Всего нас в хоре — более 26 тысяч, и когда поем, это звучит просто грандиозно
7 лет назад 0
Хор Rock-Choir под рукаводством Кристины Дмитрик-Кларк.
Еще несколько дней назад Кристина Дмитрик-Кларк со своими коллегами прибыли во Львов, где в храме Петра и Павла и на площади возле городской ратуши с триумфом прошли концерты возглавляемого ею всемирно известного хора Rock-Choir, а уже вскоре коллектив выступал на Тернопольщине, в Козове, где живут родственники Кристины. А после обеда того же дня – Тернополь, город, в котором она родилась 29 лет назад и которое ждало встречи с уникальным коллективом, получившим три награды Книги рекордов Гиннеса, как самый большой в мире хор с участием 26 тысяч человек и более 350 локаций в разных уголках Британии.
Впервые в Украину вместе со своим руководителем, дирижером и певицей – Кристиной Дмитрик-Кларк в Тернополь приехало почти 70 хористов. У корреспондента Укринформа было чуть больше сорока минут перед началом концерта на Театральной площади Тернополя, которая несмотря на 30-градусную августовскую жару постепенно заполнялась поклонниками творчества знаменитой землячки и ее подопечными-хористами.
— Кристина, когда хористы выходили из автобуса, то видел у многих пакеты с надписями «Львов-Lviv», видимо еще свежи эмоции от недавнего события?
— О, это да. Львовская публика – непревзойденная. Даже не надеялись, что будут такие овации. Как и час назад, в Козове, откуда мы только что приехали. Такая неподдельная радость, такие эмоции – и у зрителей, и у нас, это просто не передать.
Знаете, наш хор ездил в Барселону, Швейцарию, США, Францию, выступали на Уэмбли, других крупнейших аренах мира, ведь в хоре – 26 тысяч человек! Исполняли песни мировых звезд Бон Джови, Бейонсе, Сэма Смита и других певцов. В этом году у нас был выбор. Нас приглашали в Париж, там в Диснейленде продолжаются празднования 25-летия этого известного парка развлечений, в этой сказочной стране, где несколько месяцев подряд продолжаются разнообразные тематические шоу.
— И что, вы смогли убедить участников хора, что Тернополь поездки стоит больше, чем Париж?
— Не поверите, но я никого не убеждала. Да, Париж, Диснейленд – это интересно, тем более, когда там в этом году впервые начали действовать невероятные новые аттракционы Star Tours: L'Aventure Continue и Star Wars Hyperspace Mountain, на которых можно промчаться сквозь Галактику "Звездных войн" в строю СИД-истребителей, спастись от Звездного разрушителя и пообщаться с героями известной саги. Но мы поступили именно так, как поступили.
— Неужели парижские соблазны не привлекли хористов? Ведь знаю, их возрастной диапазон довольно широк – от 6 до 90 лет?
— Да, однозначно, все эти шоу и новые спектакли, вроде "Вальса принцесс" на сцене замка Спящей красавицы или Легендарного Парада звезд Диснея, – это оригинально. Но я поняла, что моих коллег из хора интересует более неизвестная для них страна, о которой они каждый день слышат столько разного, но сами раньше не имели возможности побывать там. Поэтому они мне и сказали на одной из репетиций, что им хотелось бы посетить край, где я родилась, увидеть ту среду, в которой прошло мое детство. Правда, кое-кто спрашивал, спокойно ли у нас, ведь они знали о ситуации на Востоке Украины, но своим приездом, выступлениями хотели поддержать Украину и украинцев, что делали уже не раз.
— Вы имеете в виду ряд благотворительных концертов в Британии?
— Именно. В феврале 2015 года в Лондоне мы дали большой концерт-реквием памяти Небесной сотни в украинском доме лондонского отдела Союза украинцев Британии. Концерт организовали активисты Лондон-Евромайдан.
— Выступал только ваш коллектив?
