Речь Посполитая 2.0. Почему заговорили о создании конфедерации между Украиной и Польшей

2 года назад 0

Визит президента Украины Владимира Зеленского в Польшу, даже с учетом обширной повестки и заключенных договоренностей, больше всего запомнится из-за его фразы-прогноза, что в будущем между двумя странами не будет границ.

На это заявление сразу обратили внимание, потому что в нем увидели отклик на непубличные разговоры в околовластных кругах о возможных раскладах в Восточной Европе после окончания войны с Россией, которые включают идею создания конфедерации Украины с Польшей.

Во время войны две страны действительно серьезно сблизились. Но может ли это сближение перерасти в нечто большее, чем просто дружеские и союзнические отношения двух государств?

Вопросов долгий список, планов громадье

Президент Зеленский уже выезжал за границу после широкомасштабного вторжения России, побывав в США, Великобритании, Франции и Бельгии (точнее — в Брюсселе, где посетил саммит Европейского союза) и той же Польше, откуда, собственно, украинский лидер вылетал в указанные страны.

Однако только теперь его визит в Варшаву был оформлен как официальный, причем украинского лидера сопровождала не только солидная делегация, но и супруга Елена Зеленская.

Как обычно, Зеленского сопровождал глава его Офиса Андрей Ермак, к которому присоединились два его заместителя: Андрей Сибига, отвечающий в ОП за внешнеполитическое направление, и Роман Машовец, курирующий взаимодействие с силовыми ведомствами.

Кстати, все трое летали с Зеленским и в Вашингтон в декабре прошлого года — как и вице-премьер по вопросам реконструкции Украины — министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков с министром иностранных дел Дмитрием Кулебой, которые приехали и в Варшаву. Традиционно в составе делегации был посол в принимающей стране Василий Зварыч.

Повестка визита Зеленского была широкой. Украинский лидер провел переговоры с президентом Польши Анджеем Дудой, которого он публично назвал другом, и премьер-министром страны Матеушем Моравецким, выступил перед депутатами обеих палат Национального собрания Польши, представителями общественности обеих стран и на украинско-польском экономическом форуме, а также передал мэрам городов Жешув, Перемышль, Люблин и Хелм почетные знаки отличия «Город-спаситель».

Как сообщил сайт президента Украины, в ходе встреч с руководителями польского государства говорилось, помимо прочего, об «усилении украинской армии, поддержке членства Украины в Европейском Союзе и евроатлантической интеграции».

Новые военные поставки Польши украинский президент назвал «очень нужными именно сейчас». В этот пакет вошли, по словам Зеленского, польские БТР Rosomak, самоходные минометы Rak, системы ПВО, в частности, Piorun, истребители МиГ и другое вооружение, в котором нуждаются ВСУ.

«Хочу поблагодарить вас за то, что вы, наши мощные соседи, не дали и не даете нам сломаться, помогаете нам. Если Украина упадет, мы знаем, что Россия на этом не остановится и пойдет дальше«, – заявил Зеленский на встрече с представителями СМИ по результатам переговоров с Дудой.

Зашла речь также о ситуации вокруг поставок украинского зерна в Польшу. Из-за частичной блокады украинских портов сельскохозяйственная продукция с полей Украины «заливает» соседние страны — прежде всего Польшу, что вызывает резкое недовольство местных фермеров.

Польские аграрии угрожали сорвать визит Зеленского, требуя от правительства что-то сделать с потоком в страну украинского зерна, которое снижает цены на рынке. В день визита министр сельского хозяйства Польши Генрик Ковальчик ушел в отставку по требованию правящей партии «Право и справедливость» (ПиС), которая обвинила его в том, что он не справился с кризисом.

Президент Украины заявил после переговоров с Дудой, что выход найден, но не стал уточнять, какой именно.

«Я считаю, что в ближайшие дни, недели мы окончательно решим все вопросы, потому что не может быть каких-либо сложностей между такими близкими партнерами и реальными друзьями, как Польша и Украина«, – утверждал украинский лидер.

Проблема с украинским зерном для польской власти является довольно значительной, учитывая, что именно аграрии — основа избирателей правящей партии «Право и справедливость», а осенью этого года в Польше пройдут парламентские выборы.

