Последние инициативы Кремля — сознательная попытка исказить то, что наработано

7 лет назад 0

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин вчера прибыл в эстонскую столицу с двухдневным визитом и уже успел принять участие в открытии социального проекта. Сегодня в повестке дня дела политические – участие во встрече министров иностранных дел государств-членов ЕС и государств-участниц программы "Восточное партнерство". Участвовать в мероприятии главу украинского МИД пригласил Свен Миксер, глава МИД Эстонии, председательствующей в ЕС до нового года.

О цели визита, аспектах реализации соглашения об ассоциации, о перспективах размещения на Донбассе миротворческой миссии Павел Климкин рассказал в эксклюзивном интервью Укринформу.

— Господин министр, как вы можете прокомментировать так называемую инициативу президента Путина по миротворцам, то есть кремлевский вариант привлечения миротворцев на Донбасс?

— Это ожидаемая манипуляция, прежде всего, заключается в том, что Россия стремится к признанию поддерживаемых ею террористов на оккупированной части Донбасса. Это тщетная попытка перевести весь мирный процесс в некую виртуальную реальность. И разбить все то, чего мы достигли за это время с помощью наших партнеров. Вторая манипуляция – попытка разместить миротворцев только вдоль линии соприкосновения. Это уже реальный путь к замораживанию существующей ситуации. То есть здесь видим стремление России легализовать свою колонию, свой протекторат на оккупированной части Донбасса. Более того, я усматриваю в этом и элемент своеобразной политической шизофрении. Москва якобы декларирует стремление помочь ОБСЕ, миссии СММ (Специальная мониторинговая миссия – ред .). Но как? Разместив миротворцев только вдоль линии разграничения! Это же наоборот, только усложнит работу СММ, потому что нельзя иметь две миссии с разным территориальным мандатом. Это такое безумие, что одновременно и смешно, и грустно… Но всем нам, странам-членам ООН, здесь все хорошо понятно. В практике ООН никогда не было, чтобы оказывалась поддержка агрессии.

— Вот кстати, уточните, пожалуйста, ситуацию с международной реакцией на путинские заявления.

— Во-первых, об ООН. Тот проект резолюции, который Россия внесла в Совет безопасности, не поддержал никто. Во-вторых, я уже говорил со многими из своих друзей и коллег в Европейском Союзе. Вот буквально час назад встречался с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Австрии г-ном Себастьяном Курцем. Завтра начну свой день со встречи с министром иностранных дел Франции (Жан-Ивом Ле Дрианом — ред .). Также на протяжении 8 сентября будет еще очень много важных встреч. Думаю, моим коллегам прекрасно понятно, на что направлена указанная российская «инициатива». Это сознательная попытка исказить то, что наработано в контексте наших усилий выдавить Россию из Донбасса. Поскольку навести порядок на Донбассе и вернуть страдающих там людей к нормальной жизни не так и сложно. Но при одном условии: Россия выходит оттуда со своими войсками, вооружениями и наемниками. И уже после этого мы можем разговаривать о возможности переходного периода, о роли Европейского Союза, роли мирового сообщества в восстановлении Донбасса, разрушенного Россией.

— А по реакции главы МИД Германии Зигмара Габриэля…

— А вот кстати, господин Габриэль недавно упоминал именно о том, что Европейский Союз должен быть готов помогать в возрождении Донбасса. Это возможно, и я об этом с ним несколько раз говорил. И в этом контексте мы прекрасно понимаем – для того, чтобы начать восстановление Донбасса и возвращать нормальную жизнь людям (а сейчас они действительно этого хотят), нужно, чтобы Россия наконец убралась с Украины. После чего восстанавливается наш суверенитет и территориальная целостность. Сначала это должно произойти на Донбассе, потом конечно, в Крыму. И тогда мы можем работать дальше.

— Конкретизируйте, пожалуйста, ваши планы встреч на 8 сентября.