— Нет. Кроме нашего хора, участниками концерта были настоящие виртуозы музыки и песни мирового уровня. Это – арфистка Алина Бжежинська – лауреат международных премий и наград, преподаватель Королевской консерватории Шотландии, лауреат международных конкурсов и наград, сопрано, председатель Союза украинцев Британии в Глазго; Ники Кинг – лауреат международных премий и наград, джазовая вокалистка, композитор, автор песен. Исполняла песни и Наталья Пасечник – победитель международного конкурса пианистов, директор Украинского Института в Стокгольме. А еще на скрипке играл Андрей Витович – концертмейстер Королевского театра Ковент-Гарден, на бандуре – Юрий Петлюра из Канады. Кстати, мы тогда собрали для нуждающихся в Украине более 3 тыс. фунтов стерлингов.
— То есть участники Rock-Choir в какой-то мере знают о нынешней ситуации в Украине?
— Да, поэтому они и сделали такой выбор в пользу поездки в Украину, в которой большинство из них не были, но хотели узнать о ней, открыть ее для себя. Британцы знают, что в Украине много взрослых и детей страдают от агрессии России, но знают и то, что украинцы – сильные духом люди, там, в Британии об этом известно многим, и, по крайней мере, участники нашего хора таки захотели увидеть Украину, чтобы своим пением поддержать украинцев, придать им веры в свои силы. Поэтому за свой счет и приехали сюда.
— Кристина, каждое дело имеет свое начало. Расскажите, как случилось, что вы стали певицей, музыкантом, дирижером такого самобытного, известного в мире хора? Что этому предшествовало?
— Я выросла в атмосфере музыки, песни, все это меня окружало с детства. Мои родители – музыканты. Слышала, как отец и мама играли на скрипке, фортепиано, это завораживало, притягивало. А петь начала с шести лет. Помню, как в День матери во дворце культуры «Березиль» в Тернополе впервые выступала на большой сцене. Примерно тогда и захотела выступать еще и еще. В 9 лет поступила в известную в Украине народную хоровую капеллу «Зоринка» в Тернополе. Сейчас она носит имя светлой памяти своего основателя, директора хоровой школы, заслуженного работника образования Украины Изидора Доскоча, дело которого продолжает жена маэстро, художественный руководитель капеллы Анжела Доскоч.
— Кстати, мы сейчас разговариваем именно в помещении «Зоринки», вашей альма-матер, что же дала она вам?
— Она, «Зоринка», как и семья, дали мне, если можно так выразиться, духовно-музыкальный ориентир в жизни. Всегда говорю, что песня, музыка – это определенный код, который люди, владеющие им, передают другим. Поэт завораживает кодом-словом, живописец – красками, образами, а музыкант, певец – мелодией, песней, которая захватывает все естество, вызывает определенные переживания, гамму чувств.
— Наверное, в каждом человеке есть тот или иной код, заложенный Богом, природой, родителями, та высокая духовная благодать, которую не каждый может разбудить в себе…
— Это верно, и именно, повторяю, в «Зоринке» мои наставники, прежде всего, Изидор Доскоч, этот нравственный камертон для всех, кто учился и учится в хоровой капелле, Анжела Доскоч разбудили во мне ту, как вы говорите, Божью благодать, чтобы она проявила себя, дарила радость другим. Для меня «Зоринка» – это тот фундамент, на котором основывался мой будущий музыкально-песенный прогресс. Вот представьте себе, хор в Тернополе, где я осваивала основы пения, заявил о себе на всю Украину, концертами радовал слушателей во многих странах, ведь мы пели достаточно сложные произведения на три-четыре голоса. То есть, высокий профессионализм преподавателей, наставников сделал «Зоринку» жемчужиной украинской культуры, которая засияла во всем мире и, верю, будет сиять еще долго.
— По крайней мере, благодаря таким звездам, как вы и другие выпускники «Зоринки».