В свою очередь Дуда подтвердил, что Варшава продолжит лоббировать вступление Украины в ЕС и НАТО. Кроме того, польский президент сказал, что разговор с Зеленским касался и исторических вопросов, на которые страны до сих пор смотрят по-разному. Но и тут конкретики журналисты не дождались, хотя наверняка имелись в виду массовые убийства на Волыни в 1943-м и не только.

Конфедеративный разворот

В Украине же серьезный интерес вызвал один из комментариев Зеленского, из-за которого обсуждение визита приняло неожиданный оборот. Дуда вручил украинскому президенту высшую государственную награду Республики Польша — пожалуй, самую известную — орден Белого орла. Выступая после награждения, Зеленский поблагодарил польский народ за теплое отношение к миллионам украинских беженцев, поселившимся в Польше.

«Между нами не было границ, и я считаю это началом того, что между нами в будущем не будет никаких границ, каких угодно: политических, экономических и – что очень важно – исторических. Ради наших народов. Но для этого еще предстоит победить. Для этого нужно еще немного пройти плечом к плечу«, – заявил Зеленский.

В Украине это заявление некоторыми было воспринято как отзвук дискуссии в экспертных кругах, близких к Офису президента, о том, что будет со страной после войны. Один из сценариев, как говорят источники «Страны» — это создание конфедерации Украины и Польши, то есть эдакой новой Речи Посполитой.

«Эта идея пока смотрится как некая экзотика. И никаких решений по ее внедрению в жизнь или о начале каких-то переговоров в этом направлении не принято. Но, тем не менее, она появилась как один из вариантов ответа на важный, можно сказать, стратегический, вопрос — как гарантировать безопасность Украины, если нашу страну после войны откажутся брать в НАТО», — говорит собеседник из числа участников этой дискуссии.

Напомним, Речь Посполитая была создана в 1569 году после Люблинской унии между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Прекратила существование в 1795 году после раздела страны между Пруссией, Россией и Австрийской империей.

Зеленский видит в Дуде друга

Проговорился ли Зеленский или просто его слова неправильно истолковали, вопрос открытый.

Политолог Руслан Бортник полагает, что президент имел в виду последствия вступления страны в ЕС и НАТО, что действительно сделает формальной для граждан границу с Польшей, и Украина «будет включена в общее политическое поле ЕС, получив право избирать на своей территории депутатов в общий для стран блока парламент».

«Однако заявление, на мой взгляд, все же имеет определенную двузначность. За кулисами отечественной политики действительно обсуждаются сценарии, что если Украине не удастся быстро вступить в Евросоюз и НАТО, может произойти расширение функций Люблинского треугольника (Киев — Варшава — Вильнюс — Ред.) и создание нового политического образования, включающего кроме стран — членов «треугольника» также Латвию, Эстонию и Молдову. Или же — конфигурация попроще в виде союза только Украины и Польши в результате еще большего сближения. Это эдакий план «Б», который может рассчитывать на поддержку США и Великобритании. Напоминаю, что за углубление сотрудничества между Киевом и Варшавой высказывается общественное мнение двух стран. А социально-экономическая интеграция уже достигла беспрецедентных исторических масштабов. На таком фоне дискуссия о создании Речи Посполитой 2.0. не удивляет, а варшавское заявление президента только подливает масла в огонь«, — комментирует Бортник «Стране».

По его мнению, если Евросоюз не сможет или не захочет интегрировать Украину в свое экономическое пространство, Брюссель, чтобы подсластить пилюлю, даст добро на слияние только с польским рынком.

«А НАТО не ограничивает внешнюю военную политику стран. Альянс гарантирует только совместную военную оборону в случае агрессии в отношении одного из членов. Если США имеет договоры о безопасности с Японией и Южной Кореей, и в случае нападения на эти страны другие члены НАТО не должны вступать в войну вместе с Вашингтоном. Вот и Польша потенциально может заключить аналогичное соглашение с Украиной, что не означает распространение правила о взаимозащите членов НАТО на украинскую территорию. Формально у Польши в этом плане развязаны руки«, — говорит Бортник.

Тем не менее, эксперт считает, что конфедеративный вариант сейчас «менее вероятен, чем вступление Украины в ЕС и долгая дорога в НАТО».

Что получает Варшава в случае союза с Киевом? По мнению Бортника, это увеличит геополитический вес Польши, позволит оказывать Украине еще большую помощь — даже путем прямого вмешательства в войну.