— Планов довольно много. Первую, главную тему моих разговоров я уже очертил. Вторая важнейшая тема – подготовка к следующему саммиту Восточного партнерства (пройдет 24 ноября в Брюсселе – ред. ). Что мы можем и должны сделать в связи с этим? Ведь прекрасно понятно, что сейчас в рамках "Восточного партнерства" есть три страны, имеющие соглашения об ассоциации, о безвизовом режиме с Европейским Союзом. И имплементация соглашения об ассоциации не является сугубо техническим или, если хотите, технологическим процессом. Это важный общеполитический процесс, который приведет нас к полной интеграции в Европейский Союз, в европейское пространство. Поэтому мы должны понять, какие дополнительные инструменты для этого нам нужны: сейчас, в 2018-м, 2019-м годах. И конечно какие дополнительные ресурсы нам нужны в рамках новой финансовой перспективы ЕС, которая начинается с 2020 года. Кроме того, очень важный вопрос, который я уже представил министрам, и о котором буду говорить далее — привлечение стран Восточного партнерства, и в частности Украины, к сотрудничеству в сфере безопасности. Здесь много работы, поскольку сталкиваемся с российской пропагандой, постоянной угрозой кибератак, необходимостью постоянно укреплять границу, необходимостью укреплять внутреннюю безопасность. И еще множество всего очень важного в сотрудничестве с Европейским Союзом. Вот на этом я сделаю основной акцент на встречах 8 сентября.

— Итак, кратко суммируя…

— Собственно, две основные задачи текущего визита в Эстонии такие. Первая – наша координация с партнерами, наши солидарные действия в отношении оккупированного Россией Донбасса. Вторая – качественное, я подчеркиваю, не просто количественное измерение, расширение финансовых ресурсов, а именно – качественное определение того, каким образом мы будем взаимодействовать с целью реализации соглашения об ассоциации.

— Накануне, 7 сентября, вы отдали дань народной дипломатии, приняв участие в презентации международного социального проекта «Книга историй про Добро», проходившей в таллинском Культурном украинском центре.

— "Книга Добра", которой мы дали начало, чрезвычайно символична. Потому что это книга ручной работы. И это в каком-то смысле добро, творимое нами своими руками. Скажу честно: когда мы начинали этот проект, я не мог представить, что мы получим 50 тысяч рисунков, десятки тысяч историй. Отобрать лучшие рисунки и самые впечатляющие истории было непросто… Эта книга – плод совместного труда многих людей и организаций. Когда мы читали те истории, смотрели, какие из них могут войти в «Книгу Добра» – это был не просто интересный, а очень эмоционально насыщенный процесс.

— То есть, в каком-то смысле и вы были волонтером в этом проекте?

— Да, мне доверили читать и оценивать одну из историй. Она называлась «Карандаши» и показалась мне трогательной. Мальчику подарили карандаши, которых он очень хотел, и сказали, чтобы он смело творил: «Не бойся. Работай. Иди дальше». Это же вообще известные слова Иоанна Павла II: «Не бойтесь!». Для меня лично это очень важные слова. Потому что они резонируют с моим пониманием жизненных ценностей: что бы ты ни делал, ты не должен бояться…

— В чем сущность этого проекта народной дипломатии?

— Следующим этапом станет распространение «Книги Добра» не только в школах и библиотеках Украины, но и за рубежом. Я, например, лично говорил со знаменитой Библиотекой Ватикана (презентация и передача экземпляров «Книги Добра» также запланирована в около 50 странах мира: в Библиотеке Конгресса США, в Королевской библиотеке Великобритании, в египетской Александрийской библиотеке и других — ред .). Но особенно хочу отметить украинский Культурный центр в Таллинне, в котором и началась печать "Книги Добра". Этим Центром руководит замечательный человек – Анатолий Лютюк. Так держать Украину в сердце, с таким энтузиазмом распространять украинскую культуру в столице европейского государства – это уникально, это достойно наибольшего уважения и внимания! Это место – украинский Культурный центр в старом Таллинне – хорошо известно в Эстонии, в Украине. Да и в Европе в целом! По крайней мере, мне приходилось о нем слышать и от моих европейских коллег. Это образец того, как надо сохранять и распространять украинскую культуру за рубежом.