О новой формуле селянского счастья и неизменной логике законотворчества.

3 года назад 0

«Только слепой не увидит в минимальном налоговом обязательстве на семейные хозяйства и единоличников механизм «ползучего обезземеливания» с помощью налоговых «стимулов»», — считает экономист Алексей Кущ.

Начнем с последнего. Сели как-то паны-депутаты и решили придумать такой закон, чтобы богатые больше налогов заплатили. И не просто богатые, а самые жирные из них — «хлопцы-олигархи» (простите за гендерное неравенство). Даже законопроект придумали — 5600. В общем, решили всем монокоалиционным скопом подержать самого крупного олигарха за «мягкое подрюшье», то есть за железную руду. Но не учли, что руда — железная, а подбрюшье — твердое. Кроме того — придуманное обсудить нужно. Ну и выкатили законопроект на экспертные площадки, которые у нас все сплошь или олигархические, или «внешние». В общем, изначально задумывали как сделать так, чтобы богатые больше налогов заплатили. Но в результате бурных обсуждений, придумали как сделать так, чтобы больше платили таки бедные.

Говорят, что не делают россияне — получается автомат Калашникова. Ну а что не придумывают в нашем парламенте — получается новый налог на «воздух» для простого украинца из историй про Чиполлино, принца Лимона и синьора Помидора. Для аграрного сектора введено так называемое минимальное налоговое обязательство, которое расчитывается по формуле: МНО = НДО × К × М / 12. Простыми словами, нормативная оценка земли, умноженная на 5%.

Изначально идея была правильная — заставить лендлордов платить честные налоги. Но для этого нужно было сделать самую малость — установить минимальное значение площади земельного участка, с которого начинается налогообложение. Например — 10 тыс. га.

Но этого не сделали и теперь от данной нормы закона пострадают больше всего мелкие фермеры и единоличники, которые используют семейный труд (не платят ПДФО в бюджет) и работают, преимущественно на своих паях.  А также «влетят» те умники в городах, которые приветствовали земельную реформу и при этом думали, что им удастся «передержать» землю до появления «высоких цен». Все они будут платить в среднем 1,5 тыс. грн. с гектара. За пай в 4 га получается шесть тысяч.  Пару раз заплатищь и отдашь землю «в хорошие руки».
Тем более, что депутаты заведомо сняли налогообложение с продажи приватизированной земли (в данном случае, прям аукцион невиданной щедрости).

Только слепой не увидит здесь механизм «ползучего обезземеливания» семейных хозяйств и единоличников с помощью налоговых «стимулов».

Ну и вишенка на торте: «налог на огороды». Теперь каждый, кто получит доход «от овощей» в размере более 12 минзарплат (78 000 грн в 2022-м году), должен будет заплатить государству 19,5% от дохода (подоходный налог и военный сбор). Простыми словами, «веселуха» начнется при продаже восьмой тонны картофеля….

Наряду с абсолютно нереальным механизмом администрирования, подобные законы в условиях кризиса, когда люди попросту выживают, лишь вносят в общество хаос и раздражение. Хотя у власти иная логика.  «Налог на паи» поможет собрать в бюджет примерно 10 млрд. грн.  И эти деньги уже «ждет» в «коридорах казначейства» группа товарищей.  Как говорится, «ярд гривен — это всегда ярд», даже в условиях инфляции. Тем более, что и инфляция бъет не по «ярдам», а по «минималке», то есть по самым бедным. Которым теперь и налоги платить. В общем, получаем очередную налоговую антиутопию в стиле «налогообложения фруктовых деревьев» во времена Сталина и Хрущева.
Но тогда, хотя бы администрировать «умели»…

В те далекие времена налогами обложили «яблони» и люди стали их попросту вырубать. За это их еще и штрафовали. Закончилось это все тем, что при Хрущеве начали есть очень «вкусный» кукурузный хлеб…
Но дело «старших товарищей» живет и процветает.  Сегодня яблони вырубать не будут: люди просто продадут землю и поедут куда глаза глядят. Ну а кукурузы у нас много — она сегодня надежда и НБУ, и Минэкономики.

Вы забыли вкус кукурузного хлеба?

*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.