Отсутствие элит, и отсутствие преемников как один из факторов возникновения революции — Светлана Крюкова
4 года назад 0
По постсоветскому пространству прокатывался волна революций. Белорусь, Киргизия, совсем скоро Таджикистан. Народ не воспринимает диктаторов во главе страны и требует перемен без оглядки на последствия революции.
В своем Телеграм-канале пишет первый заместитель главного редактора в Страна.UA Светлана Крюкова.
Одна из главных причин почему это происходит — отсутствие элит, и отсутствие преемников — существующие элиты не готовят смену поколений. Если говорить про нашу страну, где точно такая же проблема , все это — результат деформированной, искривленной политической системы страны.
Во-первых, у нас все партии вождистского типа, а наличие вождя (а не обычного, периодически сменяемого главы партии, имя которого не вносят в название партии или избирательного блока) предусматривает его единоличную вечность либо во власти, либо в борьбе за получение этой власти. Рядом с вождем и близко не должно быть вождя-дублера, который может начать вдруг демонстрировать свои политические амбиции.
Во-вторых, не преемника, а группу потенциальных преемников должны готовить не президент, а партия, которая его выдвигала или поддерживает. У гаранта на посту просто физически не хватает времени, чтобы работать с потенциальным преемником. Но фокус в том, что у наших партий напрочь отсутствует как явление такой важный институт, как «партийное строительство», «партийная работа».
Преемника нельзя подготовить ни за месяц, ни за полгода, ни за год, ни даже за три года. В идеале – им нужно заниматься 10 лет, притом начинать нужно с круга человек в 500, который постепенно будет сужаться при переходе на новый уровень подготовки – сначала до 200 человек, потом – до 100 человек, потом – до 50 человек, потом – до 20 человек, на финальном этапе должно быть 5 готовых претендентов на первое кресло страны. Подчеркиваю – в идеале по 5 от каждой ведущей партии страны. Но у нас ни один политик не заглядывает вперед даже на 2-3 года.
Кстати, среди примеров стран с успешными примерами преемственности и реальной историей успеха для страны особенно выделяется Китай. Идеальная система преемственности.
Сейчас страной руководит тандем из Председателя КНР Си Цзиньпиня и Премьера Госсовета КНР Ли Кыцяна, которых официально называют «пятое поколение китайских руководителей». Кем они были при «четвертом поколении» — Председателе Ху Цзиньтао и Премьере Вень Цзябао7 Совершенно верно – не тамадами, не артистами и даже не свадебными фотографами. Нынешний Председатель Си работал 5 лет – заместителем Председателя КНР Ху, а нынешний Премьер Ли – первым заместителем Премьера Вэня. При «третьем поколении» на рубеже 90-х и нулевых – Си-Ли руководили крупнейшими и наиболее успешными провинциями и партийными организациями провинций и т.д.
Чтобы была преемственность политик, а также и политики страны – должны работать не лифты, а партийные школы, которые будут давать мощный теоретический базис. Должны быть мощные парторганизации в регионах, куда лучшие партийные кадры будут делегироваться на работу, чтобы кандидаты, что называется, держали руку на пульсе страны не только на печерских холмах, но и в полях, и знали реальную обстановку и в Закарпатье, и на Луганщине.
Кандидатам нужно дать возможность почувствовать знания производств – это очень пригодится, если ты планируешь стать у руля страны или занять другой крупный руководящий пост, иначе будешь жить в парадигме, что все продовольственные товары производятся в «Сильпо», а непродовольственные – в «Эпицентрах» и «Розетке» (утрирую, конечно).
Должна быть с нуля отстроена система партийного роста и партийной карьеры. Преемники должны постоянно учится, причем всему – от философии гос управления до искусства принятия решений в условиях высокой неопределенности. Понимать, как работает АПК и ОПК, машиностроение и космическая отрасль, транспорт и строительство. Учиться самому и постоянно передавать свои знания следующему. Кандидаты должны получать возможность регулярно участвовать в выборах, воспитывая в себе чувство лидера и вожака. И еще много чего.
А у нас где это все? Ничего нет, ни одного необходимого и достаточного условия.