«Полякам, как и другим странам Европы важно, чтобы Украина сохранилась как рубежное государство, сдерживающее Россию«, — говорит эксперт.

Экономически Украина может стать большим подспорьем Варшаве.

«Украинское сырье может серьезно усилить польскую промышленность, Украина по-прежнему располагает значительным человеческим ресурсом, рабочими руками, в которых нуждается Польша. Если война будет продолжаться, украинские ресурсы по-прежнему будут уходить в соседнюю страну, экономически ее усиливая«, — полагает Бортник.

Тема обсуждается и в экспертных кругах Польши. Польский политолог Томас Гжегож Гроссе в колонке для Rzeczpospolita пишет, что одним из возможных способов остановить Россию и обеспечить безопасность Украины могло бы стать восстановление Речи Посполитой в границах Польши и Украины. В таком случае, по его мнению, проблема вступления Украины в ЕС и НАТО «как бы разрешится сама собой».

В то же время политолог Кость Бондаренко полагает, что путь конфедерации с Польшей вряд ли приблизит Украину к вступлению в Евросоюз и НАТО.

«Автоматического вступления Киева в оба блока в случае создания общего с Польшей государственного тела не произойдет. Я обсуждал такой сценарий с рядом европейских политиков и экспертов. Они сходятся во мнении, что скорее Варшаву лишат членства в НАТО, чем автоматом включат туда Украину в случае создания конфедерации двух стран«, — говорит Бондаренко.

Он допускает, что идею создания некоего тесного союза с Украиной правящая партия «Право и справедливость» может использовать на осенних выборах в Сейм в борьбе за дополнительные голоса.

Однако в целом Бондаренко сомневается, что Польша «внутренне готова к реализации идеи».

«До 2022 года в Польше не было больших национальных меньшинств. Можно сказать, страна была этнически гомогенной. А теперь из-за нахлынувших беженцев из Украины сформировалось меньшинство в размере около 10% от населения страны, и оно может еще увеличиться. Когда приехавшие освоятся, начнут требовать соблюдения своих прав, например, на образование для детей на родном языке. Это может вызвать сложности с поляками, не привыкшим к такому соседству. Историческая память также может подбросить поводы для недовольства украинцами, как и украинцев — поляками. Так что процесс еще большего сближения двух стран и обществ с целью конфедерации, даже если такое решение вдруг примут, не будет простым«, — полагает Кость Бондаренко.

Евразийский треугольник

Отметим, что официально никто из представителей польской или украинской власти ни о какой идее конфедерации не говорит.

Но в целом тема о неком альянсе Украины и Польши (а также, возможно, Британии, хотя после отставки премьера Бориса Джонсона разговоры об этом быстро затихли) была довольно обсуждаемой в среде экспертов еще до начала вторжения и продолжается после него.

Согласно обсуждениям в экспертной среде, смысл такого альянса в том, что создается некий буфер между странами Западной Европы и Россией, а также Китаем, который будет «регулировать» их отношения и не давать сблизиться, если вдруг такое желание у сторон возникнет. При этом, как считается, данная тема пользуется поддержкой США и Британии.

«Мы стали свидетелями разрушения крупнейшей в истории и наиболее перспективной в плане наращивания потенциала геополитической оси Берлин — Москва — Пекин (с короткой «остановкой» в Минске). Это фактически уничтожает евразийские амбиции и Пекина и Берлина с использованием транзитного потенциала России в качестве межконтинентального моста. Теперь немецкий бизнес выходит из РФ и сокращает торговое обращение с Китаем. Германии придется удовлетвориться статусом «лишь» осевой страны Европы, а Китая — осевой страны Азии. Балто-Черноморская дуга от Финляндии (недавно принятой в НАТО) до Турции (формирующей свой тюркский союз стран) полностью разрубила паневразийскую ось Берлин — Москва — Пекин, которая могла стать гордиевым узлом для тех же США и Британии«, — пишет по итогам визита Зеленского в Варшаву украинский экономист Алексей Кущ.

В то же время пока не очень понятно, насколько концепция такой «балто-черноморской дуги» в том или в ином виде будет реализована на практике. Потому что ее потенциальные участники (Украина, Польша, возможно, страны Балтии) сейчас не являются достаточно сильными для самостоятельной геополитической игры. И в экономическом, и в военном плане они зависимы от развитых стран западной Европы и США. В том числе и Украина. Объемы военной и финансовой помощи, которые страна получает в настоящий момент от западной Европы и Америки, многократно превосходят ту помощь, которую она получает от Польши и Прибалтики и даже от Британии.