— Спасибо, но я о том, что очень важно, чтобы одаренные детские души своевременно прошли своеобразный «культурный фильтр». Очистились он ненужного, лишнего, ненастоящего, которое мешает формировать духовный мир ребенка, и, наконец, впоследствии, его мировоззрение.
Так что именно победы в детских песенных конкурсах, годы обучения в «Зоринке» в классах фортепиано и вокала дали мне, повторяю, определенный ориентир в моей песенной жизни. Я это всегда буду помнить с благодарностью. И сегодня свой концерт на Театральной площади мы начнем и завершим именно совместным с «Зоринкой» выступлением, споем вместе.
— А как в вашей жизни появился Лондон?
— Сначала Лондон «появился» в жизни моих родителей. Шестнадцать лет назад я вместе с родителями и младшим братиком уехала из Тернополя в столицу Англии, куда моя мама поступила в университет. Конечно, скучала по родному городу, друзьями, но постепенно адаптировалась. А после одного из школьных концертов, когда я спела песню Селин Дион, всемирно известной канадской певицы и начала играть на фортепиано, на меня обратила внимание учительница музыки. Она и порекомендовала мне продолжить обучение в высшем специальном музыкальном заведении. Впоследствии я поступила в Королевскую Музыкальную академию в Лондоне.
— В тот период были выступления на британских сценах?
— Да, участвовала в концертах, в том числе и сольных. Помню, как выступала в престижном концертном зале «Вигмор Холл». Пела акапельно украинскую песню “Ой, летіли дикі гуси”. Какое было волнение и радость одновременно, когда видела слезы на глазах у британцев, которые слушали песню в огромном зале!
— А когда ваши дороги сошлись с Rock-Choir?
— Хор был основан в 2004 году в небольшом городе возле Лондона. На первую его репетицию пришло 70 человек. За три года стала одна тысяча. И тогда инициатор создания такого хора Каролейн Редмер начала искать лидеров — руководителей локаций хора, чтобы покрыть территориально весь Лондон. Требование: иметь музыкальное образование, вокал, играть на фортепиано и уметь водить машину. Объявление об этом увидела в Интернете. Решила попробовать. Я была первой из восьми человек, которые подавались. Прошли отбор. Нам определили различные части Лондона для музыкальных занятий. Мне выпала центральная часть города. У меня четыре хора, где занимаюсь с 400 хористами четыре раза в неделю по полтора часа каждое занятие, которые оплачивают сами хористы. Это – люди разных профессий, разного возраста. Занимаемся преимущественно 10 недель, тогда даем концерты. В репертуаре – более 100 произведений мирового песенного наследия.
— То есть, вы дирижируете частью многотысячного большого хора?
— Да, всего нас – свыше 26 тысяч, и когда поем, это звучит просто грандиозно. Проводим занятия для тех, кто даже не владеет музыкальной грамоты, но любит петь. Возраст здесь не имеет значения. Главное – любовь к музыке, пению. Таким образом люди самореализовываются. Все это придает им уверенности, становится определенной терапией, моментом создания хорошего настроения. На такие концерты приходят целыми семьями, посмотреть, как поют их родные. Бывает и так, что в одном хоре поет несколько поколений.
— А чем для вас является такая работа – быть и руководителем хора, и дирижером и, наконец, еще и петь?
— Во-первых, то, что я делаю, я очень люблю, это является моей жизнью – музыка, песня, работа с людьми, которые уважают тебя и искренне стремятся научиться тому, что ты им даешь. Они тонко чувствуют мои переживания, когда учим ту или иную песню, в которую стараюсь, чтобы мы углубились, будто в реку, в ее теплые воды, из которых не хочется выныривать.
— Вижу, для вас, Кристина, музыка – это целый мир, в котором вы живете…
— А иначе не может быть. Да, это действительно мой мир, в котором я живу и творю. И спасибо Богу, что ни разу не возникала у меня мысль изменить то, чем занимаюсь. В конце концов, я стараюсь никогда не бросать начатое дело, отдаваться ему на все сто процентов. Тем более тому, которому посвящаешь всю себя. Вообще, убеждена: в музыке, пении надо жить собственными переживаниями, мыслями, эмоциями, иначе просто будешь ремесленником от музыки. В конце концов, высокое искусство и начинается с переживания, как хотите, с боли, сомнений, колебаний, чувства созидания, определенного ожидания рождения чего-то нового…
— Кристина, говорят, нет плохих хоров, есть плохие дирижеры. Как вам такой тезис?
