уменьшения социального и экономического неравенства.
В ЕС также поддерживают развитие науки и технологий. Хотя не во всех европейских странах создан рай для ученых. Похоже, Великобритания перенимает негативный опыт ограничения финансирования научных исследований. Британское правительство озвучило планы направить на финансирование участия Великобритании в программе ЕС Horizon Europe (примерно 1–2 млрд евро в год) средства из уже запланированного раньше финансирования Агентства исследований и инноваций, что приведет к значительному сокращению государственного финансирования исследовательских программ университетов. Вице-канцлеры Кембриджского и Оксфордского университетов профессора Стивен Туп и Луиза Ричардсон обратились к правительству Великобритании с предупреждением, что такое снижение государственного финансирования научных исследований в университетах повредит в перспективе исследовательским программам. Агентство исследований и инноваций уже отправило в университеты письма о сокращении программ международного сотрудничества. Это уменьшение бюджетов может привести к потере более 18 тысяч рабочих мест исследователей. Петиция ученых о том, что недопустимо сокращать финансирование, а правительство Великобритании должно соблюдать обязательство довести уровень финансирования науки до 2,4% ВВП к 2027 году, быстро набрала более трех тысяч подписей. Ученые подчеркивают, что снижение государственного финансирования науки разрушит сети международных связей, повредит репутации британской науки. На устранение вреда и восстановление утраченного кадрового потенциала потребуется немало лет и намного больше средств.
Между тем в Украине комитет Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций пытался разблокировать процесс защиты диссертаций, который почему-то считается основой и вершиной научной деятельности, и ликвидировать стимулы для STEM-образования широких слоев школьников с помощью законопроекта об отмене обязательной государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме внешнего независимого оценивания (проблемой для многих выпускников является именно математика, и комитет ВР фактически поддержал необязательность изучения математики для объявленных «гуманитариями» учеников путем отмены независимого оценивания) якобы на один год. Но я абсолютно уверена: мощных лоббистских усилий тех, кто просто хочет хороших оценок, хватит для постоянной отмены обязательной ГИА в форме ВНО по математике и полной демотивации учителей и учеников к ее изучению. Это, в свою очередь, разрушает и образование по другим составляющим STEM, генерирует массовую финансовую неграмотность населения и технологическое отставание страны. Стремление «пожалеть деток» и осчастливить немотивированных к обучению вредит экономике и развитию страны.
А Верховная Рада Украины тем временем (после многолетнего недофинансирования и невыполнения законодательства о научной и научно-технической деятельности) по непонятным причинам решила рассматривать проект постановления «Об образовании Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования фактов коррупции, бездеятельности, доведения Национальной академии наук Украины и ее имущественного комплекса до упадка, а также потери государственных средств, имущества и земель, которые принадлежат Национальной академии наук Украины» (реестр. №5189 от 02.03.2021 года). Сама идея упрекать НАНУ упадком ее имущественного комплекса после десятилетий прямого запрета финансировать ремонтные работы и отсутствия средств для надлежащего содержания зданий выглядит как издевательство, а утверждение о доведении Национальной академии наук Украины до упадка является неправдой. Интересно, что почему-то даже после нескольких случаев задержания должностных лиц и академиков НАПН в связи с коррупционными действиями и ее очевидной несостоятельности адекватно реагировать на вызовы дистанционного образования никаких следственных комиссий по вопросам расследования фактов коррупции и бездеятельности НАПН Верховная Рада не принимает — только увеличивает финансирование в намного более солидном процентном отношении, чем финансирование НАНУ.
Уже давно работает эмпирическое правило: если начинаются острые разговоры об упадке науки с упоминания исключительно НАНУ, на самом деле речь идет не о науке, а о желании направить ее имущество подальше от науки. Один из сигналов такого желания поискать повод, чтобы отобрать здания НАНУ, — письмо от МВД, которое хочет получить один из необходимых и незаменимых корпусов Института физиологии НАНУ им. А.Богомольца, активно и успешно работающий, несмотря на наличие пустующих зданий, принадлежащих этому же МВД в том же районе.
В марте нынешнего года были опубликованы многочисленные обращения общественных деятелей и ученых по поводу позорного состояния финансирования науки и недопустимости предвзятых некомпетентных «расследований», разрушительных новаций МОН для науки в университетах — заявления инициативной группы «Першого грудня», Академической группы «Наука и инновации», Украинской астрономической ассоциации, открытые письма Совета молодых ученых НАН Украины к президенту Украины и главе Верховной Рады Украины о недопустимости создания упомянутой выше временной следственной комиссии. К сожалению, парламентские партии Украины проявили единодушие не в поддержке науки, а в попытке некомпетентной имитации «расследования» на основе документа без надлежащей доказательной базы. В письме СМУ НАНУ отмечается, что «публицистическими формулировками о «неэффективности и бесперспективности» обычно пытаются скрыть нехватку доказательств о реальных умышленных преступлениях или других вопиющих нарушениях закона».
