В порту Херсона «застряли» токсичные отходы из Черногории (расследование)
4 года назад 0
Украинская полиция расследует ввоз в страну нескольких тысяч тонн опасных отходов, которые с 2019 года хранятся в Херсонском морском торговом порту.
Об этом речь идет в расследовании, опубликованном 28 января Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP).
Украинская полиция расследует происхождение тысячи тонн опасных отходов, которые с прошлого года застряли в черноморском порту, и были незаконно ввезены местным партнером французской инжиниринговой фирмы.
Отходы были отправлены в Украину с территории проекта, поддерживаемого Всемирным банком, по восстановлению выведенной из эксплуатации верфи Биела на Адриатическом побережье Черногории, где за долгие годы накопилась загрязненная почва и песок, оставшиеся после пескоструйной обработки корпусов океанских судов.
Журналисты обнаружили свидетельства того, что дочерняя компания французской инженерной компании, с которой был заключен контракт на утилизацию отходов из Биелы, представила властям Черногории неверные образцы. Судя по всему, это позволило французской компании Valgo SA обойти черногорские и международные правила, регулирующие транспортировку опасных материалов.
Украинская полиция также расследует, подал ли украинский партнер Валго, Фирма Арка, фальшивые документы властям этой страны для отправки.
Груды токсичных отходов, которые сейчас находятся в Херсонском порту, представляют большую проблему для Украины.
Груды мусора в порту Херсона.
«У нас нет абсолютно никакого способа избавиться от этого песка здесь», — сказал Владимир Миколаенко, который до ноября был мэром Херсона.
«Я даже не представляю, как можно обработать эти 3600 или 3800 тонн. Кто за это заплатит?», — Владимир Миколаенко, бывший мэр Херсона
Сегодня власти Черногории и Украины все еще спорят, кто несет ответственность за горы черного песка, лежащие в херсонском порту. Лабораторные тесты, предоставленные OCCRP Министерством экологии Украины, показывают, что отходы содержат большое количество химикатов, которые могут вызывать рак и врожденные дефекты.
Исполнительный директор Фирмы Арка Юрий Жовтяк опроверг обвинения в подделке документов. Valgo SA не ответила на неоднократные запросы о комментариях.
Группа Всемирного банка заявила, что заказала внутреннее расследование по поводу того, как опасные отходы с площадки Биела попали в Херсон в 2019 году.
«Никакие отходы Проекта по управлению и очистке промышленных отходов (IWMP) не были незаконно отправлены в Украину», — сообщил представитель по электронной почте.
Однако группа Всемирного банка отказалась отвечать на конкретные вопросы о доказательствах, собранных OCCRP и его черногорским центром-участником MANS, о том, что по крайней мере часть отходов, попавших в Украину, по всей видимости, возникла на территории ее проекта в Биеле.
Опасные вещества
Агентство по охране окружающей среды Черногории (EPA) одобрило отправку тысяч тонн отходов для экспорта в Украину в 2019 году после того, как образец, представленный Valgo, показал, что он не содержит никаких опасных веществ, для экспорта которых потребуется специальная лицензия.
Центр экотоксикологических исследований (CETI) в столице Черногории Подгорице, который проверил образец на токсичность, сообщил MANS, что он, похоже, был получен из марины в Порто Монтенегро. У Valgo есть отдельное соглашение об удалении мусора с этого участка.
Porto Montenegro подтвердила, что некоторые из ее отходов были включены в поставку в Украину.
«Материал временно хранился там на совершенно отдельном и крытом участке до момента транспортировки Valgo морем вместе с другими отходами с верфи Bijela в соответствующий конечный пункт назначения, лицензированную свалку», — сказал представитель Porto Montenegro Данило. Калезич.
Украинские ученые также обнаружили, что материал содержит опасные вещества, присутствующие в почве на территории проекта, поддерживаемого Всемирным банком, в том числе «избыточные уровни тяжелых металлов, приводящие к подавлению и гибели живых организмов и имеющие явные канцерогенные и мутагенные эффекты».
OCCRP предоставил результаты этих тестов в CETI, который показал, что украинцы обнаружили загрязняющие вещества, в том числе нефтяные углеводороды, известные как TPH. CETI отметила, что образцы почвы, протестированные им из Биелы в 2015 и 2016 годах, также показали «высокое содержание TPH» — чего не было в образцах из Порто Монтенегро.
Группа Всемирного банка заявила, что изучила информацию о том, что опасные отходы были отправлены с ее площадки проекта Биела в Херсон после того, когда узнала о них в декабре 2019 года.
Департамент «пришел к выводу, что не может подтвердить утверждения о том, что опасные отходы произошли с места, на которое распространяется контракт, финансируемый Банком», — сказал представитель.
