Религиовед о причинах провала инициатив «строителей государственной церкви в Украине»
3 года назад 0
В 1920-е-1930-е годы власть советская столкнулась с тем, что самое организованное и системное сопротивление ей при подавлении православия в стране оказали две группы: наиболее малообразованные и «темные» группы верующих, замкнувшихся в общинки на деревенском уровне, оказавшиеся способные жить без духовенства или воспринимавшие в таком качестве странствующих священников и «священников», и некоторая часть высокообразованной интеллигенции из крупных городов, которая сначала пыталась держать системную оборону вместе с иерархией, а в случае её отказа или и предательства – и без неё (например, «мечевцы», если кому охота почитать).
В современной Украине ровно так же – сопротивление государственному проекту единой поместной Церкви возглавили, с одной стороны, «бабки с приходов», объединенные в сетевые сообщества авторитетными для них «старцами», а с другой стороны – юридически обоснованную и хорошо координируемую, а порой и силовую защиту приходов этих самых «бабок» осуществляет самая продвинутая, вполне либеральная в церковном смысле, вполне сочувствующая автокефализму (в принципе) и довольно молодая по возрасту часть церковной украиноязычной прежде всего интеллигенции и духовенства. И это тот фактор, который сильно смешал карты тем, кто собирался воевать с «консерваторами» и «мракобесами».
Следует отметить, что под публикацией автора разгорелась весьма интересная дискуссия, на которую мы и обратили внимание.
Предлагаем несколько цитат из обсуждения:
Водько Владислав: «…как часть либерально-интиллигентской УПЦ отвечу, что у нас и в УПЦ есть полное ощущение свободы. Но мы будучи фактически свободны от РПЦ ещё фактически свободны от украинского государства и это прекрасно«.
Pavlo Forkosh: «А на основі чого такі висновки? Абсолютна більшість населення України живе зовсім іншими проблемами, і «поповські розборки» для них НЕ цікаві«.
Константин Синюшин: «Союз первых со вторыми и рожает единую нацию«.