К сожалению, украинские парламентарии, в отличие от парламентариев развитых стран, пользуются некачественной информацией, генерированной или стимулированной часто все теми же желающими направить имущество НАНУ куда-то подальше от науки. Что касается упоминания о неэффективности, то отметим, что говорить об эффективности можно лишь при условии четкого определения задач и ресурсов, направленных на выполнение этих задач.
В условиях адекватно ориентированной на развитие и прогресс страны наука, вдобавок к получению новых научных знаний и участию в мировом научном процессе, выполняет еще несколько основных функций. Это научная поддержка системы образования. Это престижная функция — презентация страны как направленной на развитие и поддержание связей и авторитета в мировом научном сообществе. Экспертная — поддержка принятия решений должностными лицами, государственными органами и частными компаниями.
В стране с явно неадекватным отношением к науке и не направленной на развитие реальными (в отличие от красиво декларированных в официальных документах) функциями научной системы являются: обеспечение чиновников и других лиц, не занимающихся никакими исследованиями, дипломами и учеными степенями; номинально-псевдопрестижная (и у нас что-то там есть типа науки, но мы сами не знаем, что); номинально-экспертная, то есть наличие некоторых говорящих голов с титулами, которые должны одобрять произвольные необоснованные решения власти. Эти три реальные функции украинская научная система выполняет чрезвычайно эффективно. А выполнение функций, необходимых для развития, наталкивается на активное противодействие: создаются различные препятствия, часто отбирается даже обещанное или объявленное финансирование, умышленно разрушается научная инфраструктура. А с учетом объемов финансирования даже настоящие основные функции ученые НАНУ и университетов выполняют чрезвычайно эффективно, используя и изыскивая все возможные ресурсы…
Должностные лица в Украине (это касается не только нынешней власти, но и абсолютно всех предшественников) стабильно демонстрируют некомпетентность даже в том, что такое наука, почему-то отождествляя ее исключительно с изобретательством и разработкой технологических процессов, требуя дохода от научных результатов прямо завтра. Они пытаются, как выглядит со стороны, реализовать какие-то собственные комплексы, демонстрируя пренебрежение к работникам образования и ученым, поддерживают разных крайне странных (в том числе, очевидно академически недобросовестных) лиц, объявляя их учеными…
Многие положительные политические решения последнего времени, по мнению экспертов и общественности, были простимулированы действиями руководства нашей страны-партнера — Соединенных Штатов Америки. Это приводит к мысли: может, вместо того, чтобы взывать к глухим и слепым к науке депутатам Верховной Рады и президенту Украины, все обеспокоенные состоянием науки в Украине должны обращаться к Джозефу Байдену и американским конгрессменам, чтобы они объяснили своим украинским коллегам, что науку надо поддерживать и адекватно финансировать? Не надо кошмарить ученых уничтожением и угрозами уничтожения инфраструктуры, выискиванием несуществующих коррупционных действий, при этом закрывая глаза на коррупцию в других сферах, поддерживая академически недобросовестных людей. (Суды могут сколько угодно объявлять очевидные текстовые заимствования без надлежащих ссылок неплагиатом или явную псевдонауку — наукой, но суть и репутация от этого вряд ли изменятся.) Или же остается надеяться, что украинские парламентарии, президент и правительство все же возьмут пример со своих американских и европейских коллег и начнут осуществлять хоть какие-то из мер в поддержку развития науки, технологий, инноваций и общества, предложенных и принятых в США и ЕС. И придется еще раз повторить, что развитые и добропорядочные наука и образование абсолютно необходимы для постоянного развития, национальной безопасности, достойного места в мировом сообществе.
Украинской науке и образованию сейчас требуются от парламента, правительства и президента три вещи: надлежащее финансирование, поддержка и доверие. От научной и образовательной систем ожидают реформы, но эффективные реформы невозможны в условиях недоверия и демонстративного желания лишь «сократить» и «отобрать»; без понимания и поддержки задач и функций этих взаимосвязанных систем; без сотрудничества с самими учеными или хотя бы с научным комитетом Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий.
Ирина Егорченко, старший научный сотрудник Института математики НАН Украины, кандидат физико-математических наук.
*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.