Центр экотоксикологических исследований в Черногории проанализировал украинские результаты и пришел к выводу, что отходы содержат загрязняющие вещества, соответствующие образцам из Биелы.
Однако украинская полиция считает, что это возможно. В мае 2020 года они направили партнеру Валго, фирме Арка, уведомление, назвав его исполнительного директора Жовтяка в качестве подозреваемого после того, как Министерство экологии и мэр Херсона пожаловались, что не выдавали разрешения на ввоз отходов.
Полиция утверждает, что украинская компания подделала документы — включая подделку подписи экс-мэра Миколаенко — и разрешение министерства окружающей среды после того, как министерство дважды отказывалось дать разрешение на отправку груза.
Миколаенко акцентировал, что узнал о партии мусора только тогда, когда она уже прибыла.
«Я пришел в порт, когда песок уже был выгружен и был на пристани», — сказал он. «Я сразу запретил вывозить его из порта, так как не подписывал гарантийное письмо, как они утверждали».
Жовтяк, исполнительный директор «Арки», отрицает обвинения в том, что он сознательно использовал поддельные документы для незаконного ввоза опасных отходов. Он также поставил под сомнение точность тестов, показывающих, что песок токсичен.
По словам Жовтяка, споры возникли из-за местных депутатов парламента, которые не согласились с решением мэра разрешить ввоз груза, который он назвал «мусором». По его словам, после этого они начали подавать жалобы на сложившуюся ситуацию в разные ведомства.
«И местные «СМИ по найму» раздули это до предела и начали писать о радиоактивном, токсичном песке», — добавил он.
«Естественно, мэр отказал в выдаче разрешения».
В ответ на обвинения в подделке документов он сказал, что делегировал задачу получения документов от мэра субподрядчику и лично не видел его письма с одобрением.
По словам Жовтяк, заявление Минэкологии о поддельных документах также вызвано общественным резонансом.
«Когда [министерство] услышало о радиоактивном песке, они сказали:« Мы ничего не знаем, мы ничего не выдавали », — сказал он.
Базельская конвенция, регулирующая перемещение опасных материалов через границы, требует, чтобы опасные отходы удалялись «экологически безопасным» способом. Такие компании, как Valgo, иногда заключают контракты на вывоз опасных отходов из стран, которые не имеют возможности их обрабатывать, в страны, где они есть.
В случае с Черногорией Valgo согласился экспортировать отходы проекта Биела в страны, где есть предприятия по переработке песка, отметив на своем веб-сайте, что « абразивный песок нельзя обрабатывать на Балканах».
Если бы отходы действительно были неопасными, как утверждает Фирма Арка, непонятно, зачем их нужно было бы вывозить для переработки, поскольку их можно было утилизировать в Черногории.
Также неясно, почему Valgo хотел отправлять отходы в Херсон, региональную столицу с населением около 287 000 человек. Как и Черногория, в Херсоне нет специализированных предприятий по утилизации опасных материалов.
Valgo вывозил отходы из Биелы в Испанию до 2019 года, когда страна перестала принимать партии.
«Власти Испании отклонили запросы Valgo о разрешении на ввоз песка и загрязненной почвы», — заявило EPA Черногории.
Valgo не ответил на вопросы журналистов.
Споры и задержки
Пока украинская полиция проверяет Арку, самый важный вопрос для жителей Херсона — что делать с огромными горами мусора, которые все еще лежат в порту.
Спор между двумя сторонами о том, кто несет ответственность за это, продолжаются уже более года. Украина заявляет, что Базельская конвенция требует от Черногории репатриации опасного материала, но официальные лица Черногории говорят, что они не уверены.
«В настоящее время мы продолжаем консультации с контактными агентствами Базельской конвенции в Черногории по поводу возврата груза с отходами в Республику Черногория», — сказал OCCRP заместитель министра экологии Руслан Стрелец.
Представитель министерства устойчивого развития Черногории сказал, что его представитель по конвенции был проинформирован по этому вопросу в начале 2020 года. По его словам, министерство будет следовать правилам Базеля, но пока не ясно, какая страна несет ответственность за отходы.
Агентство по охране окружающей среды Черногории, которое курирует проект по очистке Биелы, заявило, что ожидает результатов украинского расследования, прежде чем решить, следует ли Черногории репатриировать груз.
Но агентство отметило, что полицейское расследование — и любое последующее судебное дело в Украине — может остановить или приостановить проект по очистке города Биела, который первоначально планировалось завершить к июлю 2020 года.
«Если ответственность Valgo SA будет определена в ходе спора, это может не только нести определенный репутационный риск для компании, но и оказать негативное влияние на реализацию проекта по управлению промышленными отходами и очистке в Черногории», — говорится в сообщении EPA.
Дополнительный репортаж Джареда Ферри (OCCRP). Дада Линделл и Ольга Гейн (OCCRP ID) внесли свой вклад в исследование.