— Скажу откровенно, что в нашем хоре я не только дирижер. Это не чистое дирижирование, это скорее, управление хором. Я показываю им движения, мимику, жесты, помогаю в пении. Все это объединяет меня с ними, и они это чувствуют, очень тонко чувствуют, что я хочу, чтобы наше пение растрогало зрителей, вызвало определенные эмоции, запало в их души. Потому что я прекрасно понимаю, что слушатели в зале или на большой арене, возможно, со временем и забудут, какую мы исполняли песню, ее название, но они надолго, может и навсегда, запомнят свои ощущения в тот момент, когда звучало наш пение. И главное, чтобы дирижер, руководитель хорового коллектива – как частичка хористов – слился с ним и объединил в душевных переживаниях тех, кто поет и тех, кто слушает это пение.
— Это почувствовали и зрители «Голоса страны», в котором вы в этом году принимали участие.
— Да, на этот конкурс решила пойти, чтобы попробовать свои возможности еще и в такой ипостаси, определенным образом еще раз прикоснуться к Украине, родному краю, ведь выступления на этом шоу дали мне прекрасную возможность посетить родную землю. Спасибо моему тренеру Сергею Бабкину за уроки, которые он мне дал, и за выбор песни «Нева» для «слепого» прослушивания.
— А как отреагировали ваши родные на такой шаг?
— Положительно. Родители радовались, что получила такую уникальную возможность продемонстрировать свои навыки, а муж даже прилетел из Лондона на просмотр моего выступления в Киеве. Вообще, он, хотя работает менеджером в строительном деле и якобы к песенному искусству отношения не имеет, но всегда меня поддерживает, я часто даже некоторые произведения, которые планируем взять в репертуар, сначала исполняю для него, смотрю, как он это воспринимает как зритель. Он даже говорит, чтобы я приняла участие в подобном шоу в Британии. Может так и сделаю.
— А дома вы часто поете, как говорят, «для себя»?
— Иногда это бывает, но все происходит естественно, непринужденно, как говорят, «без фанатизма». Преимущественно после насыщенных репетиций с хористами, в свободное время берусь за гитару, это мое, наверное, любимое занятие, а там уже, где есть мелодия, как-то спонтанно рождается песня, да и поется легко, потому что этого, наверное, требует душа.
* * *
А потом, после нашего общения, была Театральная площадь в Тернополе и сотни зрителей, которые пришли на грандиозный благотворительный концерт в поддержку детей-сирот, выпускников интернатов. Из уст певцов – участников Rock-Choir, звучали популярные произведения известных мировых исполнителей. Были и совместные с народной хоровой капеллой «Зоринка» выступления, грациозное и такое понятное певцам дирижирование двух красивых женщин – Анжелы Доскоч, директора детской хоровой школы «Зоринка», художественного руководителя одноименной хоровой капеллы и Кристины Дмитрик-Кларк, певицы, дирижера хора Rock-Choir.
А еще апофеозом этого художественного действа прозвучала в тот августовский день легендарная песня «Я піду в далекі гори…», созданная почти полвека назад Владимиром Ивасюком. Ее в свое время исполнял и сам автор, и Василий Зинкевич, а впоследствии и Мария Яремчук, и Квитка Цисык. А сейчас — она, поддержанная многоголосием Лондонского Rock-Choir хора, звучала из уст Кристины Дмитрик-Кларк и тернопольской «Зоринки».
Что же, пой, Кристина, неси, как в той песне-легенде, «увесь блакитний світ, а в устах – цілунки й радісні пісні, мрію молоду»…