«Только тогда тебе поверят и тебя услышат»: интервью с художницей Юлией Данилевской.
6 лет назад 0
Все фото Елены Астасьевой
В выставочном зале Национального союза художников 31 июля Украины открылась выставка молодой херсонской художницы Юли Данилевской «Вiдсутнiй погляд». На ней были представлены работы, выполненные в необычной технике – маркерами на кафельных плитках.
Сюжеты Юлиных картин тоже не совсем обычны. Здесь есть и бытовые сценки из жизни современной девушки, и рисунки на тему гендерного насилия. Увидеть выставку можно по адресу проспект Ушакова, 51 с 31 июля по 6 августа.
Я попросила Юлю рассказать о себе и своем творческом пути.
Юля, расскажи, пожалуйста, как ты стала художницей?
Я хотела рисовать с самого детства, потому что мои родители тоже были художниками. Раньше была такая профессия – художник-оформитель, когда еще не было печати на компьютерах и приходилось все рисовать от руки. Мои мама и папа работали такими художниками-оформителями и делали все подряд – афиши, наружную рекламу для магазинов.
Однажды, помню, моему папе за рекламу для ювелирного магазина «Камелия» заплатили миллион карбованцев, и он купил мне первую в моей жизни взрослую кровать – до этого я спала в детской.
В школе я много рисовала, мои одноклассники просили меня на уроках рисования: «Юля, нарисуй мне точно так же», и я по доброте душевной все им рисовала.
Когда я повзрослела, то захотела стать настоящей художницей, но меня пугала мысль, что придется грунтовать холсты, разбираться в кисточках, красках. Поэтому я даже не пробовала заниматься живописью, а искала для себя другие техники. В итоге я занялась графикой и вышивкой.
Почему ты выбрала для себя такую необычную технику как рисование на кафельных плитках?
Когда мы с мужем жили на съемной квартире в Речпорту, я все время хотела там какую-то красоту, уют навести, переживала, что там некрасивая ванная, и просила мужа: «Сделай ремонт, пожалуйста, положи плитку, я тебе помогу». А плитку я увидела у своей бабушки – у нее на Военке такая полуразрушенная хатинка была, и во дворе стоял ящик с белой плиткой. Я отвезла эту плитку на тачке к себе домой в Речпорт и оставила ее там ждать своего заветного часа.
Муж все время откладывал ремонт, прошло полгода, я поняла, что ремонта бесполезно ждать, и раз плитка лежит мертвым грузом, попробую я на ней что-то нарисовать. У меня случайно был маркер, которым я подписывала диски, красного цвета. И я нарисовала первую картинку на плитке и подумала: «Боже, как круто!».
Меня очень привлекло, что когда я рисую на плитке, и у меня что-то не получается, то я могу это легко стереть, я брала тряпочку, пропитывала ее спиртовой жидкостью, стирала, и могла заново нарисовать то, что хочу.
Это твоя первая выставка или уже были другие?
В НСХУ это первая моя выставка. Но до этого у меня уже были две персональные выставки. Выставка плиток у меня была 8 марта 2018 года в МСИХ (Музей современного искусства Херсона), она проходила в рамках проекта «Критичнi дні», в котором приняли участие четыре херсонских художницы.
А самая первая выставка – это была выставка моих вышивок, она открылась тоже 8 марта, но 2017 года, и тоже в МСИХ.
Где ты берешь идеи для своих работ?
Идеи мне подсказывает сама жизнь, окружающая реальность, сам Херсон, ментальность людей. Многие мои работы – это иллюстрация к каким-то высказываниям, поговоркам из разряда «народная мудрость». Например, у меня есть одна работа, там нарисован Иисус, как его принято везде изображать. На одной руке у него кровь, в месте, проткнутом гвоздем, а в другой руке он держит одуванчик. Эта картина иллюстрирует высказывание «божий одуванчик» – так называют человека, который очень добрый, милый, безобидный.
А как к твоему творчеству относится твоя семья, твой муж?
Раньше муж негативно относился к тому, что я трачу на рисование свое время, считал, что надо больше уделять времени семье, работе, зарабатыванию денег. Но для открытия выставки мне понадобилась его помощь, и он мне очень сильно помогал в ее оформлении. И, помогая мне делать экспозицию, он понял, что художники – это не просто люди, которые не хотят работать руками или головой, что они не бездельники, и что быть художником – это колоссальный труд.
Твоя выставка называется «Вiдсутнiй погляд». Что это значит, откуда такое название?
Мне понравилось, что в украинском языке слово «погляд» означает и «мнение» и погляд в смысле «взгляд». «Вiдсутнiй погляд» можно перевести и как «отсутствующий взгляд» и как «отсутствующее мнение». Я заметила, что в обществе всегда, когда люди встречают какие-то явления, которые они пока не понимают, и у них нет своего мнения по этому поводу, то они эти вещи осуждают. И мне кажется, что мои работы – они как раз такие: человек сморит, не понимает толком, что на картинке нарисовано, но у него заранее к этому негативное отношение.
И это еще про то, что относительно многих вещей в нашем обществе отсутствует мнение, оно еще не сформировалось. И на некоторых из моих работ запечатлены как раз те явления, по поводу которых у общества еще нет определенного мнения.
Кто из современных художников тебя вдохновляет?
Больше всего меня вдохновляет творчество нашего херсонского художника Стаса Волязловского, к сожалению, погибшего в январе этого года. Я хорошо знала Стаса лично, мы познакомились, когда мне было восемнадцать лет. Мне кажется, он из тех художников, чье творчество не может не влиять на людей. Я всегда восхищалась его работами.
Когда я впервые увидела, что делает Стас, то он меня очень удивил и даже шокировал своими работами, меня поразили его видение и особый почерк. Он мне показал своим примером, что художник может творить так, как он считает нужным, без всяких компромиссов и цензуры. И что если ты будешь делать то, что отличает тебя от миллиона других художников и придумаешь свой собственный стиль, то только тогда тебе поверят и тебя услышат. И тогда рано или поздно художественный мир тебя примет и будет относиться к тебе на равных.