Поэтому реализация «балто-черноморской дуги» возможна только в случае, если ее будет патронировать крупный геополитический игрок. А именно США. По распространенной версии, у американцев есть интерес создать некую «санитарную зону» между Западной Европой и Россией, альтернативную доминирующему влиянию в ЕС Германии и Франции.

Однако так ли это в реальности — вопрос спорный. По крайней мере, применительно к нынешней демократической администрации Байдена.

Как известно, сейчас в Польше правит правая партия «Право и справедливост»ь. И под ее руководством польские власти вошли в очень сильный клинч с леволиберальными элитами, которые находятся у власти и в Германии, и во Франции, и в США.

С Германией у Варшавы идет конфронтация по многим позициям. Непростые отношения и с Францией. Да и в целом с европейскими структурами. До начала вторжения России в Украину Еврокомиссия даже угрожала польским властям санкциями и заморозкой европейских субсидий. После 24 февраля конфликт отошел на второй план, но полностью не исчез.

Ключевая «битва» намечена на осень, когда в Польше пройдут парламентские выборы. Страны Запада ставят на поражение нынешней правящей партии и на победу либеральной оппозиции. Польские же власти, естественно, прикладывают все усилия, чтобы удержать контроль над Сеймом и, соответственно, над правительством. Собственно, и визит Зеленского президент Дуда и премьер Моравецкий использовали для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что именно они играют первую скрипку в поддержке Украины, а не западные политики.

«Когда западные лидеры обсуждали, продержится ли Украина больше недели, и призывали президента Зеленского покинуть Киев, мы были первыми, кто отправился в Киев, чтобы подбодрить наших украинских друзей и показать, что такое солидарность… Лех Качиньский предостерегал по поводу России… Запад отмахнулся от всего этого снисходительными улыбками и предложил дальнейшие перезагрузки«, — сказал Моравецкий.

Но в нынешних условиях крайне маловероятно, что США каким-либо образом будут содействовать польским амбициям создать альтернативный центр влияния в ЕС да еще и перетянуть для этого на свою сторону Украину.

Ключевыми союзниками (и геополитическими, и идеологическими) для нынешних американских властей является Германия и Франция. А польских правителей воспринимают как «европейских трампов». И усиливать их позиции, ослабляя влияние Берлина и Парижа, Вашингтон вряд ли будет.

По крайней мере, при Байдене.

Если к власти придет Трамп, то концепция, возможно, и поменяется. Он всегда видел Германию и, в целом, Евросоюз, не столько союзником, сколько конкурентом США, а потому вполне может поддержать польские амбиции. Но при этом он хочет восстановить отношения с Россией, что может прямо сказаться на поддержке Украины со стороны Америки. То есть, грубо говоря, трамписты могут попытаться развернуть «балто-черноморскую дугу» не столько против РФ, сколько против западной Европы, использовав ее для развала ЕС изнутри.

И не факт, что на это пойдет Киев, для которого вступление в Евросоюз куда более важная цель, чем некие альянсы с поляками, грозящими ухудшением отношений с ЕС. Тем более в условиях, когда не очень понятно, кто этот альянс будет финансировать (включая послевоенное восстановление Украины) и гарантировать его безопасность.

О том же пишут и польские СМИ.

«Моравецкий забывает, что без поддержки того же Запада у Украины не было бы шансов эффективно защитить себя — польские слова ободрения, и даже наши танки и МиГи ей мало помогли. В ситуации, когда Россия все еще находится в состоянии войны с Украиной, премьер-министр наносит удар по нашим западным союзникам. Он ведет себя так, как будто агитирует на митинге, а не принимает важного союзника… Правящая «Право и Справделивость» (ПиС) была права, критикуя нерешительность Германии в поставке оружия Украине или снисходительное отношение к Украине со стороны западных элит. Но Польша способна эффективно выступать в качестве защитника украинского дела только тогда, когда она остается прочно встроенной в военные, экономические и политические структуры Запада, а Варшава будет привлекательным партнером для Киева только как часть западного мира«, — пишет издание Wiadomosci.

Источник