Общественная экспертиза. Придется ли евреям, венграм и русским «надеть желтые звезды»?
3 года назад 0
Что принесет Украине закон «О коренных народах»
Первого июля Верховная Рада Украины приняла закон «О коренных народах Украины». Законопроект был инициирован президентом Владимиром Зеленским и поддержан 325 голосами народных депутатов. В частности, за него проголосовало подавляющее большинство «слуг народа», «Евросолидарности», «Батькивщины» и «Голоса». Принятый закон дает следующее определение коренному народу Украины: «Коренной народ Украины — автохтонная этническая общность, которая сформировалась на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительные органы, самоосознание себя коренным народом Украины, составляет этническое меньшинство в составе населения и не имеет собственного государственного образования за пределами государства».
Коренными народами Украины в законе названы караимы, крымчаки и крымские татары. Им гарантируются культурные, образовательные, языковые и информационные права, а также право на устойчивое развитие.
И определение «коренных народов», данное в законе, и их перечень сразу стали предметом обсуждения и критики, причем не только в Украине. Общественная экспертиза обратилась к специалистам с просьбой прокомментировать закон и его перспективы.
Проект Общественная экспертиза
Насколько закон о коренных народах соответствует мировой практике и представлениям о правах человека?
Петр Толочко, украинский историк, почетный директор Института археологии НАН Украины:
— Я не знаю, насколько это соответствует мировой практике, но скажу, что он не отвечает ни здравому смыслу, ни конкретной практике межнационального общения. Он касается проблем Крыма, территории, которая находится вне контроля Украины. И там четко написано, что закон вступит в силу только когда Крым вернется в состав нашей державы. Соответственно, когда Крым вернется, тогда и решайте эти вопросы. А сегодня для чего вы это делаете? Только для того, чтобы посеять вражду между народами.
Кроме того, мне кажется, что критерии, с которыми подходят к определению коренных народов, абсолютно некорректны. Они пишут: «Коренной народ — тот народ, который сформировался в Украине…» Но ни один народ в Крыму, о которых говорится в законе, не сформировался в Украине. И татары, и караимы, и крымчаки — народы, которые сформировались бог знает когда. А согласно этому закону, некоренными у нас являются русские, венгры, румыны и много других народов.
Если же посмотреть на то, как формировалась Украина, а она создавалась из кусков, начиная с 1918 года, то многие народы, которые тут проживают, являются коренными на своих территориях. Они не сформировались в Украине, их Украина инкорпорировала, взяла в свой состав. Также и в Закарпатье, и во многих других случаях. И мне кажется, что этот закон именно сейчас абсолютно не нужен, он непутевый и никчемный.
Кость Бондаренко, директор Института украинской политики:
— Нет единой мировой практики в вопросе регулирования отношений с коренными народами, но он имеет большое историческое прошлое. В тех же Соединенных Штатах Америки с их практикой резерваций для индейцев, в той же России с ее достаточно либеральной системой отношений к коренным народам, особенно к народам Севера и Дальнего Востока. Что касается Украины, то здесь решили пойти по максимально политизированному и при этом политически и стратегически недальновидному пути, который предоставляет статус коренных народов только некоторым народам, населяющим Крым.
Во-первых, с исторической точки зрения говорить о том, что крымские татары являются коренным народом, достаточно сложно, потому что крымские татары поселились на территории нынешней Украины уже в историческую эпоху Великого княжества Литовского, и получили они эти земли в дар от великого князя Литовского. То есть они не являются коренным народом по определению.
Во-вторых, специально пытаются этим законом заложить основу возможного конфликта с Россией, которая является государством, аннексировавшим Крым. Это не столько документ, который тем или иным образом усиливает позиции тех или иных народов, сколько ослабляет позиции государства, аннексировавшего территорию, которая по международному праву ему не принадлежит.
В-третьих, непонятно, почему тех же ромов не признали коренным народом в этом законе, представителей других национальностей, хотя те же цыгане гораздо дольше живут на территории Украины, чем, например, крымские татары. То есть вопросов остается больше, чем ответов, после принятия этого закона. И мне кажется, что на самом деле мы получили очередной «мертвый закон», который не будет выполняться, и принят для галочки, а в результате будет иметь нулевой коэффициент полезного действия.
Иван Либерман, адвокат, доктор права:
— Этот закон не соответствует нормам международного права даже по той простой причине, что такие народы, как русские и евреи, не вошли в этот законопроект почему-то. Здесь прямое нарушение. Например, есть украинцы, которые приняли иудаизм. Таким образом, они считаются уже евреями. Но на бумаге они граждане Украины. Также не вошли в этот список ромы. Поэтому этот законопроект не устоит в разных международных комиссиях, это все с треском будет развалено.
Более того, народный депутат Александр Фельдман официально готовит обращение к президенту Израиля, премьер-министру и Кнессету, чтобы они дали официальную оценку, насколько Израиль считает этот проект закона соответствующим/несоответствующим и дискриминирующим (или нет) права евреев в Украине. Потому что если начали с евреев и русских, то закончат самими же украинцами: вскоре после этого появятся социальные лифты, разделение общества на определенные слои, где, например, не все могут служить в армии, а если человек не призывался в армию, то он уже не может работать по десяткам престижных профессий, а значит, его социальный статус — быть вечно нищим.
Кроме того, такой человек не может жениться/выйти замуж за богатого человека. Вот и получается градация: показать, что евреи, русские и ромы — недолюди, которые имеют какие-то права, но далеко не все.
Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента:
— Очевидно, что такая практика является сомнительной с точки зрения международного права, поскольку ставит в необоснованно привилегированное положение часть национальных меньшинств Украины, которых в стране больше 130. Очевидно, что этот закон вообще не будет влиять на ситуацию с правами для этих трех народов, поскольку они преимущественно проживают в Крыму, а Украина не может сейчас реализовать нормы этого закона на полуострове.
Но в то же время он будет инструментом поддержки и политической лояльности для политических групп, представляющих интересы этих народов. Прежде всего для лидеров крымскотатарского народа. Очевидно, что нормами этого закона, даже если принять его логику, обошли гагаузов, ромов и многие другие меньшинства Украины. Эти нормы закона только усилят конфликты в гуманитарном поле Украины, поскольку воспринимаются негативно не только русскоязычным населением, но и румыноязычным, и многими-многими прочими, которые здесь определенным образом дискриминированы.
Соответствует ли украинское определение «коренных народов» международным стандартам?
Петр Толочко:
— Мне кажется, что не отвечает. Но я не занимался этой проблемой глубоко.
Кость Бондаренко:
— Я думаю, что сначала нужно посоветоваться со специалистами по этнополитике, поскольку сначала нужно понять, что такое «коренной народ». Но в любом случае называть «коренными народами» народы, которые сосуществовали на этой территории с другими народами, — условно говоря, украинцы и крымские татары сосуществовали на равных, — то это просто преувеличение. Они являются такими же равноправными творцами украинской истории, как и украинцы. Если формировать таким образом историю, то речь будет идти о том, что Украина не может быть унитарным государством. Мы же решили пойти по пути наименьшего сопротивления, который оказался далеко не самым верным путем к истине.
Иван Либерман:
— Такое определение, как «коренные народы», есть, но вместе с тем права других народов в цивилизованных странах не нарушаются. Это прямо запрещено конституциями разных стран. Кстати, как и у нас сейчас, где никто не может подвергаться дискриминации по национальному и религиозному признаку, и это закон прямого действия — Конституция.
Руслан Бортник:
— Нет, потому что соответствующая декларация ООН дает совсем другое определение. Это не классическое определение, это определение, которое выделило эти три народа и, с другой стороны, не позволит другим народам пользоваться нормами этого закона.
Каковы, с вашей точки зрения, цели принятия властью закона о коренных народах и каких последствий стоит ждать?
Петр Толочко:
— Этот закон не влечет за собой никаких последствий. Поскольку он касается территорий и людей, которые сегодня де-факто находятся вне контроля Украины. И никаким образом на их жизнь этот закон не будет влиять. С другой стороны, он только создает напряженность. Уже русские заявили, мол, почему вы нас не считаете коренным народом, те же мадьяры, румыны, другие. Получается, что только складывается ситуация, когда на ровном месте проявляется неприязнь одного народа к другому. А конкретно — юридически он мертвый. Он не работает и неизвестно, когда заработает.
Кость Бондаренко:
— В данной ситуации это еще один посыл России, аннексировавшей Крым. Грубо говоря, ах вы аннексировали у нас Крым, а мы сейчас вам заложим мину замедленного действия под спокойное развитие полуострова. Условно говоря, вы против нас поставили роту боевых варягов, а мы против вас — роту боевых караимов.
Иван Либерман:
— Какие цели они преследуют, трудно понять логически. Со стороны закона — это прямое нарушение прав людей, в частности детей.
Руслан Бортник:
— С одной стороны, это попытка власти получить лояльность со стороны руководства крымскотатарского народа — Меджлиса, а с другой стороны, попытка обрести какой-то инструмент, хотя бы информационный, по крымской проблематике. Ведь все три народа — народы Крыма, и это попытка игры на крымском поле.
Заключение Общественной экспертизы
В законе «О коренных народах Украины» эксперты обращают внимание на три важных момента:
Во-первых, коренными народами признаются жители только одного региона, а именно Крыма. Для этого власть идет на изменение понимания термина «коренной народ» (в Украине оно теперь отличается от принятого ООН) и игнорирует право «некрымских» народов, издревле живущих на территориях, принадлежащих сегодня Украине. Чем те же гагаузы или ромы хуже караимов или крымчаков, для экспертов непонятно.
Во-вторых, практически все обращают внимание на тот факт, что закон не будет действовать в ближайшее время, так как подавляющая часть коренных народов живет сегодня на неподконтрольных Украине территориях. Поэтому главные цели закона от украинского общества скрыты, и можно только догадываться о той политической роли, которую с ним связывает команда президента. Завуалированность целей заставляет подозревать, что власть ожидает от принятия этого документа каких-то политических или экономических выгод для себя.
В-третьих, как бы ни сложилась судьба Крыма и крымских народов в будущем, уже сегодня принятие закона усиливает в украинском обществе межэтническую рознь, подогреваемую странными положениями его текста (коренные народы не могут подвергаться дискриминации и имеют право на устойчивое развитие), которые как бы ограничивают права народов «некоренных».
Возникает резонный вопрос, какими народами являются венгры, евреи, русские, румыны, поляки и т. д., живущие на ныне украинских территориях столетиями? Имеют ли они право на устойчивое развитие? Похоже, что в пылу разработки очередной рекламно-политической одноходовки команда Владимира Зеленского выплеснула вместе с водой и ребенка.
ВИКТОР ЛЕВИЦКИЙ
*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.